Interfax-Russia.ru – Члены Госсовета и президентской комиссии по модернизации экономики пришли к выводу, что нацпроект "Образование" должен охватить системы начального и среднего профобразования.
В России должен быть устранен перекос в пользу высшего образования, жизнь требует готовить больше специалистов среднего профессионального звена, заявил президент РФ Дмитрий Медведев, выступая во вторник на совместном заседании Госсовета и президентской комиссии по модернизации экономики.
"У нас очевиден перекос, который образовался в начале 90-х годов в силу самых разных причин в сторону высшего образования. Очевидна нехватка специалистов, выпускников начального, среднего профобразования", - сказал Медведев.
Президент в качестве примера привел случай во время посещения им "одного очень продвинутого ПТУ, выпускники которого занимаются вопросами обеспечения трубопроводных систем". "Я увидел там сидит дяденька лет 27-29. Я спросил, что он там делает. Он ответил: "Я учусь. У меня есть высшее образование, оно мне не нужно. Я хочу получить образование в ПТУ, я буду получать после этого ПТУ нормальные деньги, чтобы содержать себя и семью", - рассказал глава государства.
Он подчеркнул, что "это абсолютно рафинированный пример, как мы нерационально используем деньги на подготовку специалистов". Кроме того, по мнению президента, это и пример того, как девальвировалось высшее образование.
Медведев подчеркнул, что подготовка специалистов должна вестись с учетом реальных потребностей экономики в условиях ее модернизации. Для этого, считает глава государства, нужны "регионально-отраслевые прогнозы потребностей в кадровых ресурсах, то есть нужен четкий заказ". "Нужно четко знать, сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны. Ответ на этот вопрос должно дать государство вместе с предпринимательским сообществом", - считает президент.
Выступивший на заседании Госсовета губернатор Томской области Виктор Кресс также уверен – систему начального и среднего профессионального образования пора привести в соответствие с инновационными задачами страны. "Эта система выстроена еще в советское время исключительно по отраслевому принципу, как часть планового снабжения отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами", - заявил Кресс.
По его словам, сложившееся положение дел в данной сфере никак не соответствует ориентации на инновационную экономику. "Между тем, потребность в новом рабочем классе постиндустриального времени очевидна", - заявил Кресс.
Для исправления ситуации томский губернатор предложил ряд мер. В частности, по его словам, при подготовке инновационных программ развития госкорпораций целесообразно было бы предусмотреть "кадровый блок по подготовке высококвалифицированных рабочих".
"Нужно продолжить национальный проект "Образование" в части начального и среднего профобразования", - сказал Кресс. Подобные проекты необходимо разработать и в регионах страны, добавил он.
Он также предложил перенести наработанные нормативные новации в сфере высшего образования в область начального и среднего профессионального образования. Среди них, например, такие как возможность создания малых предприятий при образовательных учреждениях, институт частно-государственного партнерства и другие.
"Необходимо внести изменения и не облагать налогом зарабатываемые училищами средства – пусть они их направляют на рост заработной платы и укрепление материальной базы", - сказал Кресс.
Он также предложил законодательно разрешить университетам объединяться с учреждениями среднего профессионального образования. "Нужно дать возможность объединения университетов с колледжами и техникумами. Очень хороша идея прикладного бакалавриата, где 50% обучения занимает производственная практика. И разрешить финансировать эти комплексы (образовательных учреждений – ИФ) из разных уровней бюджетов", - сказал Кресс.
При этом он привел пример успешного создания "многоуровневых учреждений" – лицея при Томском политехническом университете (ТПУ), школьного университета при Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). "Внедрить подобную практику способны и другие регионы без участия федерального центра. Однако этого недостаточно для модернизации всей системы", - заметил Кресс.
Дмитрий Медведев согласился с тем, что национальный проект "Образование" должен быть распространен и на систему начального и среднего профессионального образования.
"Без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, мы будем жить в технологически отсталом обществе", - заявил Медведев на заседании. При этом он отметил, что здесь не может быть абстрактных разговоров и заниматься этой проблемой нужно в привязке к конкретной ситуации.
"Чем был удачен национальный проект в этой сфере? Он привязал деньги к определенным планам по воссозданию системы образования. Поэтому первое, что нужно было бы зафиксировать, - и пилотные проекты, и продолжение национального проекта в области образования должны распространяться и на систему начального и среднего профессионального образования", - подчеркнул Медведев.
