Interfax-Russia.ru – Политическим трендом 2012 года могут стать коалиции – в правительстве, думе и оппозиции. Однако до реального объединения "разношерстных" сил дело может не дойти.
Одним из мощных инструментов политического влияния в современной России могли бы стать коалиции. Однако политологи скептически относятся как возможности слияния "на благо отечества" парламентской оппозиции и власти, так и политических сил на правом фланге.
Как стало известно в начале недели, кремлевская администрация консультируется с парламентской оппозицией по поводу создания коалиционного правительства.
"Кремль начал предварительные консультации по составу будущего правительства с парламентскими партиями", - передает слова представителя "системных" политических структур газета "Известия".
В частности, отмечает издание, ссылаясь на высокопоставленного "справедливоросса", в конце прошлой недели Кремль запросил предложения у партии "Справедливая Россия".
Партия уже представила администрации список, в который вошли некоторые представители кадрового резерва, сформированного в начале президентства Медведева. "Справедливороссы" отметили депутатов Александра Четверикова, Александра Агеева, Александра Буркова.
Известно, что Четвериков является членом комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Агеев входит в состав комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. А Бурков участвует в работе комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
"Мы, конечно, не очень верим в то, что все наши предложения действительно возьмут и сделают наших выдвиженцев членами правительства, но на должности первых заместителей министра вполне можно рассчитывать", - предположил источник в партии.
Факт переговоров с Кремлем также подтвердили в КПРФ.
"Победа любого кандидата будет не оглушительной и будет требовать коалиционного правительства. Поэтому каждая партия сегодня ведет переговоры и дает системные предложения. Зюганов на пресс-конференции предложил свой состав правительства. Каждый из этих людей будет готов занять министерский пост", - заявил "Известиям" зампред ЦК Компартии Владимир Кашин.
По данным издания, коммунисты выдвинули список, в котором можно найти доктора экономических наук Сергея Глазьева, зампреда комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Юрия Афонина, члена комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Бориса Иванюженкова, члена комитета Госдумы по вопросам собственности Алексея Корниенко, а также координатора движения "Левый фронт" Сергея Удальцова.
В свою очередь, на пресс-конференции в "Интерфаксе" ситуацию прокомментировал лидер КПРФ, кандидат в президенты Геннадий Зюганов. Он сообщил, что "Кремль можно трактовать в широком понятии", и что там есть люди, которые "поддерживали и поддерживают тех, кто проповедует идеалы социализма".
"Так вот мы заинтересованы в сложении усилий и будем создавать такого рода команду", - заявил лидер коммунистов. Он подчеркнул, что с ним лично никто переговоров не ведет.
"ЛДПР никогда не навязывается, с нами никаких переговоров не ведут. Никто не помогает, мешают каждый день, чернят каждый день", - сообщил его коллега по парламенту и президентской кампании Владимир Жириновский.
Вместе с тем он выразил желание сотрудничать с властью.
"Мы готовы участвовать в любом варианте управления страной, чтобы показать, что мы не просто со стороны кого-то критикуем, а готовы войти в любое правительство", - заявил лидер либерал-демократов.
Между тем, по данных тех же "Известий", ЛДПР и "Единой России" действительно не предлагали формировать такие списки. Но и в той, и другой партии есть свои потенциальные кандидаты на министерские портфели.
Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков напомнил, что Путин действительно обещал представить в кабинете министров политические силы России, однако сообщил, что их попадание в правительство будет в первую очередь связано с вопросом квалификации.
По мнению политологов, подобные действия Кремля можно рассматривать, как предвыборный ход: так можно консолидировать голоса неопределившихся и частично тех, кто голосует за соответствующую оппозиционную партию. Вместе с тем, созывом "коалиционного кабинета" можно лишить оппозиционные партии нескольких действительно весомых политических фигур и заодно разделить с ними ответственность за возможные промахи в будущем.
Вместе с тем, даже если такое правительство будет утверждено, вряд ли оно просуществует долго. Во-первых, Владимир Путин привык работать с хорошо знакомыми ему людьми, признаются эксперты. Во-вторых, предыдущий исторический опыт создания коалиционного правительства в современной России был коротким и не совсем удачным. Правительство премьер-министра Евгения Примакова, утвержденное вскоре после экономического кризиса 1998 года, как результат компромисса между Кремлем и думскими партиями, продержалось у власти считанные месяцы. После чего в российском кабинете министров практически не было носителей политически полярных взглядов.
Интересно, что практически одновременно с разговорами о новом "призыве" Кремля активизировались слухи об объединении демократической оппозиции.
Так, руководители незарегистрированной Партии народной свободы (ПАРНАС) собираются создать новую демократическую "суперпартию".
"У нас есть понимание, что если будет упрощение закона о партиях, то Путин будет заинтересован раздробить демократический лагерь путем создания кучи партий, которые будут грызться между собой. Если возникнет пять-шесть центров притяжения на демократическом фланге - это будет катастрофа, так как в таком случае все получат по 2%. Эта угроза очевидна и понятна, поэтому мы начали думать о том, как создать суперпартию", - заявил один из сопредседателей ПАРНАСа Борис Немцов "Коммерсанту".
В случае отказа от слияния представители демократической оппозиции предлагают создать коалицию равноправных участников. Финансировать подобное объединение политики предлагают на паритетных началах. Однако к созданию такой организации имеет смысл приступать после выборов президента, считают в ПАРНАСе.
Представители партии отмечают, что в движение могли бы войти "Яблоко", "Солидарность", остатки "Союза Правых сил", сторонники бизнесмена Михаила Прохорова, экс-министра финансов Алексея Кудрина и блогера Алексея Навального. Оппозиционеры рассчитывают примерно на 30% голосов избирателей.
Однако даже потенциальные сторонники относятся скептически к такой перспективе.
"Такие разношерстные силы не могут создать партию - это нереальная вещь", - отметил лидер "Яблока" Сергей Митрохин.
При этом он одобрил создание коалиции, но заявил, что "новый закон будет запрещать блоки, как раз для того, чтобы раздробить демократический лагерь".
По мнению Алексея Кудрина, объединению демократических сил мешают противоречия.
"В январе проводил консультации с лидерами ПАРНАСа о консолидации демократических сил. Договоренности пока нет. Так же проводил консультации с другими политиками, в том числе, с Григорием Явлинским. Есть противоречия, которые нужно обсуждать и преодолевать", - написал Алексей Кудрин в своем "Твиттере".
Другие потенциальные участники коалиции либо не слышали о предложении объединиться, либо пока отказываются комментировать такую возможность. Политологи и вовсе считают, что этот проект исподволь будет "модерироваться" из Кремля.
Но всех может удивить "левый фланг". О возможности объединения в будущем "Справедливой России" и КПРФ сообщил лидер "эсеров" Сергей Миронов.
"Я уверен, что наша партия и КПРФ непременно объединятся - это лишь вопрос времени. У "Справедливой России" и КПРФ много общих идей, которые дают почву не только для раздумий, но и подтверждают необходимость в конечном итоге объединения двух партий. У нас очень много общего в практическом плане в процессе законодательной работы с КПРФ в Госдуме", - подчеркнул Миронов.
Вместе с тем неизбежным, по его убеждению, объединение может быть на платформе социал-демократии.
"Когда это будет - через год, через пять, через 10 лет - не знаю, но то, что это будет, не сомневаюсь, это исторически неизбежный процесс", - подчеркнул лидер "Справедливой России".
Впрочем, накануне он не приехал на совместную пресс-конференцию кандидатов в президенты от оппозиционных парламентских партий, на которой критиковали подавляющее информационное преобладание в эфире фаворита кампании. Миронов внезапно предпочел пресс-конференции предвыборный выезд в Омск. И даже не вышел на связь по телефону, как об этом сообщалось в начале пресс-конференции.
По всей видимости, реальным коалициям в правительстве, а также на левом и правом флангах есть много закономерных, а порой и случайных препятствий. А уж подводных камней и того больше.
Обозреватель Алексей Дружников