Interfax-Russia.ru – Варшава не планирует продлевать долгосрочный контракт на поставку российского газа. В "Газпроме" заявляют, что переговорный процесс по российско-польскому контракту продолжается.
Контракт на поставку газа в Польшу по газопроводу "Ямал-Европа" до 2022 года предусматривает поставку до 10,2 млрд кубометров газа в год из необходимых стране 16 млрд кубометров.
Контракт польской госкомпании PGNiG с российским "Газпромом" был заключен в сентябре 1996 года, а в ноябре 2012 года стороны подписали дополнительное соглашение, меняющее ценообразование поставляемого в Польшу газа.
Допсоглашение позволило урегулировать разногласия по поводу цены на российский газ и закрыть разбирательство в арбитражном суде Стокгольма, инициированное польской стороной. По оценкам PGNiG, снижение цен по контракту с "Газпромом" должно было составить более 10%.
Правда, как пояснял источник Агентства газовой информации, знакомый с ситуацией, "это расчеты польской стороны". По словам собеседника агентства, снижение цен должно действовать ретроактивно и отражаться в ценах будущих поставок. Поэтому, подчеркивал источник, говорить о снижении цен на 10% в будущем некорректно, поскольку речь идет о формуле, зависящей от изменяющихся факторов.
Через два года польская PGNiG заявила о намерении добиться от "Газпрома" дальнейшего снижения цены на газ. В ноябре 2014 года польская газовая компания PGNiG направила в ООО "Газпром экспорт" новую заявку на пересмотр цены на газ. Свою заявку PGNiG аргументировала "значительными изменениями, которые произошли на европейском энергетическом рынке в последние годы".
После полугода переговоров о пересмотре контракта PGNiG подала новый иск к "Газпрому" в Стокгольмский арбитраж.
Вместе с тем польская государственная газовая компания заявила о намерении построить газопровод между Польшей и Норвегией, чтобы уменьшить зависимость страны от российского газа. Как сообщала в начале года радиостанция Deutsche Welle, реализация этого проекта позволит уже к 2022 году обеспечить ежегодные поставки газа в Польшу в объеме нескольких миллиардов кубометров.
Начало эксплуатации нового газопровода специально привязали к году окончания контракта PGNiG с российским "Газпромом". "К 2022 году мы хотим иметь техническую возможность для транспортировки нескольких миллиардов кубометров газа с севера", - цитировала радиостанция сообщение PGNiG.
Кроме того, для снижения зависимости от поставок российского газа Польша построила первый терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) в порту Свиноустье. Тестирование нового СПГ-терминала, рассчитанного на 5 млрд кубометров газа, началось еще в декабре 2015 года. Топливо поставляется танкерами катарской компании, с которой PGNiG заключила контракт на поставку 1,5 млрд кубометров газа в год. Начало коммерческих поставок запланировано на июнь 2016 года.
В связи с этим уполномоченный правительства Польши по энергетическим вопросам Петр Наимский заявил агентству Reuters, что польское руководство не планирует продлевать долгосрочный контракт с российским "Газпромом".
При этом он не исключил поставок газа из России. "Если цена российского газа окажется конкурентоспособной, мы не исключаем его закупок, но определенно не в рамках долгосрочного контракта", - отметил Наимский.
В ответ на заявление представителя правительства Польши зампред правления "Газпрома" Александр Медведев сообщил, что никаких действий по этому поводу компания предпринимать не будет. "У нас действующий контракт, поставки идут в полном соответствии с действующим контрактом", - отметил он.
По его словам, такие заявления не помогают, но и не мешают переговорному процессу. "Но если бы я в сапоги господина Наимского встал на секунду и подумал: откуда газ-то брать, если российского газа не будет или будет меньше", - напомнил он на пресс-конференции.
Медведев посоветовал не рассчитывать на американский СПГ, поскольку его конкурентоспособность будут определять экономические факторы. "В настоящее время есть более предпочтительные пункты назначения для американского СПГ, чем европейские. С той конъюнктурой, которая есть сегодня и прогнозируется на ближайшее время, я не вижу каким образом американский СПГ в благотворительных целях будет плыть в Польшу, Португалию, Великобританию", - добавил представитель "Газпрома".
В свою очередь гендиректор "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова напомнила, что отношения России с польскими коллегами в энергетике ведут историю еще с конца 1940-х годов. "За этот период мы прошли большой путь и всегда находили компромиссное решение. Поэтому если мы не будем обращать внимания на заявления политиков, которые звучат достаточно резко и не всегда соответствуют той ситуации и тем переговорам, которые проводят компании "Газпром экспорт" и PGNiG, то можно заметить, что Польша сейчас оказалась не в самой выгодной ситуации", - считает Бурмистрова.
По ее словам, несмотря на существование терминала по приемке СПГ на 5 млрд тонн, контракт с катарцами был заключен в период пиковых цен, и сегодня, к сожалению, Польша вынуждена была продлить на пять лет запуск этого терминала. "По контрактам, которые были подписаны, суда идут по другим направлениям, и фактически Польша вынуждена доплачивать стоимость газа, который идет по другим направлениям", - сообщила Бурмистрова.
"В конечном счете, это ляжет на потребителя. Политики меняются очень часто, а граждане страны, я думаю, будут выбирать все-таки экономическую рациональность и мы понимаем, что логистика и география поставок всегда будут предпочтительнее с российской стороны. Вопрос лишь в коммерческих договоренностях и разумном поведении компаний на рынке", - подытожила она.
В "Газпроме" заявляют, что переговорный процесс по российско-польскому контракту еще продолжается. Как сообщил журналистам Медведев, решение об урегулировании ценового вопроса было готово еще в прошлом году. "Но смена в руководстве PGNiG после выборов привела к тому, что достигнутые договоренности не были оформлены", - пояснил зампредправления "Газпрома".
По его словам, на этой неделе стороны снова обсудят корректировку контракта, и сейчас с учетом того, что "появились дополнительные факторы с российской и с польской стороны, идет переговорный процесс, как модифицировать ранее достигнутые принципиальные договоренности о коммерческом разрешении контрактного вопроса".
"Что касается арбитражного процесса, то заявление было подано польской компанией достаточно давно и, как принято, начало арбитражного процесса не прекращает переговорный процесс", - считает Медведев.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook