Interfax-Russia.ru – Не дождавшиеся передачи "Мистраля" российские моряки до Нового года покинут Францию. По информации местных СМИ, это отплытие будет окончательным.
Непередаваемый вертолетоносец
После того, как власти Франции вновь отложили передачу первого вертолетоносца класса "Мистраль" России, группа из 400 российских военных моряков, прибывшая в порт города Сен-Назера для обучения управлению вертолетоносцем на борту учебного корабля "Смольный" 30 июня, "застряла" во французском Сен-Назере, ожидая окончательного решения.
Париж, как сообщил "Интерфаксу" французский дипломатический источник, знакомый с ситуацией, собирался принять решение о передаче России вертолетоносца к середине ноября. 13 ноября международная система определения AIS (автоматическая идентификационная система) впервые обозначила вертолетоносец "Владивосток" (это российское название получил первый "Мистраль") как российский корабль.
Тогда источник "Интерфакса" в ОПК не исключил, что "процедурные вопросы по передаче вертолетоносца России могут быть выполнены без огласки". "Учитывая деликатную политическую ситуацию, которая складывается вокруг "Мистралей", может быть принято решение передать вертолетоносец без лишней огласки. В этом случае стороны просто подпишут соответствующий приемо-передаточный акт. Участие в данной процедуре официальных делегаций не обязательно", - уточнил собеседник агентства.
Между тем, спустя четыре дня политические колебания Франции относительно передачи России первого вертолетоносца привели к тому, что российскому экипажу запретили подниматься на борт корабля. По неизвестным причинам российские моряки из состава экипажа с 17 ноября больше не имеют доступа на борт "Владивостока", проинформировала пресса Сен-Назера. Происходящее с кораблем, сообщило одно из изданий, связано с "дипломатическим балетом" вокруг "Владивостока".
Как писала газета Le Figaro со ссылкой на знакомые с ситуацией источники, во французском руководстве опасаются, что российские моряки могут попытаться уйти в море на вертолетоносце "Мистраль", не дожидаясь официального решения о его поставке в РФ. "Я опасаюсь, что однажды утром мы обнаружим, что вертолетоносец исчез", - сказал один из собеседников издания.
Le Figaro сообщила, что именно по этой причине российских моряков не хотели пускать на борт корабля. По версии французской стороны, российские моряки хотели перенести на "Мистраль" личные вещи. В итоге им разрешили доступ на корабль, но только до конца дня и без вещей. "Перенос личных вещей на "Владивосток", по сути, означал бы, что моряки берут корабль под контроль. Было бы непросто заставить их покинуть "Мистраль", и де-факто он стал бы российским", - подчеркнул другой собеседник газеты.
По данным Le Figaro, в МВД Франции распорядились ввести дополнительные меры безопасности в порту Сен-Назера, где находится корабль. В материале говорилось, что на данном этапе незаметно покинуть порт "Мистралю" крайне сложно, так как ему пришлось бы преодолеть несколько шлюзов.
В статье упоминалось и о том, что силы безопасности Франции пристально следили за "Мистралем" на более раннем этапе - когда корабль выходил в море на испытания. Газета назвала эту слежку "незаметной, но плотной".
Французские СМИ отмечали, что в Париже уже сталкивались с похожей проблемой в 1960-х годах. Тогда Франция заключила соглашение о поставке Израилю 12 сторожевых кораблей. В 1968 году в связи с напряженной обстановкой на Ближнем Востоке французские власти решили отказаться от данного контракта. Тем не менее, сторожевые корабли в ночь на 25 декабря 1969 года сумели выйти в открытое море и впоследствии добрались до порта Хайфы.
В сообщениях указывалось, что французские эксперты до сих пор спорят по поводу этого события: часть утверждает, что это провал спецслужб Франции, не сумевших воспрепятствовать уходу в море кораблей. Но некоторые историки полагают, что корабли, возможно, взяли курс на Израиль с молчаливого согласия Парижа, так как израильская сторона к тому моменту уже частично выплатила деньги по контракту.
Впрочем, уже 18 ноября российские моряки из состава экипажа вертолетоносца "Владивосток" вновь поднялись на борт корабля, ожидающего передачи ВМФ России. А военно-дипломатический источник сообщил агентству "Интерфакс-АВН", что десантный вертолетоносный корабль-док может отправиться к российским берегам уже 27 ноября. По словам собеседника агентства, экипажу вертолетоносца даже разрешено подняться на корабль с личными вещами.
По данным источника, согласно предварительным договоренностям, "Владивосток" отправится в Кронштадт в ночь на 28 ноября в сопровождении учебного корабля "Смольный", поскольку построенный корабль пока не имеет соответствующих опознавательных знаков. При этом собеседник агентства подчеркнул, что это "рабочая дата, достигнутая в результате новых договоренностей".
"Окончательное решение этого вопроса по-прежнему остается за президентом Франции", - сказал он.
20 ноября "Владивосток" освободил место для второго корабля проекта "Мистраль" - "Севастополя" - и перешел к другому берегу акватории порта Сен-Назер.
