Россия / Точка зрения 16 марта 2010 г. 19:13

Насильно лишенный семьи

Interfax-Russia.ru – Судьбу семилетнего Роберта Рантала, которого финские органы опеки разлучили с семьей, будут решать детские омбудсмены России и Финляндии.

История о том, как семилетнего сына россиянки Инги Рантала и гражданина Финляндии Вели-Пекки Рантала забрали из семьи и насильно поместили в приют финского города Турку стала достоянием общественности в конце февраля. Поводом для определения Роберта в приют послужили произнесенные мальчиком в школе слова о том, что мама как-то шлепнула его, и что семья может увезти его в Россию, так как у него двойное гражданство. Эти слова дошли до социальных работников, которые заявили, что не отпустят ребенка в Россию и считают мать угрозой для мальчика.

В связи с инцидентом Ингу Рантала допросили в полиции и возбудили в отношении ее уголовное дело. Более того, органы соцопеки решили направить дело Рантала в суд для лишения ее материнских прав. До суда матери разрешили видеться с сыном лишь два раза в неделю и разговаривать с ним только по-фински. Кроме того, мальчику запретили ходить в школу и посещать любимую им хоккейную секцию. А после инцидента на прогулке, когда сосед по приюту бросил в Роберта Рантала кусок льда, ребенка совсем изолировали от окружающих, запретив ему прогулки и телефонные переговоры.

"Мальчика, который и без того находится постоянно в стрессовом состоянии и нуждается в свежем воздухе, сделали настоящим заключенным детской тюрьмы. Его изолируют от мира, от нас, от улицы, - сетовала мать ребенка. - Он находится в очень тяжелом стрессовом состоянии, постоянно плачет и рвется домой". Она высказывала опасение, что "сына готовятся отдать в другую финскую семью, и органы соцопеки делают все, чтобы изолировать его на это время от общества".

Со своей стороны официальный представитель Инги Рантала, доцент Хельсинкского университета Йохан Бекман обращал внимание на попытки органов социальной опеки "сфальсифицировать дело". "Например, ранее в документах указывалось, что Инга якобы "шлепнула" ребенка, сейчас уже в них стоит, что "ударила", а это разные вещи. Ранее в документах указывалось, что Инга была арестована в связи с этим делом, сейчас, когда стало ясно, что ничего подобного не было, это упоминание изъяли", - отмечал ее представитель.

По его словам, суд при обычном рассмотрении дела может состояться только через шесть-семь месяцев, а все это время мальчик, согласно решению органов соцопеки, будет вынужден находиться в чужой обстановке в приюте. "Вызывает недоумение, что органы социальной опеки, которые забирают ребенка из семьи под предлогом, что ему дома опасно, не обращают внимание на опасность, угрожающую ему именно в приюте", - также отмечал Бекман.

По его словам, "мальчик ни разу на встречах с представителями полиции, органов соцопеки, генконсульства РФ в Турку никогда не говорил, что его кто-то и когда-то обижал дома. Наоборот, он рвется в семью, а то, что делают с ним и его родителями, - это настоящий беспредел".

Беспределом ситуацию с внуком назвал и финский дедушка Роберта Мартти Рантала, который обратился к властям Финляндии с открытым письмом, в котором потребовал немедленного возвращения ребенка из приюта в семью. Он обратил внимание на то, что его страна является членом международных соглашений по правам человека, "однако социальные работники грубо нарушают их и выступают против семьи".

В частности, отмечает Мартти Рантала, сотрудники полиции устраивали допросы семилетнего мальчика в отсутствие родителей. "Ребенку нанесены душевные травмы на всю жизнь. Такая деятельность ужасающа и для родителей, и для дедушки с бабушкой", - говорится в обращении. Дедушка серьезно озабочен состоянием здоровья внука Роберта, и задается вопросом: "Не является ли причиной всего происходящего, что у ребенка российское гражданство?"

В свою очередь и русская бабушка Роберта Людмила Войнова не исключает, что семья ее дочери Инги Рантала стала жертвой русофобии. "Как я понимаю, там правит русофобия. Ни одного арабского мальчика (не отобрали), а именно у русской и финна", - говорит Войнова в видеообращении к главе финского государства Тарье Халонен.

"Он находится, по нашим меркам, в тюрьме, он наказан, лишен возможности гулять на улице, пострадал от невнимания социальных работников. Он наказан. За что? Только за то, что сказал, что хочет в Россию и может приехать к бабушке?", - задается вопросом бабушка Роберта и просит президента Финляндии принять участие в судьбе внука.

Родственники ребенка надеются, что непростая ситуация разрешится в ходе визита в Финляндию уполномоченного по правам ребенка в России Павла Астахова.

Между тем накануне официального визита детского омбудсмена семилетний Роберт, воспользовавшись разрешением посещать школу, сбежал из приюта домой. Представители органов соцопеки Турку предложили родителям самим вернуть ребенка, в противном случае пригрозили вмешательством полицейских, однако мать мальчика заявила, что семья не может выполнить это требование.

"Ребенок прибежал к нам в поисках защиты, он умоляет нас спасти его и не возвращать в приют. Он находится в очень возбужденном состоянии, все время плачет, и если мы его в таком состоянии вновь вернем в приют, это значит, что мы его просто предадим", - заявила Инга Рантала "Интерфаксу".

По ее словам, она с мужем Вили-Пекка передали соцработникам, что намерены забаррикадировать жилье и не пускать никого домой. "Пусть полиция взламывает двери и забирает мальчика насильно. Мы будем снимать все это на видео, чтобы показать всему миру, как здесь относятся к правам детей", - заявила мама.

Со своей стороны уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ призывал финские органы опеки оставить мальчика в семье. "Роберт и так пережил достаточно большой стресс в связи с неоднократным помещением в приют. Органы опеки должны согласиться с тем, чтобы мальчик остался с родителями, пока будет решаться вопрос о его дальнейшем местопребывании", - отметил Астахов, попросив органы финской социальной опеки не предпринимать необдуманных действий, дабы не нанести мальчику "дополнительную психологическую травму". Он подчеркнул, что у органов опеки есть "все возможности для контроля за жизнью Роберта в семье", и родители не будут препятствовать такому контролю.

Обеспечить права Роберта детский омбудсмен потребовал также в своем обращении к послу Финляндии в России Матти Антонену. В документе, текст которого опубликован на официальном сайте уполномоченного по правам ребенка, отмечается, что органы опеки не считались с мнением мальчика, не обеспечили ребенку необходимой защиты, не предоставили возможности ближайшим родственникам Роберта - бабушкам - оформить временную опеку над ним. "Эти факты дают российской стороне основание требовать соблюдения прав несовершеннолетнего гражданина РФ и возвращения его в семью", - подчеркивается в обращении Астахова.

Он отметил, что родители Роберта "всегда выполняли требования органов опеки, а те в свою очередь лишь усугубили ситуацию". "Тот факт, что мальчика отпустили в школу после длительного удержания в приюте, можно расценивать, в том числе, как провокацию со стороны органов опеки", - считает Астахов. По его словам, родители мальчика готовы обеспечить возврат ребенка в приют, но при этом "мы вправе рассчитывать на ответные шаги с финской стороны".

Вместе с тем Астахов опасается, что ситуация с побегом Роберта из финского приюта может быть использована против супругов Рантала. Поэтому детский омбудсмен обратился к генеральному консулу России в городе Турку Александру Сверчкову с просьбой обеспечить присутствие представителей консульства в доме Рантала до разрешения ситуации.

Анализируя действия органов соцзащиты Турку в деле Роберта Ранталы, детский омбудсмен отметил многочисленные нарушения прав ребенка, закрепленные в таких документах, как Конвенция ООН о правах ребенка, Европейская социальная хартия, Европейская конвенция по правам человека, закон Финляндии "О детском благополучии". По его мнению, ребенок получил физическую и психологическую травму. "Роберт жаловался на то, что в приюте с ним обращались грубо и жестоко", - сказал он. Детский омбудсмен высказал "категорическое несогласие с грубым пренебрежением международными документами, нормами и законами".

"Семья Рантала, возможно, обратится с обжалованием действий органов опеки и социальной защиты Турку в местные и международные судебные инстанции", - приводит слова Астахова его пресс-служба.

Кстати, инцидент, связанный с помещением в приют Роберта Рантала, неделю назад в Москве обсудили и министры иностранных дел России и Финляндии Сергей Лавров и Александр Стубб. В ходе встречи глава МИД РФ выразил надежду, что финские власти урегулируют проблему вокруг сына россиянки, исходя из интересов ребенка и целостности семьи. Лавров подчеркнул, что "вопрос должен решаться в правовой плоскости". "Поэтому мы оказываем нашей гражданке Инге Рантале всю необходимую консульскую помощь, включая предоставление услуг адвоката", - отметил глава МИД РФ.

Со своей стороны, Стубб посетовал на то, что данная ситуация не находится в сфере ответственности МИД Финляндии и предложил заняться урегулированием такого рода проблем уполномоченным по правам ребенка, отметив, что поскольку Россия и Финляндия соседние страны, существует много межнациональных браков.

Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов прибыл в Финляндию во вторник. В программе официального визита - встречи с уполномоченным по правам ребенка в Финляндии Марией Кайса Аула, министром юстиции Финляндии Туйей Бракс, а также россиянкой Ингой Рантала, ее сыном Робертом и представителями органов опеки.

А накануне официального визита в Финляндию детский омбудсмен получил подтверждение того, что случаи изъятия детей из российско-финских семей приобрели системный характер. "За последние семь лет в Финляндии зафиксированы семь случаев изъятия детей из российско-финских семей, четыре из которых – в 2009 году. Определенная тенденция очевидна. Такая ситуацию вызывает тревогу и озабоченность", - говорится в заявлении Астахова.

Со своей стороны председатель Антифашистского комитета, доцент Хельсинкского университета Йохан Бекман отмечает, что сейчас в комитете "уже около 20 примерно таких же дел, когда ребенка насильно изымают от русских матерей и передают в приюты или финские семьи". При этом, по его данным, всего сейчас в Финляндии проживает около 100 тыс. граждан России.

Антифашистский комитет Финляндии предлагает заключить с Россией межгосударственный договор о правах ребенка. "В разработанном нами проекте договора содержится предложение создать при посольствах РФ в Финляндии и Финляндии в РФ должности уполномоченных по правам ребенка", - сообщил "Интерфаксу" Бекман.

По его словам, на таких уполномоченных предлагается возложить обязанность вести мониторинг положения детей в смешанных семьях, созданных гражданами двух стран. "Уполномоченный должен иметь в случае какого-либо происшествия с детьми доступ к соответствующим документам, он должен получать доступ к ребенку совместно с российскими врачами", - считает Бекман. "Мы предлагаем также включить пункты о праве детей разговаривать и учиться на родном языке, свободно передвигаться с родителями в Россию или Финляндию, государство не имеет права навязывать детям финско-русских семей свое гражданство", - добавил он.

Кроме того, полагает Бекман, государства должны поддерживать мультикультурное развитие детей в финско-русских семьях. Свои предложения Антифашистский комитет Финляндии планирует передать уполномоченному по правам ребенка в России.

Есть вероятность, что совместными усилиями удастся урегулировать ситуацию и найти пути решения проблемы. В противном случае семья Рантала заявила о готовности уехать из Финляндии в Россию. Отец мальчика - гражданин Финляндии, неоднократно расценивавший действия властей в отношении ребенка как "произвол", уже заявлял о намерении стать гражданином РФ.

Обозреватель Анастасия Николаева