Interfax-Russia.ru – Защита Ходорковского требует, чтобы Верховный суд РФ отменил приговор по первому делу ЮКОСа, а глава ВС настаивает на смягчении приговора по второму делу.
Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев 25 декабря внес в президиум ВС РФ представление о возобновлении производства "в виду новых обстоятельств" по первому уголовному делу в отношении бывших руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в связи с решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Пресс-секретарь ВС РФ Павел Одинцов сообщил "Интерфаксу", что Лебедев также вынес постановление, которым отменил решение судьи Верховного суда РФ и возбудил надзорное производство по жалобе адвокатов экс-руководителей "ЮКОСа" по второму делу. Жалоба адвокатов, по словам Одинцова, вместе с материалами уголовных дел направлена на рассмотрение президиума ВС РФ.
В июле ЕСПЧ рассмотрел жалобу адвокатов по первому приговору и установил, что решение обязать Ходорковского возместить государству сумму налогов на 17 млрд рублей, которые не были уплачены "ЮКОСом", необоснованно. Ни российский Налоговый, ни Гражданский кодексы не позволяли тогда передавать взыскание по недоимкам налогов с компании на имущество ее менеджеров. Страсбургский суд счел также, что в отношении Ходорковского и Лебедева не было нарушения статьи 18 Европейской конвенции по правам человека, касающейся политических мотивов их уголовного преследования.
По мнению судей ЕСПЧ, "обвинения против заявителей были серьезными, и ни одно из них не касалось их политической деятельности".
Но судьи все же признали частичное нарушение права Ходорковского и Лебедева на справедливый суд в том, что касается конфиденциальности контактов между заявителями и их адвокатами, а также получения и изучения доказательств в суде.
В Страсбурге критиковали обыски в офисе адвоката Ходорковского Антона Дреля, проходившие без санкции суда и предъявления обвинений юристу. Кроме того, незаконным посчитали просмотр письменных документов, которыми адвокаты обменивались с клиентами во время встреч в СИЗО и суде.
Еще одним нарушением европейские судьи сочли то, что Ходорковского и Лебедева отправили для отбывания наказания в колонии, расположенные за тысячи километров от Москвы и их семей. Это квалифицировали как нарушение статьи 8 конвенции, касающейся уважения частной и семейной жизни.
Защитники Ходорковского не понимают почему в связи с решением Лебедева о передаче первого дела против бывшего главы Юкоса в президиум Верховного суда упоминается только иск Федеральной налоговой службы на 17 млрд рублей к Ходорковскому. Адвокаты намерены добиться полной отмены приговора по первому делу Юкоса.
"Решение ЕСПЧ вступило в силу 25 октября, сейчас проходит стадия его исполнения. По нашему мнению, исходя из решения, приговор по "первому делу" ("ЮКОСа" - ИФ) должен быть отменен, так как в постановлении Страсбургского суда говорится, что в ходе рассмотрения дела было нарушено право на справедливое судебное разбирательство", - заявила "Интерфаксу" адвокат Ходорковского Карина Москаленко.
По ее словам, если бы бывший глава Юкоса, которого освободили из колонии в Карелии 20 декабря в связи с помилованием, до сих пор находился бы под стражей, то в соответствии с решением ЕСПЧ его должны были бы освободить.
Одинцов со своей стороны заявил "Интерфаксу", что суд всесторонне проверит приговоры в отношении бывших руководителей "ЮКОСа", а не только решение о взыскании 17 млрд рублей в рамках гражданского иска.
В мотивировочной части постановления главы ВС РФ, копия которого имеется в распоряжении "Интерфакса", говорится, что приговор по второму делу в отношении бывших руководителей "ЮКОСа" должен быть смягчен в связи с нарушениями в решениях предыдущих инстанций.
"Основания являются достаточными для рассмотрения уголовного дела президиумом Верховного Суда Российской Федерации, поскольку влекут назначение более мягкого наказания", - говорится в документе.
Вячеслав Лебедев отмечает, что президиум Мосгорсуда оставил без внимания изменения в Уголовном кодексе, в частности, появление статьи 159.4 - мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, которые улучшили положение осужденных Ходорковского и Платона Лебедева.
"Президиум Московского городского суда обстоятельства, связанные с совершением мошенничества в сфере предпринимательской деятельности, не выяснил и не оценил. Вместе с тем, новый уголовный закон в случае его применения в соответствии со ст.10 УК РФ улучшает положение осужденных", - отмечает председатель ВС РФ.
Кроме того, в постановлении Вячеслав Лебедев говорит о том, что президиум Мосгорсуда вменил обвиняемым один эпизод мошенничества в особо крупном размере необоснованно.
"Такая самостоятельная квалификация действий осужденных ухудшает положение Ходорковского и Лебедева", - отмечается в документе.
Также глава ВС РФ постановил пересмотреть определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда, так как она указанные выше нарушения не выявила. А доводы, на которые в своих надзорных жалобах ссылаются защитники осужденных, заслуживают внимания и должны быть проверены судом надзорной инстанции.
Платон Лебедев уже выразил надежду, что сможет выйти на свободу после рассмотрения президиумом Верховного суда жалоб на оба приговора.
"Я и моя защита продолжаем заниматься отменой как первого, так и второго приговоров. Все, что предусмотрено законом, мы уже отправили в ВС. Любое законное решение по любой жалобе приведет к выходу на свободу", - говорится в заявлении экс-главы МЕНАТЕП, опубликованном на сайте пресс-центра Ходорковского и Лебедева.
Находящийся сейчас в Германии бывший руководитель ЮКОСа ранее заявил на своей пресс-конференции, что не сможет вернуться в Россию до тех пор, пока не закрыт иск о взыскании 17 млрд рублей, так как потом по российскому законодательству его могут не выпустить обратно из страны.
Если Верховный суд снимет этот иск, то это будет знаком для Ходорковского, что он может вернуться на родину.
Вероятность возвращения при условии отмены иска подтвердила "Интерфаксу" и мать бизнесмена, однако она отметила, что о каких-то конкретных решениях говорить пока рано.
"Столько всего на нас навалилось", - сказала Марина Ходорковская.
Обозреватель Александра Галактионова