Interfax-Russia.ru – Упавший в Республике Алтай вертолет МИ-171 нашли через двое суток, из одиннадцати человек, находившихся на борту, выжило только четверо.
Наступивший год начался с трагического авиапроисшествия в Республике Алтай. 9 января МИ-171 авиакомпании "Газпромавиа" с восемью пассажирами на борту и тремя членами экипажа вылетел из Бийска в Кош-Агач. Машина вылетела в 9 часов утра по московскому времени, но в назначенное время - через час - экипаж не вышел на связь. Поиски пропавшего вертолета начались сразу, но с наступлением сумерек были прекращены.
Не дали результатов поиски и на следующий день – в субботу. Только в воскресенье, в 12:35 мск, разбившийся вертолет был найден в верховьях урочища Уландрык на горе Черная. Живыми были обнаружены четыре человека: фотохудожники Борис Белинский и Николай Капранов (оба из Москвы), вице-премьер правительства Республики Алтай, представитель при правительстве РФ Анатолий Банных и второй пилот Максим Колбин. Остальные семь человек погибли.
Некоторые подробности поисковой операции Interfax-Russia.ru рассказал родной брат Анатолия Банных Сергей Розбах: "Вертолет упал в такое место, что обнаружить его с воздуха было бы невозможно. У ребят при крушении вылилась солярка, с собой было всего два мешка дров, которые быстро закончились. На скалистой горе жечь было нечего, сигнальных ракет тоже у них не было". "Все мимо пролетали и не видели нас", - рассказал "Вестям" и сам Банных.
Между тем, в республиканском МЧС сразу была организована "горячая линия" как для родственников находившихся на борту вертолета людей, так и для местных жителей, которых спасатели призвали сообщать любую информацию, которая могла помочь найти вертолет. Звонки с сообщениями не заставили себя долго ждать – люди рассказывали о том, что слышали звук пролетающего вертолета, подозрительные хлопки и т.д. Вся эта информация проверялась, но найти с ее помощью вертолет никак не удавалось.
Розбах говорит, что обнаружили вертолет только благодаря второму пилоту. Максим Колбин. Когда закончилась еда, он просто пошел по тайге наобум, в поисках людей. Так пилот и вышел на снегоход Сергея Розбаха. "Я не стану сейчас оценивать работу спасателей, - говорит Розбах, - но нашли вертолет благодаря нам - родственникам Анатолия Банных - и его хорошего друга Игоря Кузнецова. Именно мы подняли здесь всех на ноги. Пограничники, когда мы к ним приехали через сутки, даже не прочесали приграничный район, где могла упасть машина… И нас на поиски не хотели запускать, но потом переписали паспортные данные и запустили".
По мнению брата Банных, еще одну ночь пострадавшие бы не продержались: "У них закончилась еда, ветром была разорвана палатка, не было дров, ружья были сломаны при падении, ведь вертолет несколько раз перевернулся… Если бы не замерзли, то волки бы съели. Ребята сказали, что они совсем рядом выли".
Сейчас трое выживших, Борис Белинский, Николай Капранов и Анатолий Банных, находятся в реанимации 1-ой городской больницы Барнаула. Банных – в состоянии средней степени тяжести, у него переохлаждение, сломаны несколько ребер, шок. Состояние фотохудожников оценивается как более тяжелое. Врачи пока не дают комментариев. Состояние второго пилота Максима Колбина, по словам Розбаха, позволило ему остаться на погранзаставе для дачи показаний. Правда, позже он был госпитализирован в больницу Кош-Агача с ушибами мягких тканей. "Нам важно было его накормить и дать возможность отдохнуть в тепле и покое", - сказал агентству "Интерфакс-Сибирь" дежурный врач больницы. На следующее утро Колбин был выписан из больницы и отпущен домой.
Комментируя ход спасательной операции, глава Республики Алтай Александр Бердников сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь", что своевременность и полнота работ, находящихся в компетенции республиканского правительства, у министра МЧС Сергея Шойгу нареканий не вызвала. "Были приняты все меры в соответствии с алгоритмом действий. Мы даже где-то превышали свои полномочия при принятии решений, поскольку нужно было спасать людей – здесь уже было не до каких-то там тонкостей", - сказал Бердников. По его словам, для проведения операции в республике было сосредоточено беспрецедентное количество техники – 13 воздушных судов, оборудованных разными видами техники, в том числе и тепловизорами.
Глава Республики Алтай также отметил активность местного населения – чабанов, охотников – обследовавших урочища и другие труднодоступные места. "То, что их не смогли найти в первый день – ну, это ж дело такое… Там же каньон, ущелье 800 метров…", - сказал Бердников.
Каков будет итог произошедшей трагедии, пока говорить рано. По факту крушения Ми-8 уже возбуждено уголовное дело по ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта), сообщило Западно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ. Начаты первоначальные следственные действия по выяснения обстоятельств и причин произошедшей катастрофы. На месте катастрофы выставлена охрана.
В настоящее время следствие рассматривает несколько версий крушения: неблагоприятные погодные условия, неисправность техники, ошибка экипажа. Не сбрасывается со счетов и вероятная заправка некачественным топливом. По словам пострадавших, у вертолета отказал двигатель. Без ответа также остается вопрос, почему не сработал радиомаяк, который должен при ударе автоматически через спутник отсылать спасателям координаты падения.
Представитель Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ уже заявил, что следственные мероприятия на месте крушения вертолета будут, возможно, проходить не один день.
Как сообщила агентству "Интерфакс-Сибирь" помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора по связям со СМИ Оксана Горбунова, Ми-171 был выпущен в 2008 году и находился в технически исправном состоянии. "Каких-либо нарушений при прохождении предполетного медицинского осмотра, при ремонтно-эксплуатационных работах пока не выявлено, но проверка еще не закончена", - сказала Горбунова. По ее словам, вертолет совсем новый, его техническое состояние - очень хорошее. Помощник транспортного прокурора также отметила, что МИ-171 выполнял рейс по заказу частного предпринимателя. Экипаж был опытным, налетавшим более 13 тыс. часов.
В числе погибших оказались такие высокопоставленные лица как представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин и председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин. "Этот полет был с целью поохотиться, - сказал Розбах, - брат к охоте охладел, но нередко организовывал такие поездки для приезжающих в республику чиновников всех рангов".
Следственной комиссии предстоит в числе прочего также проверить законность несостоявшейся охоты.
Обозреватель Любовь Третьякова