Interfax-Russia.ru – Неподалеку от столичного аэропорта "Домодедово" разбился Ту-204, летевший из Египта. За день до катастрофы этот же самолет аварийно садился в Москве.
Самолет Ту-204 авиакомпании "Авиастар-Ту" летел из Хургады (Египет) в Москву. Как рассказал журналистам начальник ГУ МЧС по Московской области Евгений Секирин, в 2:43 мск понедельника самолет пропал с радаров. "В 3:17 на место происшествия прибыли оперативные подразделения, и в 3:32 мск обнаружен самолет", - сообщил он.
А произошло вот что. При подлете к полосе аэродрома "Домодедово" Ту-204 стал буквально разваливаться на части. Как передал корреспондент "Интерфакса", самолет перед падением снес несколько десятков деревьев, и после удара о землю у машины оторвалось левое крыло, а также частично кабина, которая теперь лежит на земле под углом почти в 90 градусов, у нее сильно повреждена носовая часть. Также у самолета в двух местах надломился фюзеляж, сильно повреждено правое крыло, оторвались оба двигателя.
До посадочной полосы авиалайнер не дотянул около километра. Самолет упал в лесополосу, линии электропередачи и городские постройки, расположенные неподалеку, остались целы. Между тем, обломки воздушного судна разбросаны на протяжении нескольких сот метров. К упавшей машине протянули пожарные рукава, так как под самолетом скопились лужи авиационного керосина. Топливо может загореться от любой искры.
К счастью, на борту потерпевшего аварию самолета пассажиров не было. На борту были только члены экипажа, которых спасатели извлекали из самолета через аварийные выходы. "Пострадали восемь человек, двое из которых тяжело. Это командир экипажа Александр Косяков, у которого черепно-мозговая травма, и второй пилот Алексей Михайловский, у которого также черепно-мозговая травма, перелом грудины и перелом шейки бедра. Они находятся в центральной районной больнице Домодедово", - сообщил начальник ГУ МЧС по Московской области Евгений Секирин.
Между тем выяснилось, что всего за сутки до аварии этот же самолет, отправившись в Хургаду, был вынужден из-за задымления вернуться в "Домодедово", где совершил аварийную посадку. Как сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах Москвы, в 4:00 воскресенья Ту-204 выполнял рейс Москва – Хургада с пассажирами на борту. Долетев до Орла, экипаж обнаружил задымление в кабине и принял решение вернуться. В 6:00 утра самолет благополучно приземлился в аэропорту. "После того, как был обнаружен дефект, приведший к задымлению, - расстыковавшийся контакт по обогреву стекол – самолет вновь вылетел с пассажирами в Хургаду", - отметил собеседник агентства.
Высадив пассажиров, а, по данным "Росавиации", на борту самолета находилось 210 человек, лайнер возвращался назад. Впрочем, в ведомстве эти два происшествия воедино пока не связывают. Об этом "Интерфаксу" сообщил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. По его словам, аварийная посадка в воскресенье была совершена из-за того, что перегрелась система обогрева кабины пилотов. "Далее все неполадки были устранены, и самолет был выпущен из "Домодедово" в Хургаду без ограничений", - сказал он.
Тем не менее, Росавиация распоряжением от 22 марта запретила авиакомпании "Авиастар-Ту" перевозить пассажиров, сообщил "Интерфаксу" Извольский. "После происшествия у авиаперевозчика остался один пассажирский самолет, а по российским авиационным правилам, если у авиаперевозчика нет резервного борта, он не может осуществлять пассажирские перевозки", - пояснил собеседник агентства.
Расследованием обстоятельств причин инцидента с самолетом Ту-204, который дважды в течение суток совершил аварийную посадку в аэропорту "Домодедово", займется специальная комиссия межгосударственного авиационного комитета (МАК), состоящая из представителей Росавиации и других федеральных органов.
По словам Извольского, в понедельник полет Ту-204 проходил в сложных метеоусловиях, видимость была ограниченной. Однако ничего не предвещало беды. "Заход самолета на посадку происходил в штатном режиме. Экипаж и диспетчеры поддерживали связь в процессе всего полета. На заключительном этапе на удалении примерно 1 км от взлетно-посадочной полосы отметка воздушного судна пропала с экраном локаторов", - рассказал собеседник агентства.
Как сообщила в свою очередь журналистам руководитель пресс-службы аэропорта Елена Галанова, оборудование, имеющееся в "Домодедово", позволяет принимать самолеты даже во время сильного тумана, который стоял над Москвой минувшей ночью. "Во время тумана мы принимали рейсы из других аэропортов, в том числе и более десяти из аэропорта "Внуково", - сказала Галанова. Она также подтвердила, что полет Ту-204 проходил в штатном режиме. "Экипаж не запрашивал аварийной посадки", - отметила представитель аэропорта.
По факту аварии московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта). В СКП РФ сообщили, что в рамках уголовного дела следователи и криминалисты следственного управления СКП с привлечением специалистов в области авиации и представителей МАК осматривают место крушения Ту-204. "Следователи работают с наземными службами аэропорта, представителями авиакомпании и пострадавшими. Выясняются все обстоятельства и причины произошедшей аварии", - говорится в сообщении СКП.
Следственные органы пока не сделали даже примерных выводов относительно причин катастрофы. "О причинах говорить рано. Отрабатываются все стандартные версии: возможная техническая неисправность, ошибки при пилотировании, некачественное топливо. Проверяются все версии", - сообщил руководитель московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте СКП РФ Павел Селиверстов. "В настоящее время проводятся следственные действия с диспетчерскими и наземными инженерными службами, а также с теми членами экипажа, которые сейчас могут давать показания", - добавил он.
Между тем, в расследовании катастрофы при необходимости готовы принять участие и специалисты завода "Авиастар-СП", на котором был построен упавший лайнер. "Если потребуется, наши эксперты готовы принять участие в работе специальной комиссии Межгосударственного авиационного комитета, состоящей из представителей Росавиации и других федеральных органов", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" пресс-секретарь предприятия Сергей Мочалов.
По его словам, разбившийся самолет был построен на "Авиастар-СП" в середине 90-х годов прошлого века и "налетал достаточное количество часов". "У руководства предприятия нет пока версий о причинах катастрофы. Возможно, они появятся после расшифровки данных "черных ящиков" воздушного судна", - сказал Мочалов. Как сообщает телеканал "Россия 24", бортовые самописцы уже нашли и отправили на расшифровку.
Кстати, только за прошлый год с самолетами Ту-204 произошло несколько серьезных происшествий, которые вполне могли завершиться трагически. Так, 21 сентября 2009 года на высоте 10 тысяч метров у Ту-204 отказал правый двигатель, из-за чего самолет вынужден был аварийно сесть в аэропорту Южно-Сахалинска. На борту того воздушного судна находились 95 пассажиров, в том числе 3 ребенка, и 9 членов экипажа. Обошлось без жертв и раненых.
За две недели до этого инцидента другой самолет Ту-204, следовавший чартерным рейсом из Нижнего Новгорода в Анталью, из-за отказа одной из самолетных систем совершил вынужденную посадку в московском аэропорту "Внуково". На борту воздушного судна находились 208 пассажиров, никто из них не пострадал.
В мае 2009 года Ту-204, летевший из Перми в ту же Анталью, совершил вынужденную посадку в краснодарском аэропорту. При полете над Кубанью в самолете сработала сигнализация, которая оповестила о засоре топливных фильтров. Командир судна принял решение об экстренной посадке. На борту находились 206 пассажиров.
Последнее происшествие с Ту-204 было зафиксировано 19 января текущего года, когда самолет авиакомпании Red Wings, вылетевший из Омска в Сочи, вернулся в пункт отправления из-за неполадок. У самолета после взлета не до конца закрылась створка переднего шасси. К счастью, и в этом случае никто не пострадал.
Крупнейший эксплуатант российских самолетов Ту-204 – авиакомпания Red Wings – неоднократно указывала на ненадлежащее качество российской авиатехники. Как заявлял гендиректор компании Константин Тетерин в ходе коллегии министерства транспорта РФ по безопасности полетов, компания постоянно испытывает сложности как при эксплуатации самих воздушных судов, так и при заказе запасных частей и агрегатов к ним. В частности, по его словам, "очень серьезные претензии имеются к двигателям", что продемонстрировали недавние инциденты с самолетами Red Wings. Прямые убытки авиакомпании от отказов двигателей Ту-204 в ходе весенне-летней навигации составили 370 млн рублей.
Проблемы с качеством самолетов Ту-204 признает и руководство ОАО "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК). "Мы сами крайне недовольны тем, что у нас происходит с Ту-204", - заявлял в сентябре прошлого года журналистам глава ОАК Алексей Федоров. По его словам, до 80% проблем самолета связаны с ненадлежащим качеством комплектующих изделий, в том числе с двигателем. Глава ОАК подчеркивал, что руководство корпорации "давно работает с поставщиками над этой проблемой, в частности, проводя модернизацию воздушного судна".
По его словам, в ходе модернизации предприятия корпорации и поставщики выявляют слабые места и работают над улучшением качества комплектующих. Также корпорация работает над улучшением системы послепродажного обслуживания самолета. По словам Федорова, для этих целей при ульяновском заводе "Авиастар-СП" создается сервисный центр.
Впрочем, стоит отметить и тот факт, что аварий, повлекших гибель людей, с самолетами Ту-204 за время их эксплуатации не было. Хочется надеяться, что и не будет – к 2015 году эти самолеты планируется снять с производства, заменив их более надежными и современными МС-21.
Обозреватель Анастасия Николаева