Точка зрения 10 августа 2012 г. 15:25

Крылатые качели

Interfax-Russia.ru – Столетие Военно-воздушных сил, переживших и свой расцвет, и свой упадок, отмечают в России. Основные торжества с участием российских и зарубежных асов пройдут в Жуковском.

Началом создания военной авиации России принято считать 12 августа 1912 года. В этот день был издан приказ по Военному ведомству России, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, хотя Императорский военно-воздушный флот начал свое существование еще в 1910 году.

Однако именно 12 августа в 1997 году указом первого президента РФ Бориса Ельцина было официально названо Днем Военно-воздушных сил России. Правда, в августе 2006 года новый президентский указ "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации" предписал проводить праздничные мероприятия по случаю Дня ВВС в третье воскресенье августа – так, как это было в советской России. Тем не менее, столетие ВВС решено было отметить 12 августа 2012 года.

"Это веха ратной истории России и неотъемлемая часть нашей национальной памяти. Мы должны отметить такую дату достойно, с уважением к делам и подвигам нескольких поколений пилотов, конструкторов, рабочих авиастроительных предприятий, которые создавали славную героическую летопись российских ВВС, те традиции, которые сегодня и, уверен, в будущем будут служить прочной опорой Вооружённых Сил России", - заявил президент РФ Владимир Путин на июньском совещании по подготовке к празднованию юбилея.

Глава государства призвал использовать 100-летие ВВС для создания необходимой морально-нравственной атмосферы вокруг авиации и поставил задачу в рамках программы празднования поднимать общественный престиж авиационных профессий.

"Очень важно увлечь молодежь мечтами о небе, поднять общественный престиж летных, инженерных, технических профессий. Вижу в этом одну из важнейших задач планируемой программы празднования 100-летнего юбилея российского Военно-воздушного флота", - сказал Путин.

По его словам, важно задать правильный тон предстоящего мероприятия, сделать его интересным для людей как в России, так и за рубежом.

Еще в марте пилотажные группы ведущих стран мира получили приглашение на юбилей российских ВВС. И, как рассказал журналистам главком Военно-воздушных сил РФ генерал-майор Виктор Бондарев, несколько зарубежных пилотажных групп решили принять участие в торжествах в России. Кроме того, по его словам, главнокомандующие ВВС более 60 стран мира подтвердили свое участие в праздновании векового юбилея российской военной авиации.

Праздничные мероприятия, посвященные юбилею ВВС, пройдут по все стране. Однако главный праздник состоится в подмосковном Жуковском, где зрителям представят, как ретросамолеты, так и поступившие из авиапрома новинки.

Как рассказал "Интерфаксу-АВН" главный штурман ВВС России генерал-полковник Михаил Звягин, для празднования 100-летия ВВС России была создана крупная группировка авиации ВВС России - 107 боевых самолетов и вертолетов плюс более двух десятков резервных воздушных судов.

"Общее количество воздушных судов, принимающих участие в авиационном празднике, включая иностранных гостей, составит около 180", - сообщил он. По его словам, участники авиашоу будут базироваться на 12-ти аэродромах, самый дальний из них - это аэродром "Энгельс" (Саратовская область).

По словам представителя ВВС России, на праздновании будут представлены все рода авиации. "Это, в первую очередь, - блок Дальней авиации, в котором пройдут стратегические ракетоносцы и бомбардировщики, блок Военно-транспортной авиации в составе 11-ти воздушных судов; самолетов оперативно-тактического назначения, которые выполнят групповые проходы и покажут очень эффектные групповые бои; одиночный пилотаж продемонстрируют летчики Липецкого авиацентра на Су-34; а также армейскую авиацию представят 17 вертолетов", - сказал Звягин.

Перед этим над зрителями пролетят 22 самолета ретроавиации. Замкнут воздушный парад современные самолеты, такие как Су-35 и МиГ-29М2, а также самолет пятого поколения Т-50. Военные летчики пролетят парадным строем в виде цифры "100" в честь празднования столетия ВВС РФ

В праздновании в Жуковском примут участие пять пилотажных иностранных групп из Великобритании, Италии, Франции, Польши и Финляндии. "Их выступления органично вплетены в программу полетов", - отметил представитель ВВС.

Он также рассказал, что, кроме воздушной программы, на аэродроме в Жуковском на статической стоянке будут представлены все самолеты ВВС России, которые будут участвовать в летной программе, а также современные средства противовоздушной обороны.

В преддверии празднования векового юбилея нельзя не отметить, что время своего существования российские ВВС переживали разные периоды. Так, несмотря на свою короткую историю – до 1917 года, императорский Военно-воздушный флот считался одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.

В 1918 году после Октябрьской революции был основан Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. И уже к 1937 году общее после модернизации боевой авиации, доставшейся в наследство от императорской России, количество самолетов в Вооруженных силах достигло более 8 тысяч. А к концу 1930-х СССР имел уже около 800 цельнометаллических четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3, каждый из которых мог доставить 2 т бомб на расстояние 1 тыс. 100 км - такого воздушного флота не имела ни одна страна мира.

К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолетов в сутки, а в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолётов в сутки.

После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. И к концу 1980-х годов в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тыс. самолетов, что делало советские ВВС по-прежнему самыми многочисленными в мире.

Снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов началось в 1990-х годах после распада СССР. Процесс деградации российских ВВС несколько приостановился в начале 2000-х. Вместе с тем еще в январе 2008 года главнокомандующий ВВС Александр Зелин называл состояние воздушно-космической обороны России критическим. Свою точку зрения он обосновывал тем, что большая часть военно-воздушного флота устарела. Закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям начала 1990-х лишь в 2009 году.

Впрочем, и сейчас, по мнению экспертов, ВВС России находятся в глубоком системном кризисе. Численность Военно-воздушных сил России составляет лишь 15% от численности ВВС бывшего Советского Союза, отмечает генерал-майор авиации запаса Александр Цалко.

"ВВС практически упразднены. Продолжает децентрализация его управления", - рассказал Цалко журналистам. По его словам, "у ВВС не осталось ни центрального командного пункта, ни полномочий".

По оценке Цалко, "не лучшим вариантом" является укрупнение авиабаз, потому что когда более 100 аппаратов находится на одном аэродроме, подготовка летных кадров становится чрезвычайно тяжелой. Тяжелой проблемой современных ВВС эксперт назвал и старение авиатехники: "Обещают, что новая техника будет, но пока машины имеют возраст более 30 лет и поступлений пока нет".

Он предположил, что, если поднять в небо всю дальнюю авиацию, то взлетит только половина самолетов. Военно-транспортная авиация находится в таком же состоянии.

Эту проблему, по его словам, затмевает только кадровая. Цалко напомнил, что в советское время летчиков готовили 17 военных училищ летчиков и штурманов. "Сейчас в большинстве своем они уничтожены. Обещают тысячу новых вертолетов, забывая, что для них нужно 2 тыс. летчиков, которых взять негде", - отмечает ветеран авиации.

Между тем главнокомандующий ВВС России генерал-майор Виктор Бондарев смотрит в будущее с оптимизмом. "Сейчас проблем в боевой подготовке Военно-воздушных сил нет. У нас есть практически все необходимое для интенсивной боевой учебы, начиная от авиационного керосина и заканчивая средствами на ремонт и обслуживание авиационной техники. Начинает поступать новая авиатехника. Такого очень давно не было", - заявил он в интервью "Интерфаксу-АВН".

По его словам, в этом году ВВС планируют получить порядка 175-180 новых самолетов и вертолетов, в будущем - более 200 новых летательных аппаратов. Всего же по госпрограмме вооружений до 2020 года, отметил главком, ВВС России получат более 1 тыс. новых вертолетов.

"В это же время будет получено примерно столько же новых самолетов. Таким образом, к 2020 году наш авиапарк обновится практически на 75 процентов, а может быть, даже и больше", - сообщил генерал.

Он подчеркнул, что авиационным праздником по случаю 100-летия российских ВВС мы хотим показать всем, что ВВС России не стоят на месте, они развиваются, получают новую авиационную технику. И, подчеркнул Бондарев, все самое новое и лучшее из авиатехники, представленное в Жуковском в полете и на статической стоянке, поможет и нашим соотечественникам, и иностранным гостям убедиться, что у России есть крылья, и они широко расправлены.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще