Interfax-Russia.ru – Русские туристы не смогли вернуться домой из-за разногласий авиаперевозчика и туроператора. Чтобы загладить вину, им предлагают отдохнуть в Болгарии еще, но теперь бесплатно.
Ситуация с российскими туристами, "застрявшими" в Болгарии, уже дала повод Ассоциации туроператоров России (АТОР) требовать ужесточения правил работы авиаперевозчиков. АТОР настаивает на том, чтобы авиакомпании предупреждали Росавиацию о прекращении или приостановке полетной программы не менее чем за 2 недели до ее фактической остановки. Этого срока хватит, чтобы вывезти пассажиров на рейсах данной авиакомпании, либо подобрать им альтернативную перевозку. В противном случае Ассоциация предлагает применять к проштрафившемуся перевозчику "самые жесткие санкции".
Поводом для усиления контроля стала история с 900 российскими туристами, которые в течение трех суток не могли ни вылететь из Болгарии домой, ни прилететь туда на отдых. Фактически, они стали заложниками конфликта между болгарским туроператором "Алма Тур" и болгарской авиакомпанией Bulgaria Air, которая обвиняет туроператора в задолженности $5 млн. АТОР сообщает, что ранее авиакомпания сама выбрала в качестве консолидатора (фирма, отвечающая за заполнение рейса - ИФ) данной перевозки именно "Алма Тур", после чего внезапно отказалась выполнять рейсы из Варны и Бургаса в Москву и Санкт-Петербург. Только благодаря вмешательству отраслевых чиновников обеих стран и давлению прессы проблема стала решаться. Однако ситуация помогла понять, что за такое самоуправство авиаперевозчик не несет никакой ответственности.
"Мы надеемся на понимание со стороны Росавиации в данном вопросе. Совершенно недопустимо, что российские туристы могут стать разменной монетой в решении финансовых конфликтов коммерческих структур",- цитирует пресс-служба исполнительного директора АТОР Майю Ломидзе.
Реакцией на данную ситуацию стало заявление министра транспорта Болгарии Ивайло Московски, который дал понять, что "дело может дойти до лишения Bulgaria Air лицензии".
Напомним, начиная с 9 сентября туристы из России, Латвии, Финляндии и Литвы не могли вернуться домой из-за того, что авиакомпания Bulgaria Air, якобы, не получила деньги от туроператора "Алма Тур". Точнее, не от самого "Алма тур", а от авиаброкера "Алма Тур Флай", через которого работали и другие туроператоры. Заметим, что все рейсы были оплачены заранее, но по словам Bulgaria Air деньги так и не поступили на счет компании. Выйти из положения можно, если заплатить за рейс повторно, но не все туроператоры могут позволить себе этот широкий жест.
"Перевозчик готов предоставить самолеты, если "Алма Тур" повторно заплатит за семь оставшихся до конца программы рейсов. Но это для нас - самоубийство", - рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" специалист по Болгарии компании "Алма Тур" Надежда Христова.
Вернуться домой за свой счет
12 сентября в аэропортах Варны и Софии оставалось порядка 300 туристов из России. По словам представителя компании "Алма тур" в Варне Хенриеты Георгиевой, уже на следующий день из аэропорта Варны всех их отправили домой самолетами других авиаперевозчиков: в Санкт-Петербург отдыхающие вылетели самолетом авиакомпании "Россия", а из Софии в Москву последние организованные туристы отправились регулярным рейсом авиакомпании Bulgaria Air.
"Таким образом, в Варне сейчас организованных туристов, которые ранее не смогли вернуться в Россию, не осталось", - рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" представитель туроператора в Варне. Кроме того, авиабилеты у "Алма тур" приобрели еще 70 россиян, владеющие недвижимостью в Варне - им также предложили улететь самолетами других авиакомпаний. Представитель "Алма тур" подчеркнула, что все задержавшиеся туристы были размещены в отелях, обеспечены питанием, при необходимости медобслуживанием. По ее словам, в аэропорту никто не сидел.
В свою очередь, представитель "Алма тур" в Бургасе Татьяна Петкова сообщила порталу "Интерфакс-туризм", что в аэропорту Бургаса до сих пор находится 90 туристов, часть которых отправится в Санкт-Петербург рейсами авиакомпании "Россия" уже во вторник вечером. Некоторым туристам не хватило места на рейсах, поэтому они покинут Болгарию позже. Она подчеркнула, что все туристы приобрели билеты на самолет за свой счет, поскольку страховая компания "Ренессанс", в которой "Алма тур СПб" имеет финансовую гарантию, заявила о готовности компенсировать затраты при предоставлении всех документов. По ее словам, термин "подсадить на рейс" многих вводит в заблуждение.
"Россияне считают, что полетят бесплатно, тогда как они должны купить билеты самостоятельно", - пояснила собеседница агентства.
Представитель"Алма тур" в Бургасе сообщила, что компания Bulgaria Air не будет выполнять рейсы из Бургаса в Петербург. Поэтому единственная реальная возможность вылететь из этого города - воспользоваться рейсами авиаперевозчика "Россия".
"Следующие рейсы этого перевозчика будут в пятницу, и не факт, что на них будут свободные места", - добавила Петкова.
Между тем в компании "Балкан Экспресс", петербургские клиенты которой также не могут покинуть Бургас с 9 сентября, сообщили, что 30 человек туроператор вывезет во вторник рейсом авиакомпании "Россия", вылет которого запланирован на 23:25 мск. Когда будет следующий рейс пока не известно.
В "Балкан Экспресс" добавили, что все туристы, ожидающие вылета, размещены в отелях.
"Что касается наших московских туристов, то проблемы авиакомпании Bulgaria Air их не коснулись, так как они изначально летят в Москву авиакомпаниями "Сибирь", "Нордавиа" и "Аэрофлот", - рассказали в компании.
Работа над ошибками
Как рассказала Interfax-Russia.ru руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова, чтобы отстоять свои права, туристы, рейсы которых задерживают или переносят, должны требовать в авиакомпании письменное подтверждение этого факта. После нужно составить письменное заявление, приложить к нему копии авиабилета, страниц паспорта с отметкой о выезде из страны, которую посетили, и чеков на траты во время ожидания рейса. Полный пакет документов лучше передать в авиакомпанию заказным письмом с уведомлением о вручении. Ответ должен прийти в течение 10 дней.
"Туристы, "застрявшие" в Болгарии, обязательно должны собрать чеки на все свои вынужденные траты во время ожидания возвращения в Россию. Это могут быть чеки на питание, проживание, приобретение новых проездных документов. По возвращению, им необходимо составить письменное заявление в авиакомпанию "Bulgaria Air", в котором следует описать ситуацию и потребовать компенсации понесенных расходов из-за неисполнения авиакомпанией своих обязательств", - рассказала Interfax-Russia.ru Надежда Ефремова. Заявление можно составлять на русском языке – в Москве есть представительство "Bulgaria Air". Доказательством вынужденного ожидания рейса для туристов будет штамп в их загранпаспорте о пересечении границы Болгарии с указанной датой выезда с территории страны. А основанием для обращения в авиакомпанию напрямую является авиабилет, причем наличие отметки об аннуляции рейса не имеет значения.
У туристов, безусловно, есть право требовать и компенсации морального вреда. Однако согласно ГК РФ, моральный вред определяется только в суде, поэтому в досудебном порядке авиакомпания имеет право заявления о компенсации морального вреда не удовлетворять, о чем, тем не менее, она обязана письменно сообщить заявителю.
Чтобы вывезти туристов из Болгарии, питерское отделение "Алма тур" начало переговоры с местной авиакомпанией "Россия". Однако представитель Bulgaria Air сообщил петербургскому комитету по туризму, что никаких переговоров не проводилось. По мнению специалистов, таким образом авиакомпания вынуждает туроператора заплатить за рейс повторно, как это сделал московский туроператор. Позже компаниям удалось договорится и туристы смогли вылететь домой рейсами "России".
Как рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, рейсы Bulgaria Air из Санкт-Петербурга будут выполняться по вторникам до 20 сентября, а по пятницам - до 23 сентября. Московская программа планировалась до середины октября.
По ее словам, эту ситуацию нельзя оправдать ни финансовыми, ни другими проблемами.
"Перевозчик прекрасно знает, что как раз туристы свой перелет оплатили, иначе они не попали бы в Болгарию. А демарш, который авиакомпания предприняла в конце прошлой недели, - это запланированный шантаж и игра на нервах сотен ни в чем не повинных людей, которых сознательно и цинично втянули в конфликт, чтобы выбить деньги из должника", - сообщила пресс-секретарь РСТ порталу "Интерфакс-Туризм".
Причиной задержки наших туристов в Болгарии сами представители Bulgaria Air называют задолженность "Алма Тур" в размере $5 млн. При этом не уточняется, за какой период образовалась задолженность и почему авиаперевозчик копил долги до сентября и все это время продолжал полеты. По словам Ирины Тюриной, такая сумма могла образоваться, если авиакомпания с конца мая не получая от заказчика денег.
"Ведь не остановила Bulgaria Air неоплаченные полеты ни в начале, ни в середине лета, а отлетала весь сезон, зная, что туроператоры исправно платят "Алме". А сейчас программа приблизилась к завершению, последние рейсы выполняются за счет ранее внесенных депозитов, то есть текущих платежей больше не будет - ждать нечего. Самое время для громкого финала, чтобы попытаться выжать деньги, полученные "Алмой Тур" в течение лета", - заметила собеседница агентства.
Впрочем, это уже не первое громкое событие, в котором фигурирует компания Bulgaria Air. Год назад авиаперевозчик торжественно подписал соглашение с новосибирским аэропортом "Толмачево" о наземном обслуживании, а турфирме "Акрис" сообщил, что все вопросы с рейсами из Новосибирска улажены. После церемонии, на которой присутствовал генконсул Болгарии, выяснилось, что разрешения на выполнение рейсов у болгарского перевозчика нет и не будет. Тогда авиакомпания свалила вину на турфирму, обвинив ее в заблаговременной продаже билетов на неразрешенные рейсы.
Тем временем, власти Болгарии пытаются как можно быстрее разрешить конфликт между "Алма тур" и Bulgaria Air. Консул РФ в Варне дал указание составить список людей, которые нуждаются в экстренном вывозе по состоянию здоровья и тех или остался без денег. Кроме того, 10 сентября 80 российских туристов вернулись в страну на правительственном самолете, который им выделил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов.
На заседании Ассоциации владельцев отелей и ресторанов Болгарии 27 сентября будет поставлен вопрос о предоставлении в следующем году бесплатных туров путешественникам, которые оказались "заложниками" финансового конфликта. Глава ассоциации Благой Рагин заявил, что владельцы гостиниц готовы пойти на такой шаг, чтобы показать, что туристический сектор Болгарии сожалеет о случившемся. Он также надеется, что российские туристы - "не злопамятные люди" и в следующем году вернутся на болгарские курорты.
Болгария долгое время была невероятно привлекательна для туристов из России – прекрасные пляжи со знаменитыми золотыми песками и гостеприимство местных жителей вновь и вновь приводила наших соотечественников в эти края. Изменит ли их расположение сентябрьский "коллапс" в болгарских аэропортах или они останутся верны привычке – увидим в следующем году.
Обозреватель Татьяна Кочеткова