Он также отметил, что необходимо продолжить практику по выделению средним специальным учебным заведениям грантов на основе софинансирования со стороны федерального центра, регионов и работодателей.
Вместе с тем, как выяснилось, в некоторых регионах уже практикуется формирование образовательных цепочек, связывающих учреждения профессионального образования с работодателем. О подобных примерах рассказал по итогам участия в совместном заседании Госсовета и комиссии по модернизации губернатор Челябинской области Михаил Юревич.
"Предложенное президентом РФ создание образовательных цепочек – лицей, колледж, вуз, которые работают в непосредственном контакте с работодателями – у нас уже реализуется. Действует 28 областных ресурсных центров, на базе которых внедрена система внешней оценки качества подготовки выпускников с участием работодателей", - сообщил он агентству "Интерфакс-Урал".
Кроме того, глава региона сообщил, что "для вузов области разрабатывается прогноз потребности в кадрах на основании сведений, полученных от предприятий и организаций".
Характеризуя состояние системы профобразования в регионе, Юревич отметил, на данный момент в области активно идет процесс оптимизации сети учреждений профобразования. "Постепенно упраздняются учреждения начального профобразования. Они или повышают свой статус, или сливаются с техникумами и колледжами. Происходит укрупнение учреждений профобразования, позволяющее концентрировать высококвалифицированных преподавателей и современное оборудование на специальностях, наиболее востребованных современной экономикой", - рассказал глава Челябинской области.
По его мнению, "это значительно повышает востребованность специалистов, поскольку работодателей сейчас мало интересуют выпускники, получившие лишь начальную профподготовку". "Для бюджета это реальная экономия средств, поскольку затраты на содержание начальной системы, постоянно испытывающей нехватку учащихся, крайне высоки и малоэффективны", - добавил Юревич.
По информации главы региона, система профобразования Челябинской области входит в число наиболее крупных в стране. В ее состав включено 149 учреждений начального и среднего профобразования, где обучается до 90 тыс. человек, а также 28 государственных вузов или их филиалов.
В свою очередь губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, комментируя ключевую тему заседания Госсовета, также отметил, что в его регионе уже реализуются программы развития и университетского, и начального профессионального образования.
"В регионе уже действуют несколько ресурсных центров в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Они ведут подготовку на самой современной материально-технической базе высококвалифицированных рабочих кадров для приоритетных отраслей экономики", - приводит слова Толоконского в среду пресс-служба правительства региона.
Кроме того, сообщил губернатор, в Новосибирской области активно используется система контрактной подготовки, контрольные цифры приема в учреждения начального и среднего профессионального образования ежегодно корректируются и согласуются всеми ответственными структурами вместе с работодателями и отраслевыми союзами.
"Сегодня принципиально важно, чтобы система образования повышала свою конкурентоспособность и была максимально ориентирована на задачи развития инновационной экономики", - подчеркнул Толоконский.
В целом, как считает новосибирский губернатор, для развития профессионального образования в России крайне важно эффективно соединить потребности экономики с возможностями системы образования.
Впрочем, не менее интересные мнения насчет улучшения ситуации в профессиональном образовании в России прозвучали непосредственно на самом заседании Госсовета. Так, свердловский губернатор Александр Мишарин предложил при финансировании учебных заведений основываться на их эффективности.
"При определении приоритетов в финансировании учебных заведений, на наш взгляд, могли бы учитываться целевые показатели их деятельности, такие, как количество выпускников, трудоустроившихся по специальности, число научных разработок, нашедших реальное применение в производстве, создание малых инновационных предприятий и их дальнейшая успешная работа", - сказал Мишарин.
В ходе совещания он отметил, что в Свердловской области ежегодно готовится на 15 тыс. больше специалистов с высшим образованием, чем требует экономика региона. При этом дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составляет 5 тыс. человек.
По словам главы региона, в области созданы 9 профильных ресурсных центров, каждый из которых специализируется на отдельном секторе экономики. "Внедрение таких центров, в частности, позволило разработать программы и методики определения текущей востребованности кадрового резерва и прогнозирования будущей потребности бизнеса в составе и уровне подготовки специалистов", - отметил Мишарин.
Он добавил, что в дальнейшем вопросами прогнозирования потребности в кадровых ресурсах в сфере профессионального образования на Урале займется Высшая инженерная школа – подразделение Уральского федерального университета.
Обозреватель Максим Кирчатов