Interfax-Russia.ru – Если 2010 год запомнился неурожаем зерна, то нынешний – логистическими проблемами. Возможная причина "бед" - ажиотажный спрос и нерассчитанная на него инфраструктура.
Причины для паники
К 7 ноября в России собрали 96,9 млн тонн зерна, что по данным Минсельхоза РФ на 33,2 млн тонн больше прошлогодних показателей. Однако не стоит забывать, что прошлый год был "отмечен" рекордной засухой, поэтому превзойти прошлогодние цифры было несложно. Зато в сравнении с урожаем 2009 года, нынешний "проиграл" ему 5 млн тонн. Отметился 2011 год и серьезными проблемами с отгрузкой.
Олег Рогачев, первый заместитель генерального директора ЗАО "Русагротранс" (специализированная "дочка" ОАО РЖД, крупнейший зерноперевозчик в России - ИФ), пояснил ситуацию. "Дело в том, что в этом году аграрии спешили наверстать объемы, потерянные в прошлом", - заявил первый заместитель генерального директора.
По его словам, вместо максимальных 29 000 заявок на перевозку уже в августе их было более 50 000 (при возможностях инфраструктуры в 30 000 вагоноотправок). "К сожалению, ажиотажный спрос вызвал цепную реакцию, все устремились в порт", - объяснил он.
В итоге в августе в Новороссийском порту была объявлена конвенция (временное запрещение отгрузки - ИФ), которая продлилась более недели.
Следом о трудностях с транспортировкой заговорили в Красноярском крае, где в "подвешенном" состоянии находилось 2 млн тонн зерна. 15 октября на встрече с главой РЖД Владимиром Якуниным премьер-министр Владимир Путин сообщил, что в правительство поступает много жалоб от грузоотправителей, перевозящих сельхозгрузы. Тогда была создана рабочая группа Минсельхоза и РЖД, которая частично решила проблему и из Красноярского края вывезли 500 тыс. тонн зерна. Впрочем, Владимир Якунин заметил, что ситуация в Красноярске, как и в других регионах Сибири, не критична, по его мнению, еще "остались рабочие моменты", но с точки зрения позиции сельхозпроизводителей в основном проблема решена.
Вскоре вслед за Красноярским краем о проблемах заговорили в Новороссийске, который считается одним из основных южных портов по перевалке зерна на экспорт. Источник на рынке зернотрейдинга сообщил "Интерфаксу", что из-за плохих погодных условий погрузка из портовых элеваторов в вагоны-зерновозы существенно замедлилась.
"В Новороссийске льет дождь, в итоге отгрузка на корабли идет, мягко говоря, неравномерно", - рассказывал собеседник агентства. Из-за этого сократились объемы погрузки зерна на суда и замедлилась работа портовой инфраструктуры.
С трудностями перевалки зерна столкнулся порт в Туапсе. Причиной задержек в Туапсинском морском торговом порту специалисты называли ограничение на завоз экспортных грузов и напряженность на участке дороги от станции Белореченская до станций Сочи, Адлер и Веселое (туда привозят строительные материалы для возведения олимпийских объектов). Кроме того, на некоторых станциях не хватало локомотивов и обслуживающих их бригад. Также проводился ремонт железнодорожной инфраструктуры, поэтому поезда принимали с задержками.
"Поток вагонов с зерном на станцию Новороссийск в сентябре составлял 2,6 тыс. зерновозов, в октябре снизился до 1,5 тыс., в Туапсе - 1,1 тыс. и 1,06 тыс. зерновозов соответственно", - сообщил "Интерфаксу" представитель службы корпоративных коммуникаций Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД). Собеседник агентства также добавил, что пик погрузки экспортного зерна пришелся на август, когда грузоотправители фактически выбрали квартальную квоту на поставку вагонов, но ее оказалось недостаточно.
Впрочем, сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону.
"В ноябре грузоотправители СКЖД предъявили к перевозке 1,2 млн тонн зерна, по сообщению "Русагротранса" все заявленные объемы будут вывезены", - сообщил "Интерфаксу" представитель СКЖД, добавив, что по информации министерств сельского хозяйства Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, проблем с вывозом зерна железнодорожным транспортом нет.
Проблем не оказалось в портах Тамани, Таганрога и Санкт-Петербурга.
От транспортных проблем открестились и в порту Владивостока, впрочем, местные экспедиторы отметили, что ощущают нехватку зерновозов.
