Россия / Точка зрения 28 февраля 2009 г. 08:56

Кризисная экономия

Interfax-Russia.ru – В период кризиса каждый поневоле урезает расходы. Психологи считают, что делать этого не стоит.

Для большинства наших сограждан кризис в экономике неминуемо сопровождается кризисом личных бюджетов. В начале этого года социологи провели исследование и выяснили, что под секвестирование у отдельных мужчин попала даже такая статья расходов как… наличие любовницы. Большинство мужчин и в лучшие времена считали походы налево не самой выгодной инвестицией, а сейчас и вовсе не видят в подобном никакого смысла.

"Семейные узы крепнут, связи на стороне теряют актуальность, поскольку становятся не по карману россиянам", - сообщила на пресс-конференции по итогам законченного в феврале исследования директор по коммуникациям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Ольга Каменчук. Результаты опроса центра показали, что кризис способствует укреплению семей россиян. Они стали ценить тыл, так как семья позволяет отгородиться от внешних проблем. Карьера, дорогие машины и модные вещи отошли на второй план. "Но в целом, - отмечает Каменчук, - пока кризис еще не привел россиян к резкому пересмотру своего образа жизни. Такие перемены ожидаются позже".

И еще один любопытный вывод сделали эксперты. Оказывается, наиболее романтично настроенные россияне проживают в Уральском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. В этих регионах люди чаще других ходят на свидания и считают, что миром правит любовь. Итак, от чего же все-таки отказываются в кризис романтически настроенные сибиряки?

Безусловно, получить официальные комментарии по поводу того, отказался ли кто-то из сильных мира сего от дополнительных любовных утех, Interfax-Russia.ru не удалось. Возможно, такие случаи и есть, но они не типичны, потому что, например, число посетителей кафе, ресторанов как одних из общепринятых мест свиданий глобально не сократилось.

Однако бизнесмены все-таки урезают свои расходы. Наиболее заметная экономия была замечена со стороны известного российского бизнесмена Олега Дерипаски. По информации независимого интернет-портала Бурятии "Байкал Медиа Консалтинг", кризис заставил российского олигарха приостановить финансирование строительства личной туристской яхты из-за того, что он не может полностью оплатить заказ. "Строительство яхты началось еще в феврале 2007 года. На нее было запланировано потратить 400 млн рублей, уже вложено 160 млн рублей, сейчас, по данным агентства, Дерипаска решает вопрос о продаже несостоявшегося чуда по сниженной цене Улан-Удэнской судостроительной компании", - пишет агентство.

Со ссылкой на директора предприятия-изготовителя Вадима Багненко "Байкал Медиа Консалтинг" вводит в детали: "…по проекту яхта была рассчитана всего на 12 человек, хотя по размеру в нее могло бы поместиться и 50 пассажиров. Она состоит из двух ярусов и небольшого козырька. Каждая каюта равна самой настоящей квартире, предусмотрены также бассейн, сауна, а в личной комнате Олега Дерипаски еще и спортивный зал с татами".

Отказ олигарха от дорогостоящего увлечения уже привел к сокращению штата судостроительной компании со 109 до 25 человек. Сейчас руководство предприятия пытается перепродать заказ: если судьба судна будет решена, то рабочие вновь вернутся из неоплачиваемых отпусков. Но если найти нового хозяина для роскошной яхты не удастся, то несостоявшаяся яхта может повторить судьбу другого судна, которое уже больше десяти лет стоит на территории завода брошенным, в кризис 90-х годов от него отказались иркутяне… К сожалению, директор Улан-Удэнской судостроительной компании Багненко не подтвердил и не опроверг информацию о яхте олигарха - он просто отказался давать комментарии Interfax-Russia.ru.

Стоит отметить, что в число сокращенных расходов со стороны компаний и органов государственной власти попали расходы на сотовую связь и командировочные, на поздравительные открытки и подарки, проведение многочисленных корпоративов, а также пышные торжества по случаю годовщин заксобраний и юбилеев компаний. Многие крупные и средние фирмы взяли за правило экономить на аренде офисов: выбор между выгодным имиджем, лучшими бытовыми условиями и деньгами сейчас делается в пользу лишнего сэкономленного рубля.

Но дальше всех пошел губернатор Томской области Виктор Кресс: он не только избавился от сомнительных расходов, но и… обязал областных чиновников передавать дорогие подарки в собственность региона. "Введен запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц - подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения", - процитировал распоряжение губернатора пресс-секретарь главы региона Владислав Халин. Теперь подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, признаются собственностью Томской области. Кресс также рекомендовал принять аналогичные правовые акты главам муниципальных образований области.

Безусловно, гораздо меньший интерес представляют собой статьи расходов, на которых пытаются экономить простые смертные. Кто-то пересел с личного авто на общественный транспорт, кто-то радуется тому, что с докризисных времен в запасниках осталось несколько шампуней и зимой можно обойтись без посещения парикмахера, а кто-то начал покупать продукты первой необходимости в социальных магазинах.

Интересен в связи с этим комментарий частнопрактикующего психолога из Новосибирска Татьяны Тверье. Она полагает, что кризисное мышление зависит… не от самого кризиса, а скорее от психологического склада человека.

"Установлено, что на земле всего 7-9% людей обладают природным оптимизмом, остальные - так или иначе подвержены такому феномену, как кризисное мышление, - считает Тверье, - оно обостряется именно в критичные периоды жизни личности или общества в целом. Однако степень обострения зависит от степени психологической зрелости человека. Отсюда напрямую зависит и степень ограничений, по которой можно судить об уровне оптимизма".

Что же касается самих ограничений, то психолог разделяет их по социальным критериям. "Бизнесмены в первую очередь отказываются от затрат на корпоративные мероприятия (стараются праздновать "своими силами"), а вот что касается личных удовольствий, то здесь стараются сохранить все в привычных для себя рамках, так как психология лидера зачастую подразумевает под собой развитую эгоцентричность", - полагает эксперт.

Что касается простых людей, то здесь напротив расцветает комплекс неполноценности и начинается отделение собственного "Я" от многих удовольствий: походов в кафе, кино, других развлечений. Срабатывает опыт так называемого коллективного бессознательного: "кто не работает - тот не ест". Таким образом, люди наказывают сами себя за внешние обстоятельства, чем еще больше снимают ответственность за происходящее вокруг них.

Психолог дает достаточно необычный для кризисного периода совет. "Что делать? Во-первых, развернуться лицом к собственным проблемам и по возможности восполнить дефицит того, от чего пришлось отказаться, - говорит Тверье, - ведь кризис для того и дан, чтобы отработать все "хвосты" и выйти на другой уровень осознания себя. Не надо бояться ставить высокие планки! Это заставляет нести личную ответственность за собственную жизнь и меньше совершать безумных поступков".

Одним словом, если бы кто-то не отказался от яхты, а кто-то от похода в кино, то он бы нашел способ на это заработать.

Обозреватель Любовь Третьякова

Фото ИТАР-ТАСС