Interfax-Russia.ru – Новые правила сдачи экзамена в ГИБДД действуют с 5 ноября, а водительские удостоверения получили новые категории и подкатегории.
Поправки в закон "О безопасности дорожного движения" и КоАП РФ, вводящие новые подкатегории прав и запрещающие сдачу экзаменов в ГИБДД экстерном, вступили в силу.
По новым правилам, в водительских удостоверениях вводится категория "М" для владельцев мопедов и скутеров, а в рамках уже существующих категорий "A", "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" появляются подкатегории - "A1", "В1", "C1", "D1", "C1E" и "D1E".
Получить права на скутер или мопед можно с 16 лет, а обладателям любой другой категории прав открывать категорию "М" и сдавать экзамены на нее не потребуется.
Категория "А1" дает право на управление мотоциклами малой мощности, с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью не более 11 кВт. Получить такое удостоверение можно также с 16 лет.
"В1" потребуется для вождения трициклов и квадрациклов. К управлению ими допустят с 18 лет.
Также с 18 лет с подкатегорией "С1" можно будет управлять автомобилями массой от 3,5 тонн до 7,5 тонн.
Подкатегория "D1" позволит сесть за руль автомобилей, предназначенных для перевозки от 9 до 16 пассажиров. Получить удостоверение этой подкатегории и категории "D" можно с 21 года, а для управления автобусами, принадлежащими вооруженным силам, воинским формированиям и органам, в которых предусмотрена военная служба – с 19 лет.
Категории "С1Е" и "D1Е" дадут возможность управлять транспортными средствами категорий "С1" и "D1" с прицепами более 750 кг. Получить эти удостоверения смогут те, у кого есть право управления транспортными средствами соответствующих категорий более 12 месяцев.
Однако закон не требует обязательной замены водительских удостоверений. Они будут действительны до окончания их срока действия. При этом все открытые в них категории сохранятся. Например, если у человека есть категория "С", то категория "С1" ему не требуется.
"Введение подкатегорий в соответствие с новыми требованиями Конвенции о дорожном движении облегчит процесс обучения и получения водительских удостоверений, поскольку желающим управлять небольшими грузовиками и автобусами не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и автобусами вместимостью более 16 посадочных мест", - отмечается в сообщении на сайте МВД.
Образец водительского удостоверения с учетом категорий "мопеды и легкие квадроциклы", "трамваи" ("Tm") и "троллейбусы" ("Tb"), разработанный МВД России, уже размещен на едином портале раскрытия информации о подготовке проектов нормативных актов.
Изменения в законе затронули не только категории прав, новые правила коснулись и процедуры экзаменов. В частности, теперь нельзя будет сдавать экзамены после самостоятельной подготовки. Теперь будет обязательным прохождение обучения по программам подготовки и переподготовки водителей, разработанным уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Также законодательно разграничили управление автомобилями с автоматической и механической коробкой передач. Закон разрешил сдавать экзамены "на автомате", но в правах теперь будут делать соответствующую отметку. То есть, если человек захочет пересесть на "механику", ему придется сдать практический экзамен на автомобиле с механической коробкой передач.
Еще одно новшество касается введения запрета на работу водителями лиц с иностранными водительскими удостоверениями. Однако эта мера вступит в силу только 9 мая 2014 года. Контролировать выполнение данного требования будут работодатели, для которых вводят административную ответственность за выпуск на линию водителя без российского водительского удостоверения. Данное нарушение обойдется работодателю в 50 тыс. рублей.
Новшества вызвали споры в профессиональном сообществе, так как вопросы к законопроекту были у экспертов на протяжении всего обсуждения изменений.
Теперь, чтобы обучать водителей по новым категориям, автошколам необходимо получить соответствующие лицензии, а это станет возможным только тогда, когда утвердят новые программы подготовки водителей. В разработке и согласовании этих программ представителей автошкол поучаствовать не пригласили, что вызвало обеспокоенность в их среде.
Так, по мнению председателя правления НПО "Гильдия автошкол" Сергея Лобарева, процесс обучения по новым правилам может стать более дорогим и затянутым, так как предполагается, что проверку будущие водители будут проходить в два этапа: первый раз для сдачи теоретического экзамена и площадки, второй по окончании обучения и выдачи свидетельства – экзамен в условиях реального дорожного движения.
"Не исключено, что, не пройдя испытания первого этапа в ГИБДД с первой попытки, слушатель приступит к обучению вождению в реальных дорожных условиях спустя 2-3 месяца (из-за очередей на сдачу экзамена в ГИБДД). Такой разрыв может привести к вынужденно затяжному обучению и, как следствие, может сказаться и на стоимости обучения, а качества обучения не прибавит", - прокомментировал нововведения "Российской газете" Лобарев. Кроме того, он отметил, что намерения улучшить процесс подготовки водителей столкнулись с формальным подходом, а профессиональное сообщество и эксперты остались "за бортом".
О формальном подходе, но уже при подготовке водителей в автошколах, сообщила президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре. По ее мнению, процесс обучения водителей в настоящее время, как правило, ограничивается неглубоким изучением теории, причем акцент делается на те пункты правил дорожного движения, которые помогут сдать экзамен и избежать штрафов в будущем. А о том, что нарушения чреваты катастрофическими последствиями, будущим водителям никто не говорит. В частности, пристегиваться в автошколах учат, чтобы не сняли лишние баллы на экзамене, а тот факт, что ремни спасают жизни при авариях, и что непристегнутый человек бессмысленно рискует собой, игнорируется.
"На сегодняшний день программы подготовки кандидатов в водители в автошколах не отвечают современным требованиям и ситуации на дорогах. С каждым годом автопарк растет, интенсивность движения повышается, поэтому начинающий водитель должен быть готов к сложным ситуациям на дороге, причем не только с точки зрения профессиональных навыков управления машиной, но и психологически. А этому сегодня в автошколах не учат", - заявила Наталья Агре.
Обозреватель Александра Галактионова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"