Россия / Точка зрения 26 февраля 2016 г. 16:40

Против налога

Interfax-Russia.ru – Одна из фракций Госдумы решила бороться за отмену транспортного налога.

Против налога
© РИА Новости. Илья Питалев

Первый раз депутаты фракции "Справедливая Россия" внесли в Госдуму законопроект об отмене транспортного налога еще в апреле прошлого года. Депутаты предлагали признать утратившей силу главу 28 Налогового кодекса РФ, регламентирующую положения о транспортном налоге, а также внести изменения в Бюджетный кодекс, исключив из него положения об этом виде налога.

Транспортный налог предлагалось отменить с 1 января 2016 года.

В пояснительной записке к документу авторы отмечали, что президент РФ Владимир Путин еще в 2012 году, встречаясь с лидерами думских фракций, высказывался за отмену транспортного налога.

"Владимир Путин подчеркнул, что поддерживает отмену транспортного налога, и заявил, что вопрос является крайне чувствительным для огромного числа людей нашей страны. По словам президента, региональные власти не спешат отменять налог для владельцев транспортных средств, так как опасаются сокращения поступлений в бюджет субъекта РФ, поскольку, согласно действующей редакции Бюджетного кодекса, транспортный налог отчисляется в бюджет субъекта России", - говорилось в записке.

При этом отмечалось, что собираемость данного налога в субъектах не превышает 50%.

Выпадающие доходы от отмены транспортного налога предлагалось замещать за счет акциза на топливо. "В таком случае будет работать принцип "пользователь платит, когда едет", что, безусловно, является более справедливой формой платы", - посчитали авторы законопроекта.

Однако, как сообщили агентству "Интерфакс-АФИ" в аппарате нижней палаты Федерального собрания, совет Госдумы принял решение вернуть авторам законопроект об отмене транспортного налога в связи с отсутствием на документ отзыва правительства.

6 октября 2015 года "эсеры" перевнесли в Госдуму свой законопроект об отмене транспортного налога. На этот раз в новом пакете документов уже содержался отрицательный отзыв правительства на законопроект. В частности отмечалось, что реализация изменений, предлагаемых законопроектом, приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ.

"В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенное увеличение ставок акцизов на нефтепродукты, что, в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары", - говорилось в отзыве.

Совет Думы второй раз вернул авторам законопроект об отмене транспортного налога. Причиной возврата стало то, что в законопроекте предлагалось внести изменения одновременно в Налоговый и Бюджетный кодекс. При этом регламент Госдумы предусматривает, что внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах может быть осуществлено только отдельными федеральными законами и не может быть включено в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты РФ.

Вместе с тем инициатива отмены транспортного налога или его замены экологическим обсуждается властями не первый год. Особо актуальным этот вопрос особенно для большегрузов встал после 15 ноября 2015 года, когда в России заработала система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, получившая название "Платон".

Запуск системы сопровождался сбоями в ее работе, а также протестами дальнобойщиков. Они жаловались на несправедливость системы, указывая, что уже платят транспортный налог, а также акцизы, включенные в стоимость топлива. Кроме того, перевозчики указывали, что взимание платы само по себе приведет к убыткам и банкротству мелких компаний, а предоплатный принцип приведет к изъятию средств из оборота.

На пресс-конференции в декабре прошлого года президент РФ вновь высказался за отмену транспортного налога для большегрузов, которые платят за пробег по системе взимания платы "Платон". "И я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время в начале года это сделает", - заявил Путин.

Глава государства убежден, что конфликты вокруг системы оплаты за пользование автодорогами "Платон" можно было бы избежать, если бы власти своевременно приняли меры, компенсирующие возрастающие расходы дальнобойщиков.

"Мы говорили с вами, что своевременно нужно было отменить транспортный налог, можно было бы помочь людям выйти из тени, и в то же время сохранить доходы, чтобы содержать семьи, я имею в виду, скажем, переход на патентную систему", - отмечал Путин на встрече с членами правительства, говоря о проблеме, возникшей в связи с введением системы "Платон".

В начале января президент РФ поручил правительству представить предложения об освобождении от уплаты транспортного налога собственников транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Между тем, несколькими днями ранее такой законопроект внесли в Госдуму депутаты фракции ЛДПР. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что после того, как был установлен сбор с большегрузов, владельцы грузовиков обязаны вносить в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на одну цель - ремонт автомобильных дорог. Для устранения этой проблемы законопроект предлагал внести изменения в Налоговый кодекс.

Впрочем, правительство не поддержало и этот вариант законопроекта об отмене транспортного налога.

"Полная отмена транспортного налога приведет к возникновению выпадающих доходов региональных бюджетов в расчете на 2016 год в сумме 146 млрд 200 млн рублей. Вместе с тем, источники компенсации выпадающих доходов дорожных фондов субъектов РФ не определены. Поэтому правительство РФ не поддерживает законопроект в представленной редакции", - говорилось в заключении правительства на законопроект об отмене транспортного налога.

В начале февраля "эсеры" объявили о сборе 10 млн подписей под требованием к правительству РФ о полной отмене транспортного налога. "Мы требуем полной отмены транспортного налога", - говорилось в обращении депутатов фракции к премьеру Дмитрию Медведеву, которое есть в распоряжении "Интерфакса".

За сутки партия собрала 70 тыс. подписей под требованием к правительству, а 26 февраля депутаты фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Сергей Миронов, Олег Нилов, Михаил Емельянов вновь внесли в нижнюю палату Федерального собрания проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога".

"Ныне действующую налоговую систему в транспортной отрасли справедливой никак не назовешь. Многие из тех, кто принимал обсуждение в принятии закона об индексации акцизов на топливо, руководствовались принципом "платишь, когда едешь". Говоря еще проще, выпадающие доходы от отмены транспортного налога планировалось включить в стоимость акциза на топливо. Только вот вышло все очень странно: цены на топливо подняли, а транспортный налог отменить забыли. Едешь – платишь, и не едешь – платишь", – заявил председатель партии, руководитель фракции "эсеров" в Госдуме Сергей Миронов.

В пояснительной записке к законопроекту одним из аргументов введения транспортного налога названо финансирование за счет него дорожной сферы.

"В то же время сегодня существует другой источник – от стоимости каждого проданного литра топлива в дорожный фонд поступает 9 рублей. Государственная Дума утвердила закон об индексации акцизов, согласно которому в 2013 году ставки, поступления от которых уже поступают на возмещение вышеуказанных выпадающих доходов, выросли на 6%", – отмечают авторы законопроекта.

Параллельно "Справедливая Россия" начала акцию за отмену транспортного налога. Как заявил журналистам заместитель руководителя фракции "эсеров" в Госдуме Олег Нилов, эта акция будет проходить бессрочно, до момента, когда будет отменен транспортный налог.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook