Россия / Точка зрения 12 августа 2009 г. 16:40

В поисках "Arctic Sea"

Interfax-Russia.ru - Судно с российским экипажем на борту пропало при загадочных обстоятельствах близ берегов Португалии.

Груженый пиломатериалами сухогруз "Arctic Sea" с экипажем из 15 россиян вышел из финского порта Якобстад 22 июля и взял курс на Алжир. Через шесть дней связь с ним внезапно прервалась.

О том, что "Arctic Sea" с российским экипажем бесследно исчез в районе побережья Португалии, сообщил 8 августа редактор сайта "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко. "Он должен был прибыть туда (в алжирский порт Беджайя - ИФ) 4 августа, но с 28 июля судно в буквальном смысле слова исчезло - нет связи, нет данных о его местонахождении, ни у судовладельца, ни у родственников, нигде никаких следов. Судно ищут все службы, в том числе ВМФ", - сообщил Войтенко.

По его информации, за несколько дней до этого - 24 июля - еще в водах Балтики у брегов Швеции команда "Arctic Sea" пережила странную пиратскую атаку. По данным редактора издания "Морской бюллетень - Совфрахт", преступники в форме местных полицейских, подплывшие к кораблю на надувной лодке, поднялись на борт и связали команду, после чего обыскивали судно в течение 12 часов. После того, как неизвестные покинули борт корабля, он продолжил движение по своему маршруту. Шведские власти ведут расследование инцидента, а тем временем эксперты гадают - связано ли как-то это нападение с последовавшим исчезновением корабля?

Михаил Войтенко не исключает, что "Arctic Sea" мог быть потоплен теми, кто совершил это нападение. "Сухогруз могли потопить те, кто напал на судно. Я очень этого боюсь, но такой версии нельзя исключать", - заявил он "Интерфаксу" во вторник.

Больше надежд вселяет другая версия, высказанная экспертом. "Затопление - лишь одна из версий. Другая версия состоит в том, что неизвестные сняли нужный им груз с борта сухогруза и скрылись, а экипаж вместе с судном бросили на произвол судьбы", - полагает Войтенко. Вез корабль конечно не золото, но стоимость груза, по некоторым данным, равна $2 млн.

В то же время, финское издание Helsingin Sanomat на днях сообщило о том, что еще 24 июня, во время ремонта в Калининграде на сухогруз "Arctic Sea" могли загрузить контрабанду, которая позднее и привлекла морских разбойников. Такого сценария не исключает и Войтенко, предполагая, что возможный нелегальный груз на борту в таком случае должен быть "куда серьезнее наркотиков".

По его мнению, назвать даже примерные координаты того места, где теперь может находиться судно, невозможно. "Это где-то в Атлантике с разбросом в 4 тыс. миль", - сказал он.

Собеседник агентства подтвердил, что в экипаже "Arctic Sea" находилось 15 человек, все они из Архангельска. "Капитан - Сергей Зарецкий. Я нахожусь в прямом контакте с родственниками членов экипажа", - сообщил эксперт.

Между тем, родные и близкие пропавших без вести моряков вероятно отчаявшись, обратились с открытым письмом к правительству РФ и всем поисковым службам с просьбой начать полномасштабную поисково-спасательную операцию.

"Мы, жены и родственники моряков пропавшего судна "Arctic Sea", просим начать полномасштабную поисково-спасательную операцию с привлечением всех необходимых российских спецслужб. А также просим сделать официальный запрос на поиски судна странам западной Европы, у берегов которых это судно пропало. Нам важно, чтоб наши родные вернулись домой целыми и невредимыми", - говорится в тексте открытого письма, опубликованного на сайте издания "Морской бюллетень - Совфрахт".

Просят помочь не только родственники моряков, но и оператор судна - финская компания Solchart. Накануне она попросила Россию оказать содействие в поисках судна и его команды. Управляющий директор компании Виктор Матвеев заявил: "Компания Solchart и я лично рассчитываю, прежде всего, на помощь России в поиске пропавшего судна и членов его экипажа". "Посольство РФ в Финляндии было одним из первых, кого я оповестил о происходящем", - добавил он.

Учитывая то, какой резонанс приняло загадочное исчезновение корабля в Атлантике, реакция руководства страны последовала очень скоро. Как стало известно днем в среду, президент России Дмитрий Медведев поручил главе Минобороны сделать все возможное, чтобы найти и, если будет необходимость, освободить экипаж пропавшего сухогруза "Arctic Sea".

"Президент Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову предпринять все необходимые меры по обнаружению, отслеживанию и в случае необходимости освобождению пропавшего корабля "Arctic Sea" с российским экипажем на борту", - сообщили "Интерфаксу" в среду в пресс-службе главы государства.

Позднее в управлении пресс-службы и информации Минобороны "Интерфаксу-АВН" уже рассказывали, что корабли и суда ВМФ России, находящиеся в Атлантике, а также средства обнаружения Минобороны, включая космические, приступают к поискам пропавшего сухогруза.

Так, "основная задача возложена на сторожевой корабль "Ладный" Черноморского флота, который 12 августа прошел пролив Гибралтар и следует установленным курсом". "Одновременно ведется постоянный мониторинг и анализ обстановки в районах предполагаемого нахождения судна. Полученные результаты поступают в Главное командование ВМФ для последующего доклада в министерство обороны РФ", - добавили в военном ведомстве.

Кроме вышеперечисленного, сообщили в Минобороны, в район предполагаемого исчезновения судна направлены две российские атомные субмарины.

Специалисты и эксперты тем временем теряются в догадках. С одной стороны, говорит Михаил Войтенко, взять и исчезнуть такому судну как "Arctic Sea" очень непросто, "оно не может затонуть, не подав сигнал бедствия, это просто исключено". С другой стороны, тот же Войтенко со ссылкой на экспертов отметил, что отключить станцию AIS (система автоматической идентификации судна - ИФ) не сложно. "Найти на мостике блок подачи тревожного сигнала, блок VDR ("черный ящик"), средства связи и портативные рации для такого специалиста тоже не составит труда", - процитировал Войтенко компетентного источника. Сможем ли мы однажды узнать, кто и зачем это сделал?

Другой эксперт, историк и исследователь пиратства Юрий Чащин в беседе с Interfax-Russia.ru отмечает, что подобных захватов кораблей пиратами не случалось в водах Северной Европы более полувека, и случай "Arctic Sea" в этом плане выглядит, мягко говоря, необычно. "Я очень надеюсь, что корабль обнаружат, и моряки найдутся живыми и здоровыми. Сказать точно, что происходило на сухогрузе за последние дни, сейчас невозможно - информация все еще очень скудна и противоречива, но у меня мало сомнений в том, что там произошло что-то серьезное", - сказал эксперт.

Он уверен, что сейчас нельзя терять времени, а необходимо срочно привлекать и другие страны к поисково-спасательной операции. "Возможно, что счет идет уже не на дни, а на часы, команду могли запереть или связать, отключив все приборы и бросив судно в океане", - говорит Чащин. "Необходима срочная спасательная операция. Причем сил одной только России будет недостаточно. Это должна быть операция во всем объеме. С учетом того, судно находится где-то в глубине Атлантики, необходимо спутниковое обследование, самолеты", - согласен главный редактор издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Войтенко.

По признанию последнего, более странных случаев он не встречал "ни в своей жизни, ни в известной истории".

Обозреватель Сергей Нагорный