Interfax-Russia.ru – Правительство РФ намерено расширить перечень оснований для проверки некоммерческих организаций.
Закон, который формально сделал "иностранными агентами" все политически активные некоммерческие организации (НКО), финансируемые из-за рубежа, вступил в силу в ноябре прошлого года.
С тех пор попытку зарегистрироваться в качестве иностранного агента попыталась предпринять лишь чувашская правозащитная организация "Щит и меч". Однако Минюст не нашел достаточных правовых оснований для внесения правозащитников в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Вместе с тем с марта после поручения Генпрокуратуры России началась кампания по проверкам НКО с привлечением специалистов Федеральной налоговой службы и министерства юстиции РФ.
Проверки коснулись офисов российского представительства Amnesty International, центра "Мемориал", фонда "Общественный вердикт", движения "За права человека" и Московской Хельсинкской группы (МХГ). Проверяющие побывали также в столичном офисе Transparency International, Human Rights Watch и правозащитного комитета "Гражданское содействие".
Всего в Генпрокуратуре РФ пообещали проверить около 700 некоммерческих организаций, которые, по некоторым сведениям, имеют иностранное финансирование. При этом надзорное ведомство оперировало данными о 28,3 млрд рублей, полученных НКО только с начала действия закона.
Почти аналогичную цифру накануне визита в Германию в интервью немецкой телерадиокомпании ARD сообщил и глава государства Владимир Путин. По его словам, за четыре месяца после принятия закона на счета некоммерческих организаций поступило из-за рубежа около $1 млрд. "855 млн рублей - через дипломатические представительства", - добавил Путин.
Впрочем, представители российских некоммерческих организаций высказали мнение, что власти оперируют завышенными данными об иностранном финансировании гражданского сектора. В ответ на это в Кремле пообещали после проверки обнародовать все данные о финансировании НКО.
Тем временем, под подозрение Минюста попали сразу несколько НКО. Так, вслед за ассоциацией "Голос", против которой Минюст уже возбудил административное дело, предупреждение о том, что организация занимается политической деятельностью, получил московский офис Transparency International.
Затем прокуратура Татарстана сочла, что правозащитная организация "Агора" занимается политической деятельностью и, в соответствии с законодательством, должна зарегистрироваться в Минюсте как иностранный агент. Зарегистрироваться в качестве иностранного агента прокуратура также потребовала от одной из ведущих российских правозащитных организаций - центра "Мемориал". Иностранными агентами Генеральная прокуратура признала также "Уральскую правозащитную группу", Московскую школу политических исследований и правозащитный фонд "Общественный вердикт".
Официальное предостережение от прокуратуры о недопустимости нарушений, связанных с отсутствием регистрации организации как иностранного агента и с ее политической деятельностью получила и нижегородская региональная общественная организация "Комитет против пыток". Впрочем, управление министерства юстиции по Нижегородской области в ходе проверки не нашло признаков иностранного агента в этой организации.
Всего, как заявил 4 июня представитель Международной правозащитной организации Human Rights Watch на заседании Совета по правам человека ООН, к административной ответственности в России привлечены более 50 НКО.
Несмотря на неоднократные заверения Генпрокуратуры о том, что проверки НКО направлены лишь на выполнение ими требований закона об иноагентах, правозащитники уверены в предвзятости проводимых мероприятий. Так, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева высказала мнение, что судьба НКО, в отношении которых осуществляются прокурорские проверки, предрешена властями.
"Как себя ни веди, где-то наверху, я представляю себе, где, решено какие-то организации закрыть, как раздражающие наши власти. И безотносительно к тому, как они себя ведут, есть какие-нибудь нарушения закона с их стороны, они обречены на то, чтобы от них требовали пометить себя унизительным и не имеющим к нам никакого отношения клеймом агента иностранного государства", - заявила Алексеева на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса". И, по ее мнению, любое поведение по отношению к этим проверкам не играет никакой роли.
Алексеева считает, что на данный момент в России ситуация с некоммерческими организациями подошла к "очень опасному рубежу, за которым неизвестно, смогут ли продолжить свою работу, прежде всего, правозащитные, экологические организации, образовательные организации, на которые приходится главный удар".
Со своей стороны министерство юстиции отрицает, что ведомство при проверках НКО выполняло политический заказ. "Мы не планировали в Минюсте эту волну (проверок - ИФ). Мы занимались собственной работой в пределах нашей компетенции. Мы не выполняли никакой политической задачи. Мы ее не выполняли, мы ее не получали", - заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов журналистам.
По словам Коновалова, за последний год законодательство о некоммерческих организациях серьезно обновилось. "Проверок долгое время не проводилось. Мы таким образом планировали и провели слишком много (проверок - ИФ), или, может быть, чуть чаще, чем это было в предыдущие периоды. Но, наверное, в перспективе это все сбалансируется, проверки будут проводиться более систематично, более ритмично", - отметил Коновалов, добавив, что это не означает, что проверок не будет вовсе.
Дело в том, что в Минюсте считают, что перечень оснований для внеплановых проверок НКО должен быть законодательно расширен. В частности в министерстве сетовали на то, что ведомство лишено возможности своевременного реагирования на поступление сведений о наличии нарушений НКО законодательства РФ. Это, по мнению министерства, существенно снижает эффективность федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.
Теперь правительство РФ предлагает внести изменения в законодательство, которыми будут созданы дополнительные правовые основания для проверок некоммерческих организаций.
Законопроект, направленный на повышение эффективности государственного надзора за деятельностью НКО, был разработан Минюстом России во исполнение поручения президента РФ от 12 ноября 2012 года.
В числе оснований для проведения проверок НКО документ предлагает установить в частности "истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом".
Также основанием для проверки может послужить "поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от государственных органов, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности некоммерческой организации признаков экстремизма".
Еще один повод для проверки - это "поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности".
Кроме того, основанием для проверки может стать поступление в уполномоченный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с законами "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
"Наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа (его территориального органа), изданного в соответствии с поручением президента РФ или правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям" также может стать поводом для проверки организации.
По словам члена Общественной палаты РФ, председателя совета некоммерческого партнерства "Юристы за гражданское общество" Дарьи Милославской, о существовании этого законопроекта известно достаточно давно - он был подготовлен еще в прошлом году.
Вместе с тем, считает она, внесение таких поправок в некоммерческое законодательство на фоне масштабных прокурорских проверок не кажется своевременным. "Проверки со стороны силовиков итак сыграли определенную роль в жизни некоммерческого сектора. Полагаю, что стоило бы повременить с принятием законопроекта хотя бы до того момента, как станут известны реальные результаты уже проведенных проверок", - отмечает Милославская.
Тем не менее, комиссия правительства по законопроектной деятельности уже одобрила этот законопроект, теперь его предстоит рассмотреть на заседании правительства.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"