Россия / Точка зрения 16 января 2015 г. 18:35

В шаге от статуэтки

Interfax-Russia.ru – Российская лента "Левиафан" Андрея Звягинцева попала в шорт-лист "Оскара" как "лучший иностранный фильм". По экспертной оценке, она имеет высокие шансы на победу.

Фильм режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан" может завоевать премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Он попал в шорт-лист номинантов, сообщается на сайте Американской киноакадемии. За победу в этой номинации будут бороться еще четыре фильма: "Дикие истории" (Аргентина), "Ида" (Польша), "Мандарины" (Эстония), "Тибукту" (Мавритания).

Победитель станет известен 22 февраля, и им вполне может стать "Левиафан", который накануне получил престижную кинопремию "Золотой глобус", вторую в отечественной истории. В 1969 году ее лауреатом была "Война и мир" Сергея Бондарчука .

Несмотря на такой громкий мировой успех, в России картину сопровождают не менее громкие скандалы. Часть пользователей соцсетей, форумов и патриотических сайтов обвиняют фильм в антироссийской риторике.

Некоторых СМИ даже сообщили, что правительство Мурманской области, где снимался фильм, якобы запретило в регионе его показ. Однако власти региона эту информацию уже опровергли.

"Никаких запретов нет и быть не могло. Все это придумки", - сказал "Интерфаксу" начальник управления информационной политики и взаимодействия со СМИ правительства Мурманской области Денис Пушин.

В свою очередь губернатор Мурманской области Марина Ковтун в своем микроблоге Twitter написала, что власти региона после такой успешной рекламы фильма, как слухи о запрете, ждут увеличения туристов в Заполярье.

Фильм сняли при финансовой поддержке министерства культуры России. В декабре 2014 года глава ведомства Владимир Мединский заявил, что государство намерено изменить политику финансирования кинокартин.

"Единственное, в чем я не вижу смысла – это снимать фильмы на деньги министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют", - заявил тогда министр, использовав определение для таких фильмов "кино по принципу "Рашка-говняшка".

Чуть позже в пресс-службе министерства пояснили, что государство приветствует аргументированную критику властей, но не их огульное поношение.

По мнению некоторых критиков, при желании "Левиафан" можно назвать очерняющим власть, так фильм рассказывает историю мелкого предпринимателя с Крайнего Севера, ставшего жертвой мафии с мэром города во главе. Местная власть пытается отобрать у семьи дом, чтобы использовать участок для своих нужд. В картине также сильна антиклерикальная тема.

Сам Звягинцев в мае 2014 года рассказал журналистам, как отреагировали на его фильм чиновники.

"Мы показали картину министру культуры РФ Владимиру Мединскому, и он сказал, что в России так не пьют. Я под впечатлением от этого заявления", - признался режиссер.

Он уверен, что у них с министром культуры разные задачи. "Мы поговорили с министром - он сказал, что картина талантливая, но ему она не нравится. Он имеет на это право, и я даже понимаю почему - у него другие задачи, он хочет сделать мир лучше - а что еще должен делать министр культуры? И эту свою задачу он переносит на территорию искусства", - сказал Звягинцев.

В январе 2015 года Мединский хоть и не признался в любви к фильму, но все же заявил, что "Золотой глобус" за "Левиафана" должен стать для отечественных кинематографистов стимулом в работе над возвращением России статуса кинодержавы.

Кроме того, в министерстве культуры России Interfax-Russia.ru сообщили, что будут рады, если Звягинцев получит "Оскар".

"Разумеется, нам бы хотелось, чтобы российская картина завоевала статуэтку", - отметили в ведомстве, подчеркнув, что это признание будет важным для всего российского кинематографа.

Кроме того, в Минкультуры считают, что успех "Левиафана" на фестивалях дополнительно простимулирует зрительскую активность.

"Лучшая рекомендация для зрителей – фестивальный успех этой картины", – ответили в министерстве на вопрос, будет ли оно дополнительно рекомендовать этот фильм к прокату.

Политика или талант

Interfax-Russia.ru предпринял попытки получить комментарии о фильме у киноведов, их профобъединений, сетей кинотеатров и профильных вузов, однако большинство из них не увенчалось успехом: кто-то не отвечал на звонки, не реагировал на запросы по электронной почте, не перезванивал. Некоторые напрямую отказались комментировать эту тему.

По наблюдениям кинокритика Юрия Гладильщикова, главные российские телеканалы также фактически проигнорировали победу фильма в "Золотом глобусе".