Гендиректор ООО "Фетэксим" Григорий Артамонов сообщил "Интерфаксу", что из-за дефицита подвижного состава под угрозой срыва находятся контракты на 20 тыс. тонн зерновых. Впрочем, по сравнению с итогами урожая, эта цифра выглядит незначительной.
Также считают и представители РЖД.
"У нас (на Дальневосточной железной дороге - ИФ) не столь большие объемы (перевозки зерна - ИФ). Особых проблем нет. Все грузы, которые предъявляют грузоотправители, доставляются", - сообщил агентству представитель железной дороги. Вместе с тем представитель «Русагротранса» отметил, что "им важны все клиенты и несмотря на то, что порт Владивостока это очень сложный с точки зрения логистики и перевалки объект (в нем осуществляется прямая перевалка зерна, когда вагоны поднимаются краном, и трясутся над судном, что связано с многочисленными случаями поломки вагонов), компания максимально приложит усилия для обеспечения трейдеров Сибири."
Помимо юга проблема с перевалкой и транспортировкой зерна затронула и другие регионы. Однако там железнодорожники обвинили в транспортных проблемах не перевозчиков, а погрузчиков зерна. Так, по их данным, на Свердловской железной дороге количество простаивающих вагонов превысило норму в 10,6 раз.
"При среднем нормативном времени на погрузку-выгрузку вагонов в соответствии с заключенными договорами на эксплуатацию подъездных путей 3,4 часа, фактическое время нахождения вагонов под грузовыми операциями на предприятиях, где используются зерновозы, составляет 36,1 часа", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе железной дороги. – "В целом по всем железным дорогам только в октябре месяце из-за этого более 500 тыс. тонн зерна остаются не вывезенными."
Итогом таких недоразумений и становились проблемы с поставками.
По словам вице-губернатора Тюменской области Владимира Чейметова, за сентябрь и октябрь 2011 года "Тюменская линия" СвЖД недопоставила области 159 вагонов, необходимых для перевозки зерна.
"Наш субъект за сентябрь отгрузил порядка 250 вагонов, недопоставка составила 107 вагонов. За октябрь она составила 52 вагона, отгрузили порядка 320 вагонов", - подчеркнул вице-губернатор.
Сейчас запрос Тюменской области находится на работе в правительстве. Курганской области пообещали в ноябре 1,3 тыс. вагонов зерна. Другие уральские регионы особых проблем с поставками не испытывают. Из них ХМАО и ЯНАО потому, что являются потребителями уже готовой продукции.
Напряженная ситуация сложилась в октябре в Поволжье.
"На октябрь 2011 года грузоотправители области заявили к отгрузке железнодорожным транспортом 96,5 тыс. тонн зерна, или 1 тыс. 592 вагона-зерновоза. Тем не менее, пока они смогли воспользоваться 287 вагонами и отгрузить только 17,2% от заявленного объема",- сообщали в министерстве транспорта Саратовской области. Чтобы исправить ситуацию, было решено поставить из морских портов зерновозы и провести сгущенную отгрузку зерна.
"У министров сельского хозяйства в регионах, зачастую бывают устаревшие и неверные данные, - пояснили в "Русагротрансе", - "Именно поэтому приходиться корректировать их на рабочей группе в федеральном министерстве. Так по Саратову за 30 дней октября было согласовано 856 заявок, и отгружено более 970 вагонов."
В Сибири в Новосибирской области также не досчитались 300 вагонов.
"Русагротранс" на сегодняшний день недопоставил нам (Новосибирской области - ИФ) 300 вагонов-зерновозов, заявил в начале ноября "Интерфаксу" министр сельского хозяйства региона Георгий Иващенко, - "В правительстве создана рабочая группа, я ее возглавил. Планируется совещание с участием "Русагротранса" и Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), на котором будем решать этот вопрос. Такое большое отставание от графика недопустимо".
Вместе в компании "Русагротранс" отмечают, что у них другая информация. "По нашим данным, Новосибирская область обеспечена зерновозами на 98%," - подчеркнули в компании–операторе.
Выход есть
31 октября Минсельхоз подписал с РЖД соглашение о взаимодействии по перевозке сельхозпродукции. В рамках соглашения планируется создать специальные маршруты в разрезе прогнозных балансов по производству зерновых, потребления, а также экспортного потенциала", сообщала глава Минсельхоза РФ Елена Скрынник.
"Для того, чтобы цифры не отличались в разы, и чтобы не создавать искусственного ажиотажа, мы решили согласовывать действия на площадке Федерального профильного министерства" - рассказывает один из участников рабочей группы.
