Россия / Точка зрения 2 февраля 2018 г. 12:40

Новые крылья для "Аэрофлота"

Interfax-Russia.ru - "Аэрофлот" и "Ростех" утвердили условия поставки 50 самолетов МС-21.

Новые крылья для "Аэрофлота"
© РИА Новости. Сергей Мамонтов

Генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев и глава "Ростеха" Сергей Чемезов 1 февраля подписали контракт на поставку авиакомпании 50 самолетов МС-21. Согласно этому документу, лизинговая "дочка" Ростеха - "Авиакапитал-Сервис" - предоставит "Аэрофлоту" в операционный лизинг на 12 лет (с возможностью пролонгации на 2 года не более трех раз) 50 машин МС-21-300.

В компоновке для "Аэрофлота" лайнер рассчитан на перевозку 169 пассажиров (16 кресел бизнес-класса и 153 - экономического). На первом этапе договор предусматривает поставку судов с иностранным двигателем (PW1400G американской Pratt & Whitney), затем, начиная с 26-го самолета, авиакомпания сможет при желании получать машины с новейшими российскими моторами ПД-14, которые сейчас разрабатывает "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК).

"В самолете применяются передовые материалы и системы последнего поколения, созданные ведущими отечественными компаниями. В частности, Ростех производит для МС-21 титановые и композитные детали, бортовую электронику, компоненты шасси, другие системы, а также его "сердце" - двигатель ПД-14. Мы уверены, что именно этот двигатель будет выбран "Аэрофлотом" в качестве основной силовой установки для МС-21", - заявил генеральный директор "Ростеха" Сергей Чемезов.

Отметим, что первое воздушное судно авиакомпания может получить уже в первом квартале 2020 года, завершение же поставок ожидается в 2026 году. Сумма лизинговых платежей и резервов на их техническое обслуживание составит более 5 млрд долларов США.

"У нас в контракте указана гарантия на 48 месяцев, что соответствует зарубежным стандартам, - что в первый год машина будет летать 2 тыс. 100 часов, во второй – 2 тыс. 900 часов, в третий год – 3 тыс. 950 часов. Для нас это вполне реальные параметры", - сказал журналистам Виталий Савельев.

В целом же, как отметил гендиректор "Аэрофлота", параметры контракта на МС-21 лучше, чем на Sukhoi Superjet-100 производства АО "Гражданские самолеты Сухого".

"Подписание твердого контракта на 50 машин МС-21 – исторический рубеж не только для наших компаний, но и для всей страны. Знаково, что подписание твердого контракта между "Аэрофлотом" и "Ростехом" по времени совпало с другим, не менее значимым для нашей страны - "Аэрофлот" официально вернулся в глобальную авиационную элиту - вошел в топ-20 крупнейших авиаперевозчиков мира. Поэтому нам сейчас крайне необходима конкурентоспособная отечественная техника - качественная и экономичная", - добавил Савельев.

Еще одним важным событием для авиационной отрасли страны стало решение правительства РФ о финансовом участии "Ростеха" в создании среднемагистрального самолета МС-21. По мнению экспертов, это может стать первым шагом к вхождению Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в состав госкорпорации.

"Президент РФ Владимир Путин поддержал идею главы Минпромторга Дениса Мантурова подключить "Ростех" к финансированию программы МС-21. Речь идет о вложении собственных средств "Ростеха" в капитал ОАК", - сообщили газете "Коммерсант" два топ-менеджера предприятий оборонной промышленности.

Позднее ту же информацию изданию подтвердил и один из сотрудников аппарата правительства. В частности, по словам источника, близкого к администрации президента, в письме президенту "от 23 января министр сообщил, что госкорпорация подтвердила возможность выделения на МС-21 около 30 млрд руб. в 2018 - 2020 годах. Президент в знак согласия поставил свою визу на документе".

Напомним, что объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) была создана в соответствии с указом президента РФ от 20 ноября 2006 года для сохранения и развития научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса РФ, обеспечения обороноспособности государства, а также концентрации ресурсов для создания перспективной авиатехники.

На сегодняшний день ОАК включает в себя около 30 предприятий, в том числе "Туполев", "Сухой", "МиГ", "Авиационный комплекс им Ильюшина", Корпорацию "Иркут", ОКБ Яковлева, ТАНТК им. Бериева и другие, обладающие правами на всемирно известные бренды самолетов "Су", "МиГ", "Ил", "Ту", "Як", "Бериев". Кроме того, в 2013 году ОАК были переданы 9 авиаремонтных заводов Минобороны РФ.

Наибольший удельный вес в структуре производства занимает продукция военного назначения, как для Минобороны РФ, так и для поставки на экспорт.

МС-21-300 представляет собой среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, созданный корпорацией "Иркут" в кооперации с промышленными компаниями страны. В производстве воздушного судна активно задействованы холдинги Ростеха ВСМПО-АВИСМА, ОДК, "Технодинамика", КРЭТ, "РТ-Химкомпозит".

Лайнер оснащен инновационной эргономичной кабиной и обладает улучшенными летно-техническими характеристиками благодаря инновационным конструкторским решениям. Так, к примеру, впервые в мире в подобном самолете использовано крыло из полимерных композиционных материалов. В целом доля композитов в конструкции МС-21 превышает 30%, что позволяет существенно увеличить полезную нагрузку самолета.

Кроме того, МС-21 обладает самым большим в классе узкофюзеляжных самолетов диаметром фюзеляжа (4,06м) – такое решение обеспечивает пассажирам качественно новый уровень комфорта. В частности, салон самолета имеет увеличенный проход между креслами и поворотные багажные полки повышенной вместимости. Специально по заказу "Аэрофлота" на лайнерах планируется установить Wi-Fi-оборудование для выхода пассажиров в интернет.

Свой первый полет первый МС-21 совершил в мае 2017 года. В соответствии с программой, в ходе полета была выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом. Данная методика является типовой для первого полета новых типов самолетов.

МС-21-300-0001 пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко и летчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева. По словам Кононенко, полетное задание было выполнено полностью.

"Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено", – заявил он.

В январе текущего года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил о подготовке к испытаниям второго магистрального лайнера МС-21.

"Первый магистральный лайнер МС-21-300 уже совершил 33 испытательных полета. В конце февраля - начале марта к испытаниям присоединится второй самолет, сборка которого завершается на Иркутском авиационном заводе", - написал Рогозин на своей странице в социальной сети Facebook.

Вместе с тем, в конце декабря 2017 года к "финишной прямой" приблизились и летные испытания российского авиадвигателя ПД-14, предназначенного для самолета МС-21-300.

Как сообщила "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК, входит в "Ростех"), в течение 2015-2017 годов двигатель прошел I и II этапы летных испытаний "во всем диапазоне высот, скоростей полета и режимов работы". Была подтверждена работоспособность ПД-14 (базовый турбовентиляторный двигатель) "в условиях, приближенных к эксплуатации".

"Третий этап летных испытаний проводится с участием представителей сертифицирующих органов и должен официально подтвердить итоги первых двух "предсертификационных" этапов. Далее последует получение сертификата типа Росавиации", - сообщили в организации.

Параллельно продолжаются наземные испытания ПД-14, уточнила компания.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook