Interfax-Russia.ru – Минобрнауки РФ обнародовало новые образовательные стандарты для старшеклассников. Доработанный проект также вызывает массу нареканий родителей и педагогов.
Проект федеральных образовательных стандартов (ФГОС) для 10-11 классов разработала Российская академия образования. Предполагается, что этот стандарт внедрят во всех российских школах не ранее 2020 года. При этом возможно уже с 2013 года некоторые школы начнут его внедрение в пилотном режиме.
Первоначальный вариант, опубликованный на сайте Минобрнауки РФ еще в ноябре прошлого года, вызвал неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Однако настоящий шквал критики обрушился на разработчиков проекта после публикации открытого письма президенту России, председателю правительства, спикеру Госдумы и министру образования и науки с призывом не принимать данный проект стандарта образования. Письмо подписали и прокомментировали более 20 тыс. человек.
Для того чтобы понять, чем не угодили новые стандарты, следует вкратце разъяснить суть нововведений. По замыслу разработчиков проекта, в стандарте для старшей школы предметы делятся на обязательные и по выбору. К обязательным были отнесены основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура, новый предмет "Россия в мире" и так называемый индивидуальный проект, который, на самом деле, предметом не является. Стандарт также позволял выбрать шесть или семь предметов, так что в сумме их получалось значительно меньше, чем изучают в старших классах в настоящее время.
Подобная перестройка учебного плана вызвала "крайнее недоумение" у авторов письма. "Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно: объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого "не говорит" ни одна другая наука; объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения", - говорилось в письме.
Кроме того, авторы обращали внимание, что "для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности".
По мнению педагогов, без изучения литературы, и именно в возрасте старших классов школы, "невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт".
"Откройте любую из целей образования в стандарте – и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, отраженным в литературе. Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, толерантности, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом", - убеждены авторы письма.
В заключение обращения авторы обратились к руководству страны с просьбой "наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин".
Открытое письмо было опубликовано в конце января, и практически сразу после начала бурного обсуждения новых образовательных стандартов глава Рособрнадзора Любовь Глебова опровергла утверждения о том, что старшеклассники будут изучать лишь четыре обязательных предмета.
По ее словам, основные предметы, которые в настоящее время изучаются в школе, сохранятся в программе для старшеклассников, но они смогут выбирать объем их изучения в зависимости от того, какую профессию они хотят выбрать и какие дисциплины планируют изучать более углубленно.
"Есть объем вещей, которые в обязательном порядке изучаются, но в разном объеме - либо на базовом уровне, либо на углубленном", - рассказала она журналистам. Что касается четырех дисциплин - ОБЖ, физкультуры, курса "Россия в мире" и подготовки индивидуального проекта, то они будут также изучаются в обязательном порядке, но в установленном стандартном объеме.
При этом она отметила, что обсуждение в обществе проекта стандартов, в том числе и критика, которая звучит от профессионального сообщества - "это нормальная дискуссия".
Вместе с тем премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума правительства 2 февраля поручил Минобрнауки обсудить с общественностью предлагаемые ведомством новые образовательные стандарты. "Вообще спешить с такими фундаментальными изменениями нельзя, нужно подготовиться как следует и на ясном глазу принимать такие решения", - подчеркнул премьер.
Кстати, с вопроса о новых образовательных стандартах премьер-министр и начал заседание президиума правительства. "Андрей Александрович, - обратился Путин к министру образования и науки Андрею Фурсенко, - сейчас разворачивается дискуссия по поводу новых образовательных стандартов. Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, но если ваши эксперты решили сделать физическую культуру единственным обязательным предметом в школе, то мне кажется, они перестарались. У юристов это называется эксцесс исполнителя".
В ответ Фурсенко пояснил, пока что речь идет о ранней стадии обсуждения и предположил, что до момента принятия окончательного решения пройдет не менее семи месяцев. При этом глава Минобрнауки пообещал, что обязательных предметов все же будет не менее десяти. "Но речь идет о том, что есть несколько предметов - ОБЖ и физкультура, - которые обязательны, независимо от того, какое направление образования (техническое или гуманитарное) для себя выбрал школьник. В любом случае обязательно должны быть занятия спортом. Остальные предметы школьник может в большей степени выбирать сам", - изложил Фурсенко суть предложений своего ведомства.
Министр также уточнил, что, независимо от того, какое направление образования выберет школьник, он в обязательном порядке будет изучать русскую литературу, математику, естественные науки, "но при этом, в зависимости от того, кем видит себя школьник, изучение это может быть на нескольких разных уровнях; единственное, где требования должны предъявляться одинаковые, - это физкультура и ОБЖ".
Со своей стороны Путин отметил, что школьник - "это еще даже не студент, и в таком возрасте человеку трудно принять окончательное решение".
Несколькими днями позже Фурсенко пообещал, что новые стандарты образования для старших классов не будут утверждены, пока не получат поддержку общества, а также заявил, что и сроки их введения могут быть изменены.
Новый вариант ФГОС для старшеклассников был размещен для обсуждения на сайте Минобрнауки 15 февраля. В доработанном проекте с учетом общих для освоения всеми учащимися учебных предметов, в числе которых физкультура, ОБЖ, "Россия в мире", учебный план старшеклассника должен включать 9-10 предметов, а также индивидуальный учебный проект.
При этом в новом проекте стандартов сказано, что из первой учебной области - филологии - обучающийся "в обязательном порядке выбирает либо "Русскую словесность" на интегрированном уровне, либо "Русский язык и литературу" на профильном или базовом уровне". Дополнительно старшеклассник может выбрать для изучения из этой области родной для него (нерусский) язык и литературу.
Остальные предметные области - иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки. Так, в "общественные науки" входят обществознание, история, география, экономика и право; в "естественные науки" - естествознание, физика, химия, биология, экология.
Основной принцип выборности остался. По-прежнему старшеклассник может выбрать из этих блоков один или два предмета на любом из уровней обучения. Кстати, об уровнях обучения. В новых стандартах их три. Интегрированный предполагает достаточно поверхностное ознакомление с предметом - ключевые теории, идеи, понятии, факты. Базовый уровень ориентирован на получение обучающимися систематических знаний, а профильный - более углубленное освоение старшеклассниками систематических знаний для подготовки их к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
В дополнение к предметам, выбранным из обязательных областей, старшеклассник может выбрать один или два предмета из курсов по астрономии, искусству, технологии, дизайну, хореографии и другие предметы. При этом нагрузка ученика не может превышать 36 часов в неделю и быть менее 30 часов.
Вместе с тем в пресс-службе Минобрнауки РФ "Интерфаксу" пояснили, что если старшеклассник захочет выбрать большее количество предметов, то он сможет договориться со своим учебным заведением, в том числе на платной основе.
Кроме того, в соответствии с новым федеральным образовательным стандартом планируется изменить единый государственный экзамен (ЕГЭ). "ЕГЭ на сегодняшний день отвечает тем целям и задачам, которые определены неутвержденным стандартом 2004 года. Поскольку в данном случае мы говорим о новых требованиях к результатам в стандарте, то формат проведения, содержания ЕГЭ должны быть изменены, но это должно произойти после утверждения стандарта", - заявил журналистам один из разработчиков стандарта, управляющий директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков.
По поводу процедуры внедрения новых стандартов Кондаков напомнил, что "новый стандарт дает возможность выбора, теперь каждый школьник будет составлять для себя свой учебный план".
Однако, по его словам, это не значит, что школа будет предоставлять каждому ученику индивидуальную программу обучения. Управляющий директор издательства "Просвещение" отметил, что если школа не сможет предоставить возможность обучения по выбранному учеником плану, то старшеклассник должен будет найти для себя учебное заведение, в котором этот план будет возможен, и которое будет профильным выбранной им будущей специальности. "В настоящее время практически все школы профилированы", - подчеркнул Кондаков.
Между тем не успело министерство образования и науки опубликовать новый вариант стандартов, как на сайте ФГОС, появились комментарии к доработанному проекту, и, по большей части, весьма негативные. В частности, участники обсуждения считают неразумным ограничивать выбор старшеклассников всего одним-двумя предметами из блоков.
"Я хочу, чтобы мои дети получили нормальное полноценное образование без всяких урезаний. А после школы мы определимся, кто мы гуманитарии или нет", - пишет одна из родителей.
"Я мама двух дочерей младшего школьного и дошкольного возраста. Меня в ужас приводит мысль, что на моих детях будут испытывать весь этот бред. Я согласна, что часть предметов в жизни не пригодится как, например, высшая математика с ее логорифмами и физика... Но все же. Если уж вы хотите сделать предметы по выбору, то добавьте их количество. (…) А вдруг ребенок ошибся, и что ему делать тогда после школы, идти учится с тем, что есть, и ненавидеть свою работу?"- задается вопросом еще одна участница дискуссии.
Впрочем, глава Минобрнауки РФ не исключил возможности проведения нового конкурса по разработке федеральных образовательных стандартов для старших классов. "Если в ходе длительного обсуждения к согласию прийти не удастся, в принципе, мы не можем исключить, что будет объявлен новый конкурс. Но я думаю, что до этого дело не дойдет", - заявил Фурсенко.
По его словам, всегда существует возможность разработки альтернативных стандартов. "У нас всегда будет возможность сравнить, если кто-то предложит новый стандарт, и выбрать то, что лучше, или попытаться добиться того, чтобы были использованы сильные стороны того, что предложено", - отметил министр.
Пока же, сообщил глава ведомства, создана специальная мониторинговая группа, которая следит за обсуждением данного стандарта в экспертном сообществе. Эта группа регулярно собирает высказываемые точки зрения и докладывает совету по стандартам о том, как идет обсуждение. Совет, в свою очередь, будет выходить с рекомендациями к министерству о том, утверждать стандарт или нет.
В целом же министр считает разумным предоставление школьникам возможности самостоятельного выбора предметов, которые бы они хотели изучать более углубленно. Кроме того, по его мнению, проект стандартов ориентирует школьника на более творческое применение полученных знаний и поможет старшеклассникам в большей степени подготовиться к взрослой жизни.
Обозреватель Анастасия Николаева