"Министерство уже предоставило нами данные об отгрузке – фактической и плановой, в том числе за октябрь. Согласно этим цифрам он исполнен более чем на 105% - подтвердили в РЖД.
"В октябре месяце мы отправили более 30 000 вагоноотправок, что при имеющемся у нас вагонном парке абсолютный рекорд, за всю историю перевозок – рассказали в "Русагротрансе".
По информации РЖД и "Русагротранса", проблемы с транспортировкой были вызваны действиями грузоотправителей, задерживающими вагоны под погрузкой и разгрузкой.
"Если бы не 8500 сорванных по вине грузоотправителей рейсов, удалось бы отправить значительно больше зерна", - говорят в компании операторе.
Кроме того, как рассказал глава РЖД Владимир Якунин на заседании правительства, в стране отсутствует инфраструктура, которая бы позволила транспортировать большие объемы зерна – укрупненными партиями, с применением маршрутизации грузов, а это дополнительно усложняет организацию экспорта.
1 ноября в ситуацию вмешался президент России Дмитрий Медведев, потребовав от участников процесса транспортировки зерна выполнять свои обязательства, а руководство РЖД и транспортных компаний ликвидировать нехватку вагонов для вывоза сельхозпродукции.
"Это бардак, так не должно быть, когда проблема вагонов решается президентом страны. Или там наладят эту работу этой системы наши коллеги, или нам придется принимать другие решения", - заявил Медведев во время визита в Барнаул.
Ускорить решение проблемы помогло и заявление вице-премьера Сергея Иванова, которое поддержал премьер-министр Владимир Путин. Они предложили штрафовать грузополучателей зерна за несвоевременную разгрузку вагонов.
"Есть еще одна проблема: простои вагонов с грузом и неразгружаемость грузов. Некоторые вагоны превратились из вагонов в хранилища грузов. И в этой связи Минтранс и я предложили, и вы (премьер В.Путин - ИФ) согласились с этим предложением - ввести штраф за неразгрузку вагонов, потому что их оборачиваемость падает очень сильно", - заявил Сергей Иванов на Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске.
Сказано-сделано
Меры оказались действенными и вскоре регионы начали сообщать о нормализации ситуации с транспортировкой.
"Вывезут все. Я встречался с руководителями железной дороги, им были поставлены четкие задачи. Сейчас дела пошли на поправку, в график (вывоз зерна - ИФ) войдет уже на этой неделе, в крайнем случае - на следующей. Это - уже не проблема", - заявил полномочный представитель президента РФ в УрФО Евгений Кувайшев журналистам.
В свою очередь, начальник управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края Татьяна Зеленина сообщила "Интерфаксу", что острая фаза кризиса с перевозкой зерна пройдена, но проблема нехватки порожних вагонов сохраняется.
"Заявки, которые компании направляли операторам, не все отрабатывались. В конце октября под руководством заместителя губернатора края Александра Лукьянова состоялось совещание, на которое были приглашены представители зерноперерабатывающих предприятий и ОАО "РЖД", - сказала руководитель управления. На совещании решили не менее 2 раз в месяц проводить встречи для решения проблем поставки вагонов.
По мнению экспертов, проблему перевозки зерна спровоцировал прошлогодний запрет на его экспорт. 15 августа 2010 года из-за засухи Россия потеряла третью часть урожая, поэтому было решено ввести эмбарго на продажу зерна за рубеж, которое сняли только 30 июня 2011 года. Впоследствии это и привело к ситуации, когда в не самый урожайный год появились проблемы с его перевозкой. В частности, генеральный директор ООО "ПроЗерно" Владимир Петриченко считает, что последствия эмбарго будут ощущаться в стране еще несколько лет.
"До эмбарго у нас вагонов и, скажем так, диспетчерской компетентности, было столько же, точнее, компетентности было меньше, а вагонов было больше", - заметил собеседник агентства. В результате вагонный парк был рассредоточен по территории страны, при этом в январе-феврале 2011 года в стране не было произведено ни одного вагона-зерновоза.
"Еще два сезона этот провал будет для нас как демографическая "дыра" у населения", - заметил Петриченко. Однако с точки зрения возвращения российского зерна на мировой рынок последствия эмбарго уже преодолены. По мнению эксперта, это значит, что России необходимо стимулировать экспорт, чтобы развивать зерновую индустрию.
"Внутреннее потребление не спасет зерновую индустрию - оно развивается очень туго, очень затратно, а экспорт - это локомотив", - сказал генеральный директор ООО "ПроЗерно".
Обозреватель Татьяна Петрова