Interfax-Russia.ru - Российский боевой вертолет Ка-27 затонул в Балтийском море при тренировочном приземлении на палубу сторожевого корабля "Ярослав Мудрый". Экипаж спасли, но поднять со дна машину пока не удается.
По данным военного следственного управления по Балтийскому флоту (БФ), авария произошла около полудня в понедельник в 10 км от берега. Вертолет, принадлежавший противолодочной эскадрилье БФ, во время посадки на палубу сторожевого корабля "Ярослав Мудрый" задел лопастями винта палубную надстройку. Повредив винт, машина повалилась на палубу, а затем упала в воду. По официальным сведениям, экипаж К-27 отрабатывал взлет и посадку на палубу.
Два пилота и три механика, находившихся на борту вертолета, в последний момент успели выбраться из тонущей машины. Всех пятерых подняли на борт "Ярослава Мудрого", где им была оказана первая помощь. Сейчас их состояние оценивается как удовлетворительное. А вот сам К-27 спасти не удалось - он стремительно погрузился на дно. Сейчас машина лежит, по данным службы информации и общественных связей Балтфлота, на глубине около 30 метров.
Так или иначе, долго она там не пробудет - к месту аварии из Балтийска выдвинулись специальные суда аварийно-спасательной службы флота, которые и поднимут вертолет. Как сообщил "Интерфаксу" источник в штабе БФ, сейчас СКР "Ярослав Мудрый", на борт которого пытался совершить посадку вертолет, стоит на месте аварии, что заметно упростит поиск воздушного судна. "Специалисты обследуют место, где затонул вертолет, на предмет выполнения работ по подъему летательного аппарата", - рассказал собеседник агентства.
Как говорят представители Балтфлота, главное в этой операции - максимально точно определить место на морском дне, где лежит вертолет. "В обследовании машины, а затем и ее строповании (прикреплении к подъемным тросам - ИФ) будут задействованы водолазы, которые могут работать на данной глубине. Вес вертолета составляет 12 тонн, что позволит легко вытащить его из воды специальным лебедками килектора или ПК 21500", - заявил представитель БФ, отметив, что к работам привлечены килектор "Александр Пушкин", два судна обеспечения и плавкран ПК 21500 аварийно-спасательных сил БФ.
К полудню вторника появилась информация о том, что машину могут поднять до конца дня, но в планы военных специалистов вмешалась природа. "К настоящему моменту начатая операция по подъему вертолета приостановлена из-за неблагоприятных погодных условий. Сильный ветер и большие волны не позволяют выполнить основные мероприятия операции - осуществить спуск водолазов, закрепление тросов и сам подъем", - сообщил "Интерфаксу" незадолго до выхода этой публикации руководитель службы информации и общественных связей Балтфлота капитан первого ранга Юрий Куроедов.
По его словам, командование операцией приняло решение "не идти на неоправданный риск, так как предстоявшие работы под водой связаны с жизнью людей. Но к этому моменту в ходе операции уже установлено точное местоположение аварийного вертолета, а так же глубина, на которой он находится. Это 28 метров, что позволяет работать на дне моря водолазам БФ".
"Ярослав Мудрый" находился в открытом море на ходовых испытаниях, которые с февраля 2009 года проводит ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Строительство корабля продолжалось без малого 19 лет и неоднократно прерывалось из-за нехватки средств. В этом году новый СКР должен войти в состав БФ.
Ущерб, нанесенный кораблю аварией, а также вероятность переноса сроков сдачи "Ярослава Мудрого", предстоит установить представителям судостроительного завода. Впрочем, по предварительной информации, которую озвучил в интервью "Интерфаксу" генеральный директор ПСЗ "Янтарь" Игорь Орлов, корабль в результате инцидента получил "незначительные повреждения, которые позволяют экипажу и сдаточной команде продолжать ходовые испытания в полном объеме". По словам Орлова, случившееся никак не повлияет на сроки сдачи корабля заказчику - ВМФ России. "СКР ("Ярослав Мудрый" - ИФ) будет принят у завода, как и планировалось, в июне", - заверил собеседник агентства.
Задержка со сдачей в эксплуатацию этого корабля стала бы неприятным сюрпризом для российских моряков - сейчас на Балтфлоте всего один аналогичный СКР - "Неустрашимый", который недавно успел прославиться своей "вахтой" в Аденском заливе, кишащем пиратами. Как и славному боевому "коллеге", "Ярославу Мудрому" есть чем похвалиться - на нем установлены современные образцы тактического оружия - в частности, ударный ракетный комплекс "корабль-корабль", ЗРК среднего и ближнего радиуса действия, реактивная бомбометная установка РБУ-6000 и другие виды вооружений.
А вот кто будет держать ответ за потерю боевой машины К-27 - пилоты, совершившие ошибку при посадке, или их командиры, не сумевшие организовать безопасную тренировку палубной авиации, пока неясно. "Причины происшествия выясняются", - говорится в этой связи в сообщении главного штаба ВМФ РФ.
Незадолго до выхода этой публикации информированный источник в российском военном ведомстве сообщил "Интерфаксу", что авария могла произойти из-за резкого порыва ветра, внезапно обрушившегося на вертолет в момент посадки на палубу корабля. "Из-за внезапного порыва ветра экипаж вертолета заходил на посадку не с кормы как положено, а с правого борта. По этой причине, по предварительным данным, и произошла авария", - уточнил собеседник агентства свою версию и добавил, что в ходе посадки вертолета Ка-27 сторожевик был на якорной стоянке.
Так или иначе, конкретных лиц, виновных в случившемся, установит следствие - военно-следственное управление по БФ возбудило уголовное дело по ст. 351 УК РФ ("нарушение правил полетов военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности тяжелые последствия"). Информацию о возбуждении уголовного дела подтвердили и в Следственном комитете при прокуратуре РФ. "Для проведения первичных следственных действий на корабль направлены следователи из военно-следственного управления СКП РФ по Балтийскому флоту и военно-следственного отдела СКП по Балтийскому гарнизону", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте комитета.
Добавим, что К-27 - палубный боевой корабельный вертолет, предназначенный для уничтожения атомных подводных лодок и надводных кораблей. По данным военных экспертов, этот вертолет способен круглосуточно и в неблагоприятных погодных условиях обнаруживать цели на большом расстоянии и атаковать их противолодочными торпедами, ракетами или глубинными бомбами. Вертолет можно также использовать при проведении поисково-спасательных операций, эвакуации раненых и перевозки небольших грузов.
Первый К-27 был построен в 1973 году в ОКБ Н.И. Камова. Сегодня эта винтокрылая машина используется на флотах России, Украины, Вьетнама, а в экспортной модификации - К-28 - состоит на вооружении ВМС Индии и ВМС Китая.
Обозреватель Сергей Нагорный