Однако 25 ноября президент Франции Франсуа Олланд заявил, что по-прежнему не видит возможности передать "Мистраль" России. "Президент Олланд считает, что ситуация на Украине по-прежнему не дает возможности передать первый "Мистраль", - говорилось в опубликованном в Twitter сообщении Елисейского дворца.
Согласно сообщению, в связи с этим президент считает, что "следует вплоть до дальнейших распоряжений отсрочить рассмотрение запроса о предоставлении разрешения на экспорт корабля в Россию".
В этот же день похожее заявление сделал глава МИД Франции Лоран Фабиус. "Условия для поставки сейчас не выполнены. Это совершенно ясно", - сказал министр в эфире радиостанции France-Inter.
"Это так по совершенно очевидным причинам. Достаточно посмотреть, что происходит на Украине", - добавил Фабиус. По словам министра, крайний срок поставки "Мистраля" обозначен в контракте, но о контрактных обязательствах он не стал говорить.
Как сообщал в начале декабря "Интерфаксу" военно-дипломатический источник, российские моряки из экипажа вертолетоносца "Владивосток" класса "Мистраль" не покинут французскую верфь вплоть до момента принятия окончательного решения о судьбе этих кораблей. "Каким будет окончательное решение по вертолетоносцам, сказать трудно. Но очевидно одно: экипаж пробудет в Сен-Назере столько времени, сколько потребуется для однозначного решения вопроса с вертолетоносцами", - заявил собеседник агентства.
При этом он отмечал, что "политическое решение по "Мистралям" - прерогатива не только Франции". "Это, как говорят в народе, палка о двух концах", - сказал источник.
Между тем, как написала французская газета Ouest-France со ссылкой на собственные источники, принято решение, что российские моряки, прошедшие курсы по обучению управлением вертолетоносцем "Мистраль", покинут Францию до 25 декабря на учебном корабле "Смольный". При этом Ouest-France подчеркивает: "По нашей информации, это отплытие будет окончательным".
Неустойка, возврат аванса и сбыт
Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов уточнил, что российская сторона как заказчик выполнила все обязательства по этому контракту. "Поэтому мы как цивилизованная страна будем наблюдать за этой ситуацией в строгом соответствии с буквой подписанных нами соглашений, с буквой контракта", - сказал Борисов в интервью Первому каналу.
"Там предусмотрены практически все возможные ситуации, это трудности, в первую очередь, сейчас нужно будет решать французской стороне с выплатой нам неустойки, возврата аванса. И, наверное, им нужно будет хорошо подумать, что делать с этими "Мистралями" дальше", - заявил Борисов, особо отметив, что отказ французской стороны от поставки вертолетоносца никоим образом не повлияет на оснащенность наших военно-морских сил.
По подсчетам газеты Le Parisien, отказ поставить "Мистрали" России может стоить Франции около 3 млрд евро. В частности, издание, ссылаясь на собственные источники, отмечает, что при таком развитии событий французской стороне придется вернуть 1,2 млрд евро, составляющие стоимость контракта. Кроме того, за отказ поставить "Мистрали" российская сторона имеет право потребовать компенсацию: по 800 млн евро за каждый корабль.
По информации Le Figaro, Франция своим решением намерена показать союзникам, что вопросы, связанные с безопасностью - главный приоритет. "Безопасность Европы в целом, и Восточной Европы в частности, для нас важнее принятых ранее обязательств (по поставке кораблей - ИФ)", - пояснили изданию в министерстве обороны Франции, комментируя данное решение.
Кроме того, по данным Le Figaro, в Париже в настоящее время пытаются убедить крупных импортеров вооружения в том, что Франция, несмотря на ситуацию с "Мистралями", остается надежным поставщиком. В частности, как писала газета, французские власти поддерживают контакты по этой теме с Индией и странами Персидского залива.
Между тем журнал Le Nouvel Observateur предположил, что в случае разрыва контракта по "Мистралям" с Россией Франции будет трудно найти альтернативного покупателя этих кораблей. Так, источник в НАТО сообщил журналу, что возможность покупки вертолетоносцев альянсом "не очень реалистична".
"И что еще хуже - данные "Мистрали" специально спроектированы для плавания в холодных морях. Поэтому они не подходят таким странам как Индия и Бразилия, в последнее время закупающим много вооружений", - писал Le Nouvel Observateur.
Издание напомнило, что строят "Мистрали" с учетом ряда специальных требований российской стороны. А в случае продажи вертолетоносцев другой стране придется отказаться от сделанных для РФ модификаций и перестраивать корабли в соответствии с пожеланиями нового клиента. Такая операция приведет к росту расходов на строительство.
"Если же никто не захочет купить корабли, то это поставит под угрозу рабочие места на судоверфи STX в Сен-Назере, где строят "Мистрали". Угроза потерять работу коснется минимум 800 человек", - писал журнал.
Впрочем, Россия может предъявить санкции Франции за непоставку вертолетоносцев "Мистраль" не ранее февраля 2015 года. "Согласно условиям контракта, Франция имеет право пролонгировать срок сдачи корабля заказчику на три месяца. В этот период Россия не может предъявить французским судостроителям никаких штрафных санкций", - пояснил агентству "Интерфакс-АВН" военно-дипломатический источник.
Контракт на поставку Россией вертолетоносцев "Мистраль" предусматривает льготный период, и поэтому Москва пока не требует от Франции компенсации за задержку с его выполнением, подтвердил агентству Associated Press посол РФ во Франции Александр Орлов.
Но когда льготный период пройдет, "Франция должна будет либо передать корабль, либо вернуть сумму, которую мы заплатили", добавил посол.
Он подчеркнул, что российско-французские отношения являются "заложником политических игр, которые не были начаты Россией или Францией, но в которые оказались втянутыми все страны ЕС и НАТО".
Или корабли или деньги, но деньги - лучше
Россия в случае невыполнения Францией условий контракта по вертолетоносцам "Мистраль" должна потребовать возврата денег, предъявить серьезные штрафные санкции и построить подобные корабли на своих верфях, считает председатель совета директоров национальной ассоциации МЕГАПИР генерал-майор Владимир Богатырев.
"На средства, затраченные на заключение договора с французской стороной, который фактически сейчас сорван, Россия может построить своими силами такого же типа десантные корабли. Российские судостроительные предприятия способны делать и более сложные корабли. Причем без участия иностранцев", - заявил Богатырев агентству "Интерфакс-АВН".
Он отметил, что заключенный контракт с Францией по строительству двух "Мистралей" был больше политическим, чем военным решением, поскольку для Военно-морского флота России отсутствие в его составе вертолетоносцев типа "Мистраль" не будет иметь существенного значения. "А для Франции - это, безусловно, потеря авторитета на международном уровне и показатель абсолютной несостоятельности французского государства отвечать за свои слова", - считает Богатырев.
"Весь мир видит, что мы хотим решить вопросы по поставкам "Мистралей" с Францией цивилизованным путем, но если это государство не хочет выполнить свои обязательства, мы просто обязаны вернуть потраченные средства и своими силами построить того же типа корабли, и даже лучше ", - отметил собеседник агентства.
По его словам, "намеренно издевательское затягивание французской стороной передачи России вертолетоносцев "Мистраль" - наглядный показатель того, что французский президент-социалист служит не французскому народу, а США и НАТО".
Однако, как сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин журналистам, в планах на 2015 год не значится строительство вертолетоносца собственного производства, подобного французским "Мистралям".
При этом вице-премьер назвал ошибкой зависимость программы вооружений от поставок готовой военной техники из-за рубежа, тем более из страны-участницы блока НАТО. "Ситуация с "Мистралями" демонстрирует пагубность, зависимость технологическую от иностранного государства. Мы надеялись, что французы будут суверенны в принятии решения, но ситуация оказалась иная", - сказал Рогозин.
Он напомнил, что "всегда был против этого контракта и считал его личным делом товарища Сердюкова (экс-министра обороны Анатолия Сердюкова - ИФ)".
Рогозин также отметил, что от такого рода решений Россия уже отказалась. "Мы больше не будем покупать готовую военную технику из-за рубежа, и "Мистрали" - это хороший пример, подтверждающий нашу правоту", - сказал вице-премьер.
Со своей стороны глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что поставка "Мистралей" России - это вопрос репутации Франции. "Дальше должен строго выполняться контракт", - сказал министр на пресс-конференции по итогам заседания СМИД ОБСЕ, добавив, что проблема передачи России вертолетоносцев "Мистраль" уже "немножко надоела".
В Кремле также подтверждают, что Россия спокойно относится к ситуации с задержкой поставки "Мистралей": будет готова принять как корабли, так и получить назад деньги. "Президент РФ (в ходе встречи с прессой после переговоров с президентом Франции Олландом - ИФ) отметил, что мы, в общем-то, спокойно воспринимаем ситуацию. И нас, в принципе, устроят оба варианта: или корабли, или деньги. Но потраченные деньги должны быть возвращены", - заявил помощник президента РФ Юрий Ушаков, отвечая на вопрос "Интерфакса", может ли Россия предъявить по контракту на поставку "Мистралей" штрафные санкции.
Заместитель председателя Морской коллегии при правительстве РФ Сергей Шишкарев считает, что России было бы выгоднее получить от Франции назад деньги вместо вертолетоносцев "Мистраль". "Лучше было бы получить деньги, и в этом плане французы ведут себя последовательно, в наших интересах. Мы зашли уже в период предъявления штрафных санкций", - заявил журналистам Шишкарев.
По его мнению, большой потребности в кораблях данного типа у России нет. "Я большой необходимости в этих судах не вижу. У них ограниченный район эксплуатации и плавания", - отметил эксперт.
Он добавил, что вертолетоносцы типа "Мистраль" - суда, в большей степени наступательные, а не защищающие. "С точки зрения наших стратегических интересов у нас нет оснований полагать, что мы будем где-то высаживать десант", - сказал Шишкарев.
Кроме того, отметил он, большие десантные корабли, которые стоят на вооружении российского ВМФ, гораздо более удобны и приспособлены для высадки на берег.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"