Официально кинокартина выйдет в российский прокат только 5 февраля, однако уже сейчас многие посмотрели ее пиратскую копию. Часть пользователей российского сегмента интернета предполагают, что успех фильма является следствием недоброжелательного отношения Запада и Америки к России.

Однако специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой уверен, что международный успех фильма Звягинцева не имеет под собой политической подоплеки.

"Сейчас идет бурная дискуссия по поводу того, что "Левиафан" получил все свои награды и номинации только за то, что в нем неприглядно показана Россия, но могу с уверенностью сказать, что Андрей Звягинцев не занимается политической кинопублицистикой, он один из самых серьезных мастеров кинематографического искусства, а его успех на международной арене - это успех большого произведения искусства", - заявил Швыдкой "Интерфаксу".

Швыдкой напомнил, что фильм снят на основе реальных событий, произошедших в Америке, но перенесен в российские реалии.

"Звягинцев снимал картину на основе американской истории. История, рассказанная в "Левиафане", при огромном количестве российских деталей, укорененная в российских реалиях, по-своему архетипична. Не случайно авторы именно так назвали картину, отсылая к библейскому образу. В фильме маленький человек борется с обстоятельствами, и эта мифологема имеет общечеловеческий смысл. Если этого не понимать, лучше вообще не прикасаться к искусству", - сказал спецпредставитель президента.

Кроме того, он напомнил, что остросоциальная направленность - один из основных трендов современного кинематографа, а искусство - "это боль, а не только красоты".

С этим мнением согласны и другие эксперты.

"В "Левиафане" авторы проводят анализ России, может быть горький, может быть, больной, но это доброжелательный анализ для того, чтобы общество стало лучше, взглянув на себя через призму искусства", - сказала "Интерфаксу" в сентябре директор Роскино Екатерина Мцитуридзе.

Российский культуролог, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей считает, что Звягинцев отнюдь не пытался "очернить" Россию, поскольку нет единственно правдивой и адекватной версии жизни, которую бы можно было "закрасить черной тушью". А вот высокую актуальность фильма в 2014 году оценили выдающиеся отборщики Каннского фестиваля, выбрав фильм Звягинцева в конкурс, где он получил третий по значению приз.

"Это не очернение России. Это адекватность, боль, метафорика и патриотизм. Знаете, бывает, что мужчина смотрит на свою жену и не думает, красавица она или нет, а просто ее любит. У нее могут быть короткие ножки, неправильный носик, редкие волосики, но он ее любит. Так, мне кажется, Звягинцев любит Россию", - сказал Даниил Дондурей Interfax-Russia.ru.

Сам же Звягинцев ранее отмечал, что его фильм не только о России, поскольку конфликт человека и государства характерен для любой страны.

"Эта история могла бы быть где угодно, но ближе чем Россия для меня ничего нет. Поэтому мы перенесли эту историю в Россию. Это очень реалистичная история, из сегодняшнего дня. И потом стало понятно, что у этой истории есть более древняя история - история бедного Иова", - сказал режиссер журналистам в мае.

Что же касается шансов получить "Оскар", то пресс-служба министерства культуры России оценила шансы "Левиафана" получить заветную статуэтку как равные с остальными претендентами.

"На соискание награды за лучший зарубежный фильм претендуют пять картин, потому шансы Левиафана можно оценить, как один к пяти", - рассказали Interfax-Russia.ru в пресс-службе ведомства.

При этом там напомнили, что вероятность успеха "Левиафана" повышает то, что зачастую мнения экспертной комиссии премии "Золотой глобус" и премии "Оскар" совпадают.

Однако, по мнению Даниила Дондурея, настоящих конкурентов у фильма в Америке не так много.

"Из четырех претендентов на "Оскар" в этой номинации только фильм "Ида" польского режиссера Павла Павликовского – настоящий конкурент "Левиафану". В Европе Звягинцев проиграл ему премию, которая считается европейским "Оскаром". Но для Европы очень важна тема холокоста, которая не звучит настолько актуально для США. Мне кажется, в США более спокойно отнесутся к фильму "Ида", - считает культуролог.

Он уверен, что американские кинокритики способны найти в "Левиафане" глубокие и сильные мысли.

"На мой взгляд, американцы будут очень внимательны к такой метафорической картине, какой является "Левиафан", наследующей очень важные традиции великой русской литературы и искусства в целом. Поэтому, на мой взгляд, шансы "Левиафана" чуть больше, чем у "Иды", - заключил Даниил Дондурей.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"