Interfax-Russia.ru - В акватории Волги сел на мель танкер с нефтепродуктами, в воду попало около 2 тонн мазута. Экологи уверены, что умалять масштаб ситуации не стоит - главные последствия впереди.
Баржа "Бельская-75" с мазутом на борту отклонилась от фарватера и села на мель в районе населенного пункта Печерск Сызранского района (Самарская область) в ночь на понедельник. В МЧС по Самарской области информация об аварии поступила в 05:50 по местному времени.
Первоначально экипаж севшей на мель баржи пытался скрыть утечку мазута и своими силами устранить течь. Капитан баржи - г-н Мухин - отказался допустить на судно сотрудников МЧС и милиции и попытался скрыть информацию о принадлежности судна.
Впоследствии стало известно, что виновником аварии является сам капитан, который уснул за штурвалом. Причем, как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" источник в правоохранительных органах, такие показания дал сам Мухин.
Итог аварии таков: из 190 тонн мазута, находившихся в поврежденном танке, вытекло 2 тонны. Оставшиеся нефтепродукты успели перекачать в подошедшее нефтеналивное судно "Пахра". Всего, по уточненным данным, в 15 танках баржи, принадлежащей ЗАО "Саратов танкер", было около 4,5 тыс. тонн нефтепродукта.
В результате утечки образовалось нефтяное пятно размером 12 км в длину, 35 м в ширину с толщиной пленки - 4 мм. В настоящее время, уверяет региональное МЧС, загрязнение локализовано. Ниже по течению реки установлено 6 рядов боновых заграждений. Нефтепродукты собирают с помощью сорбента с акватории реки и береговой линии. Начались также работы по уборке береговой полосы. Поисково-спасательная служба Самарской области ведет патрулирование береговой полосы вдоль городских пляжей. Ожидается, что последствия аварии будут ликвидированы уже к исходу среды.
К расследованию причин аварии привлечены сотрудники прокуратуры и Средневолжского УВД на транспорте МВД России, а также создан штаб во главе с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области Дмитрием Азаровым.
В свою очередь Самарская межрайонная природоохранная прокуратура уже направила материалы проверки в шестой межрайонный природоохранный следственный отдел Волжского межрегионального природоохранного СУ СКП РФ. Как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" заместитель межрайонного природоохранного прокурора Самарской области Дмитрий Медведев, в частности, прокуратура просит проверить, имело ли место в данном случае нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ).
По данным МЧС РФ, вытекшее топливо в системы водоснабжения прибрежных населенных пунктов не попадет, поскольку на реке в районе аварии нет водозаборов. Так что утечка нефтепродуктов не должна отразиться на снабжении населенных пунктов водой.
Между тем, эксперты уверены, что подобный розлив мазута не останется без последствий. В частности, экологи из компании "Городской центр экспертиз - Экология" (ГЦЭ-Экология) советуют временно пользоваться привозной водой - в этом случае значительно снизится риск для здоровья людей.
Однако, уверена директор ГЦЭ-Экология Татьяна Нифонтова, больше всего от утечки нефтепродуктов пострадает экосистема Волги: рыбы, птицы, которые там охотятся и береговые животные. "Все зависит от того, какая именно марка мазута попала в воду, - пояснила Interfax-Russia.ru Нифонтова. - Более тяжелые фракции нефтепродуктов оседают на дно и при определенной температуре могут вновь подниматься на поверхность". Даже при оперативной и полной ликвидации нефтяного пятна останется опасность "вторичного загрязнения", считает она.
Кроме того, по словам Нифонтовой, опасность может угрожать и гнездовьям птиц.
О том, что существует вероятность загрязнения левобережья Волги - проток и островов, где гнездится большая часть птиц, Interfax-Russia.ru заявила и руководитель Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Поволжского гидрометцентра Наталья Бигильдеева.
Хотя сейчас, по ее словам, основной ущерб нанесен правобережной береговой зоне. "Ширина загрязнения составляет около 30 м на протяжении 5 км от зоны аварии", - рассказала Бигильдеева.
Основное пятно, отметила она, уже прибито к берегу недалеко от места аварии. По расчетам Центра, мазутно-водная масса уже в ночь со вторника на среду должна была достигнуть Сызрани. Однако визуально пленка на поверхности воды в этом районе пока не зафиксирована. Что касается проб воды у берега, где мазутная пленка присутствует, то пока на глубине от 10 до 50 см концентрация нефтепродуктов, по результатам анализа, в пределах нормы.
А боновые заграждения вблизи сызранских пляжей, по мнению Бигильдеевой, позволят не допустить попадания мазутной массы в зону купания.
Пока, конечно, об экологической катастрофе речь не идет. Все-таки 2 тонны мазута - это не 3 тыс. тонн мазута и около 7 тыс. тонн технической серы, которые вылились в море в Керченском проливе. Экологический ущерб от той аварии был оценен в $898 млн. Однако виновникам и нынешней аварии все равно придется нести ответственность по полной программе, убеждены эксперты.
Президент группы ГЦЭ Александр Москаленко считает произошедшее не случайностью, а результатом отсутствия должного надзора государства за перевозкой опасных грузов водным транспортом. "Государство обязывает компании, работающие с нефтью, разрабатывать планы ликвидации аварийных разливов нефти каждые 5 лет и проводить учения вместе с сотрудниками не реже 1 раза каждые 2 года. Такие же требования выполняют компании, осуществляющие трубопроводный транспорт нефти, например Транснефть, КТК-Р и пр.", - цитирует Москаленко пресс-служба Городского центра экспертиз.
"Но вот парадокс: за 15 лет с подобным запросам ни разу к нам не обращались компании-грузоперевозчики нефтепродуктов, - заявляет Москаленко. - Уверен у компании "Саратов танкер" такой документ отсутствует".
По информации группы ГЦЭ, потери нефти в мире при ее добыче, переработке, использовании и транспортировке превышают 45 млн тонн в год: 22 млн тонн теряется на суше, около 7 млн тонн в море, до 16 млн тонн теряется в атмосфере из неполного сгорания в двигателях разного типа. Это составляет 2% от годовой добычи.
Обозреватель Анастасия Николаева