Россия / Точка зрения 8 декабря 2016 г. 14:26

Версии потери

Interfax-Russia.ru - Комиссия по расследованию падения Су-33 в качестве основной причины аварии рассматривает ошибку пилота, сообщают СМИ. Минобороны РФ эту версию опровергает.

Версии потери
Фото Министерства обороны РФ

Истребитель Су-33 мог выкатиться за пределы палубы авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" из-за ошибки пилотирования. Предположительно, летчик превысил максимально допустимое отклонение по оси посадки, создав тем самым чрезмерную нагрузку на трос, сообщает газета "Коммерсант".

Собеседники издания утверждают, что "результаты изучения материалов объективного контроля позволили в целом воссоздать картину происшествия".

По словам источника, причастного к расследованию, "сначала все проходило в штатном режиме: руководитель полетов, находившийся на командно-диспетчерском пункте корабля, дал пилоту разрешение на посадку, и последний приступил к выполнению маневра".

"Истребитель зацепил трос крюком-гаком и начал снижать обороты двигателя. Он проделал путь примерно в 50 метров, после чего трос оборвался, и, вместо того чтобы остановиться на палубе, Су-33 продолжил движение. Включить форсаж и совершить попытку захода на второй круг пилот уже не успевал. Через несколько секунд руководитель полетов отдал пилоту команду катапультироваться, что он немедленно и сделал. Сам самолет рухнул с палубы в море", - пишет издание.

По данным "Коммерсанта", "в качестве основной причины аварии комиссия Минобороны рассматривает именно человеческий фактор: специалисты установили, что отклонение по оси посадки истребителя было превышено почти на полметра от предельно допустимого".

"Важно понимать последовательность: либо трос не выдержал нагрузки из-за ошибки, допущенной при приземлении, либо трос оборвался, что и привело к аварии. Но судя по параметрам самолета в момент приземления, даже полностью исправный трос такой нагрузки бы не выдержал - налицо ошибка пилотирования", - сообщил собеседник газеты.

Ранее выдвигались еще две версии происшествия. Как сообщал "Коммерсант", вторую версию связывали с производственным браком. Тросы аэрофинишера должны были испытывать на разрыв, но собеседник "Коммерсанта" не исключил, что партия, переданная "Адмиралу Кузнецову", оказалась ненадлежащего качества. Третья версия причин аварии – неправильная запрессовка троса, который заменили после предыдущего инцидента на крейсере 13 ноября с корабельным истребителем МиГ-29К.

В Минобороны РФ в ответ заявили, что информация "о якобы предварительных выводах комиссии по расследованию причин крушения истребителя Су-33 абсолютно не соответствует действительности".

В российском военном ведомстве опровергли сообщения о том, что комиссия пришла к предварительным выводам о том, что Су-33 потерпел аварию именно из-за ошибки пилотирования.

"Комиссия продолжает скрупулезную работу и никаких предварительных выводов до своего завершения расследования не делала", - заявили "Интерфаксу" в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

Ранее в военном ведомстве сообщили, что здоровью пилота упавшего в море истребителя ничего не угрожает.

"Пилот катапультировался, и силами поисково-спасательной службы был сразу доставлен на борт тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Здоровью летчика ничего не угрожает", - сказали в Минобороны РФ.

По словам представителей военного ведомства РФ, российская корабельная авианосная группа продолжает действовать в Средиземном море по плану дальнего похода. Полеты палубной авиации продолжаются в соответствии с задачами.

Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", вероятно, уже полностью восстановил способность принимать палубную авиацию после обрыва троса аэрофинишера, сообщил "Интерфаксу" бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко.

"Замена одного троса занимает 4,5 часа. Они на крейсере есть. Вероятно, проведена проверка и всех остальных тросов", - сказал адмирал.

По его словам, к потере истребителя могла привести неисправность троса, которую своевременно не обнаружили.

При этом само применение авиакрыла "Адмирала Кузнецова" против боевиков в Сирии адмирал назвал успешным.

"Мы получили большой практический боевой опыт. Впервые в боевых действиях принимает участие палубная авиация. В реальных боевых условиях проверяется техника. Летчики получили реальный боевой опыт применения оружия по наземным целям", - сказал он.

По его словам, в настоящее время ВМФ России нужны новые авианосцы - два на Северный флот, два - на Тихоокеанский.

Сейчас в Средиземном море находится российская корабельная авианосная ударная группа во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий". В состав группы входит, в частности, тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов".

В составе авиакрыла "Адмирала Кузнецова" - палубные истребители МиГ-29 и Су-33, многоцелевые вертолеты Ка-27 и вертолеты радиолокационного дозора Ка-31. Кроме того, для "Адмирала Кузнецова" готовили разведывательно-ударные вертолеты нового поколения палубного базирования Ка-52К "Катран" (корабельная версия Ка-52 "Аллигатор").

Истребители с "Адмирала Кузнецова" были привлечены к авиаудару, который нанесли по боевикам в Сирии, помимо стратегических ракетоносцев ВКС РФ, самолеты с крейсера "Адмирал Кузнецов" и ударная авиация с базы Хмеймим, сообщили "Интерфаксу" в Минобороны России.

В ходе массированного огневого удара российской авиационной группы боевикам "Джабхат ан-Нусры" (запрещена в России – ИФ) нанесен серьезный урон, заявил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.

"В результате ударов, нанесенных палубными истребителями Су-33 из состава авиакрыла крейсера "Адмирал Кузнецов", в провинции Идлиб было уничтожено крупное бандформирование группировки "Джабхат ан-Нусра", - отметил он.

Также официальный представитель Минобороны РФ сообщил, что по нескольким каналам разведки была подтверждена информация о гибели не менее 30 террористов, в том числе известных полевых командиров Мухаммада Хелала, Абу Джабер Хармужа и Абуль Баха Аль-Асфари.

"Причем ликвидированный полевой командир Абуль Баха Аль-Асфари отвечал за объединение остатков резервов бандформирований "Джабхат ан-Нусра" в провинциях Алеппо и Хама, а также планирование и проведение очередного наступления боевиков на Алеппо", - подчеркнул Игорь Конашенков.

Вместе с тем, приходится признать, что потеря истребителя авианесущей группы "Адмирала Кузнецова" не первая в этом походе.

Первый инцидент произошел 14 ноября - истребитель МиГ-29 разбился при заходе на посадку за несколько километров до "Адмирала Кузнецова", летчик катапультировался.

Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев считает аварию второго за месяц истребителя с крейсера "Адмирал Кузнецов" небольшой потерей с учетом масштабов операции, которую проводят Вооруженные силы РФ в Сирии.

"Потери бывают у всех. У нас это единичные случаи. Это мелкая потеря в крупной операции. Мы ведь только начинаем - это первый реальный боевой опыт применения военно-морской авиации", - сказал он "Интерфаксу".

В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков считает особенно важным, что в результате аварии истребителя Су-33 не пострадал пилот самолета.

На просьбу журналистов ответить, как в Кремле оценивают репутационные потери в результате второго инцидента с российским самолетом в Средиземном море, пресс-секретарь президента сказал: "Это очень напряженная, сложная, героическая работа. Именно так это и надо оценивать".

По его словам, главное в этой ситуации то, что пилот остался жив.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook