Точка зрения 11 июня 2009 г. 09:00

"Нефтяной ключ" от Арктики

Interfax-Russia.ru - Отраслевые эксперты уверены - в освоении ресурсов Заполярья и континентального шельфа арктических морей настоящего успеха можно добиться, только выстроив всю логистическую цепочку доставки углеводородов от места добычи до потребителей.

В этом смысле пока не имеет аналогов в мире система морской транспортировки крупных партий нефти в условиях северных морей, которая была запущена 9 июня 2008 года в Баренцевом море нефтяной компанией ЛУКОЙЛ.

Первый год работы

За год бесперебойной работы через стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал Варандейского нефтеотгрузочного терминала, который расположен на побережье Баренцева моря в Ненецком автономном округе, было отгружено на экспорт около 5 млн тонн нефти. По факту - было загружено нефтью 73 танкера усиленного ледового класса. Терминал обслуживают 3 танкера ледового класса, построенные ОАО "Совкомфлот" специально для работы в этом районе.

Современная система экологической безопасности с тремя уровнями защиты обеспечила терминалу безаварийную работу. Сам стационарный причал работает по принципу "нулевого сброса", который предусматривает, что все производственные и бытовые отходы собираются в специальные контейнеры и вывозятся на берег для последующей утилизации.

Что такое проект "Варандей"?

"Варандей" - самый северный в мире морской ледостойкий отгрузочный комплекс подобного масштаба. Уникальность его состоит в том, что в таких высоких широтах и в таких суровых климатических условиях нефтяные компании еще не занимались регулярными перевозками крупнотоннажных партий нефти. Кроме того, этот маршрут дает возможность с наименьшими затратами экспортировать нефть при сохранении ее качества по кратчайшему морскому пути до европейского и североамериканского рынков.

Пропускная способность Варандейского терминала - до 12 млн тонн нефти в год (240 тыс. баррелей в сутки). Он предназначен для экспорта морским путем нефти, добываемой "ЛУКОЙЛом" в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Терминал состоит из берегового резервуарного парка общей проектной вместимостью 325 тыс. кубометров, стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала, установленного на расстоянии 22 км от берега. Отгрузочный причал представляет собой конструкцию высотой более 50 метров весом более 11 тыс. тонн и состоит из опорного основания с жилым модулем, швартово-грузового устройства со стрелой и вертолетной площадкой. Причал построен на заводе металлоконструкций ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть". Береговой резервуарный парк и выносной причал соединяют две нитки подводного трубопровода диаметром 820 мм.

Опыт "ЛУКОЙЛа" еще пригодится

Для создания экспортного терминала в Варандее "ЛУКОЙЛу" и ConocoPhillips пришлось инвестировать в проект более $4 млрд.

Сегодня терминал в основном отгружает нефть, поступающую с Южно-Хыльчуюского месторождения, которое "Нарьянмарнефтегаз" ввело в эксплуатацию в прошлом году. Проектный уровень добычи нефти на данном месторождении планируется достичь в текущем году, который составляет 7,5 млн тонн в год (более 150 тыс. барр./сут). По словам президента "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова, на "Варандее" создана инфраструктура, позволяющая вести обустройство новых месторождений в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

"Челночные перевозки во льдах в условиях экстремально низких температур требуют особой организации, серьезной работы по подбору кадров, уникальных технических и технологических решений, - пояснял недавно журналистам генеральный директор "Совкомфлота" Сергей Франк. - Опыт эксплуатации танкеров серии "Василий Динков" (обеспечивают работу Варандейского терминала - IFX.RU) позволит найти наиболее правильные технические решения для создания судов, которые в будущем повезут сжиженный природный газ и нефть с месторождений Штокмановского и Приразломного месторождений, а также полуострова Ямал".

Таким образом, Варандейский терминал является "пилотным" успешно реализованным арктическим проектом не только для нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", но и для других отраслей российской промышленности. В условиях повышенного внимания к арктическим углеводородным богатствам крупнейших мировых держав, а также планам самой России начать освоение углеводородов арктического шельфа, бесценный арктический опыт "ЛУКОЙЛа" может оказаться весьма кстати.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще