Interfax-Russia.ru – США ввели новые санкции в отношении восьми предприятий российского оборонно-промышленного комплекса.
Первые санкции в связи с нарушением акта о нераспространении (ядерного оружия) в отношении Ирана, КНДР и Сирии против российских компаний власти США ввели в 2015 году.
В список компаний, на который распространялись санкции, были внесены Конструкторское бюро приборостроения (Тула), компания "Катод", "НПО машиностроения", "Рособоронэкспорт", корпорация "МиГ".
Санкции предусматривали запрет на "продажи правительством Соединенных Штатов данным иностранным компаниям товаров военного назначения из федерального списка".
До этого "черный список" включал в себя: два белорусских предприятия - "ТМ Сервисиз Лимитед" и Республиканское научно-промышленное унитарное предприятие ДБ "Радар"; четыре китайских компании; гражданина КНР Ли Фанвэя; две иранских компании Iran Electronics Industries и Marine Industries Organization; иранца Милада Джафари; два суданских предприятия; сирийское предприятие Army Supply Bureau; а также венесуэльское предприятие Venezuelan Military Industry Company.
В пояснении указывалось, что в отношении этих физических лиц и предприятий Госдеп США получил достоверную информацию, что они поставляли в Иран, КНДР и Сирию или приобретали в этих странах оборудование и технологии, которые могут способствовать созданию оружия массового поражения, крылатых, а также баллистических ракет.
"Акт о нераспространении" подразумевает введение США санкций против физических лиц и организаций, которые оказывают содействие или осуществляют передачу в КНДР, Сирию и Иран или из этих стран ракет и иных вооружений и технологий, а также средств доставки оружия массового уничтожения. В отношении Ирана акт действует с 1999 года, в отношении Сирии – с 2005 года, в отношении Северной Кореи – с 2006 года.
А 24 марта власти США расширили этот "черный список" и ввели новые санкции в отношении 30 предприятий и частных лиц из 10 стран за запрещенное сотрудничество с Ираном и КНДР в рамках реализации режима нераспространения ядерного оружия.
Так, по информации Госдепа США, 19 иностранных предприятий и частных лиц подвергнуты санкциям за передачу Ирану, КНДР и Сирии товаров, услуг и технологий, подпадающих под санкционный режим. "Эти санкции являют собой пример приверженности администрации США режиму нераспространения (оружия массового поражения - ИФ) и поддержанию глобальной стабильности и безопасности", - говорится в заявлении Госдепа.
Кроме того, отдельно перечислены 11 лиц и компаний, ответственных за помощь в развитии Тегераном ракетной программы и поэтому подпавших под санкции. Речь идет о 9 физических лицах и компаниях из КНР, одной компании из КНДР и еще одной из ОАЭ.
"Распространение иранских ракетных технологии вносит существенный вклад в разрастание региональной напряженности. В качестве примера - мы видим свидетельства поставок Ираном ракет хуситам в Йемене. Эта дестабилизирующая активность лишь служит для дальнейшей эскалации региональных конфликтов и представляет существенную угрозу региональной безопасности", - отмечается в заявлении Госдепа.
Помимо этого США, в связи с нарушением законодательства по нераспространению в связи с КНДР, Ираном и Сирией, ввели санкции в отношении восьми российских компаний. "Санкции были применены к восьми российским предприятиям в результате регулярного пересмотра специфической активности, как этого требует "Акт о нераспространении", - сообщили "Интерфаксу" в госдепартаменте США.
Как отметил собеседник агентства, под санкции попали: 150-й Авиационно-ремонтный завод (входит в госкорпорацию "Ростех"); объединение "Авиаэкспорт"; НПО "Базальт" (входит в "Ростех"); Конструкторское бюро машиностроения в Коломне (входит в холдинг "Высокоточные комплексы", под управлением "Ростеха"); "Рособоронэкспорт" (единственный в России госпосредник по экспорту вооружений, входит в "Ростех"); Ульяновский институт гражданской авиации; Уральский тренировочный центр гражданской авиации; Военно-воздушная академия имени Жуковского и Гагарина.
"Эти санкции отделены от более широких экономических санкций, которые вводились, начиная с 2014 года, как результат оккупации и попыток аннексии Крыма и агрессии на востоке Украины", - пояснил собеседник агентства.
Глава думского комитета по развитию гражданского общества, депутат Госдумы от Воронежской области Сергей Гаврилов назвал подобные санкции провокацией – попыткой проявить неуважение к РФ. "Формально санкции касаются случаев нарушения национального законодательства США в области нераспространения ядерных вооружений, и применение этих норм к России притянуто за уши", - заявил "Интерфаксу" Гаврилов.
"Мы видим за этим решением, конечно, игнорирование возможностей и предложений России по приложению совместных усилий для решения сирийского вопроса, а также попытку подвесить на неопределенное время перспективу улучшения наших отношений, серьезный удар по российско-американским связям в военно-гуманитарной сфере", - добавил парламентарий.
Впрочем, на попавших в "черный список" предприятиях утверждают, что новые меры никак не повлияют на их работу. "Мы давно живем в режиме санкций, они давно стали для нас скорее дополнительным импульсом к развитию целого ряда новых технологий, выходу на новые рынки", - в частности заявили "Интерфаксу" в "Ростехе".
На то, что на деятельность предприятий и учреждений, попавших в "черный список", санкции не подействуют, "Интерфаксу" указал и военный эксперт, генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов. В прошлом он возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны РФ.
"Это продолжение прежней политики США. Трамп не сформировал свою политическую стратегию. Продолжают работать по инерции", - считает Ивашов.
При этом он напомнил, что у России есть рычаги влияния на США по космосу. "Мы им поставляем ракетные двигатели. Не хотелось бы идти на ответные санкции, но задуматься об этом шаге можно", - сказал эксперт.
Между тем в МИД РФ выразили разочарованность новыми санкциями США в отношении российских организаций.
"Решение Администрации США о введении ограничительных мер в отношении ряда российских организаций, в том числе связанных с авиастроением и подготовкой летных специалистов, вызывает недоумение и разочарование. Никаких серьезных проблем нам эта новая порция санкций, конечно, не причиняет, однако американцы даже не назвали причины, а лишь сослались на свое законодательство, запрещающее им самим сотрудничать с Ираном и Сирией", - отмечает официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова в Facebook МИДа.
По ее мнению, официальный Вашингтон опять идет на поводу у тех, кто сделал своим основным занятием последовательное разрушение российско-американского сотрудничества. "Эти деятели давно ищут врагов не там, где они реально существуют. Интересам безопасности США подобный подход явно не отвечает", - отметила она.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook