Точка зрения 22 августа 2016 г. 15:52

Сверхтяжелый проект

Interfax-Russia.ru – Роскосмос намерен отказаться от строительства ракеты-носителя "Ангара А5В" и приступает к проектированию новой сверхтяжелой ракеты.

Сверхтяжелый проект
© РИА Новости. Алексей Куденко

О начале работ по проектированию ракеты-носителя "Ангара А5В", в госкорпорации Роскосмос заявили в 2015 году. Новый проект должен был стать развитием существующего семейства российских ракет-носителей универсального, модульного типа "Ангара", а от создания сверхтяжелой ракеты-носителя решили отказаться из финансовых соображений.

При этом ряд экспертов критиковали подобное решение Роскосмоса, обращая внимание на то, что заявленные характеристики ракеты-носителя в перспективе не будут соответствовать задачам по освоению космоса и обеспечению национальной безопасности.

Альтернативный проект ракеты-носителя, который предусматривал создание линейки носителей от среднего до сверхтяжелого класса на базе конкурентоспособных 800-тонных двигателей РД-170/171, предлагала ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия".

Причем, как пояснял агентству "Интерфакс-АВН" высокопоставленный источник в российской ракетно-космической отрасли, поскольку новая ракет также будет базироваться на уже существующих разработках, реализовать этот вариант можно достаточно быстро.

Однако научно-технический совет Роскосмоса поддержал проект по созданию "Ангары А5В", который и подготовили для утверждения президенту России Владимиру Путину. В свою очередь в прессе прозвучали заявления официальных лиц, согласно которым "в ближайшие 10 лет нагрузок для ракет сверхтяжелого класса нет, следовательно, нет необходимости торопиться с созданием сверхтяжелой ракеты-носителя".

Вместе с тем, как отмечал в беседе с агентством "Интерфакс-АВН" Виталий Лопота, занимавший в период с 2007 по 2014 годы пост генконструктора пилотируемой и специальных программ, России все равно в экстренном порядке придется решать задачу создания сверхтяжелой ракеты-носителя, которая необходима для вывода перспективных многофункциональных полезных нагрузок в интересах военных и дальнего космоса.

"Отсутствие у России планов ускоренной разработки и создания сверхтяжелых ракет-носителей с грузоподъемностью свыше 75 тонн может привести к утрате стратегического паритета, неспособности решать задачу надлежащего обеспечения безопасности страны", - предупреждал собеседник агентства.

Между тем, обратил внимание Лопота, именно из-за отсутствия сверхтяжелой ракеты-носителя переносятся на все более отдаленные периоды или приостанавливаются до особого распоряжения сроки создания перспективных российских стратегических космических систем нового поколения.

При этом он напомнил, что в США давно ведутся интенсивные работы по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя SLS. Причем, первые полеты SLS с грузоподъемностью 70 тонн планируются уже в 2018 году, а с грузоподъемностью 130 тонн - в 2025 году. Таким образом, США получат возможность выводить на высокоэнергетические орбиты полезные нагрузки массой 15 тонн и выше.

По оценке Лопоты, форсирование в США работ по созданию SLS связано с планами размещения в космосе систем, позволяющих решать глобальные задачи и задачи освоения дальнего космоса на качественно новом уровне.

"Анализ развития космических систем показывает, что эти разработки ведутся под видом научных исследований и освоения дальнего космоса, закрывая реальные цели - развитие стратегических космических систем", - сказал собеседник агентства, заметив, что реалией настоящего времени стал непрерывный рост массы полезных нагрузок, выводимых в космос на высокоэнергетические орбиты.

Лопота удивился, что этой тенденции не замечают: "Стоит задача иметь возможность выводить на них полезные нагрузки массой 10 тонн и выше, а это подразумевает выведение на низкую орбиту нагрузок массой 75 тонн и выше". При этом, по его словам, ни один носитель, включенный в Федеральную космическую программу (ФКП) на период до 2025 года, не будет способен сделать это.

По мнению собеседника агентства, необходимо учитывать, что "Россия - северная страна, и поэтому при выведении одинаковых нагрузок нам будут нужны сверхтяжелые носители с более высокой грузоподъемностью, чем у американцев".

Он напомнил, что нехватку мощности у существующих ракет-носителей для выведения перспективных военных космических аппаратов не так давно признал глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев. По его оценке, "потребность в более мощных носителях ощущается уже по меньшей мере лет пять, из-за их отсутствия наши спутники связи по числу размещенных на них транспондеров значительно уступают лучшим зарубежным аналогам".

Вместе с тем, обратил внимание Лопота, в ФКП-2025 ставка сделана на еще не существующую ракету-носитель с грузоподъемностью 35 тонн, которая сможет выводить на высокоэнергетические орбиты полезную нагрузку не более 5 тонн, а это не позволит решить поставленную в апреле 2015 года руководством страны задачу заняться сверхтяжелой ракетой-носителем.

Между тем, как выяснили "Известия", в Роскосмосе все же приступили к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса. Создавать новую ракету будут на основе программы "Энергия-Буран", в ходе которой были разработаны двигатели РД-171, до сих пор считающиеся непревзойденным достижением в сфере жидкостного двигателестроения.

Как рассказал изданию генеральный директор РКК "Энергия" Владимир Солнцев, использование водородных схем на первой и второй ступенях этого носителя пока не рассматривается, а третья ступень будет взята от уже летающей "Ангары".

"Такая компиляция позволит нам сэкономить и время, и деньги. Мы берем то, что уже есть, не несем дополнительных затрат и не уходим в "перспективу десятилетий". Я уверен, что создание "сверхтяжа" по этой схеме возможно в рекордное время - речь идет о пяти-семи годах", - сообщил Солнцев.

По его словам, проектируемый носитель сверхтяжелого класса станет основной ракетой в последующей реализации лунной программы.

Глава РКК пояснил, что в проекте закладывается ракета, выводящая примерно 80 тонн на низкую опорную орбиту. Дальнейшая эволюция на основе технологий РД-171 предполагает возможность увеличения грузоподъемности ракеты до 120 тонн на низкую опорную орбиту и при необходимости до 160 тонн за счет изменения компоновки ракеты и расширения возможности двигателей.

Создание ракеты на основе технологий РД-171 также позволит отказаться от замысла построить сверхтяжелую ракету на основе "Ангары".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще