Interfax-Russia.ru – Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев освободил Владимира Якунина от должности главы ОАО "РЖД", назначив на его место замминистра транспорта Олега Белозерова.
Накануне премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об освобождении Владимира Якунина от должности президента ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). Его место, согласно решению председателя правительства, занял первый заместитель министра транспорта страны Олег Белозеров.
"Мною принято решение назначить вас руководителем акционерного общества "Российские железные дороги" с одновременным освобождением от должности первого заместителя министра транспорта Российской Федерации. Вам надо сразу же приступать к исполнению обязанностей", - обратился председатель правительства к новому главе железнодорожной монополии.
Как отметил Медведев, в первую очередь Белозерову, как новому руководителю ОАО "РЖД", необходимо будет сконцентрироваться на двух основных моментах.
"Первый момент - это бюджет и инвестиции, с учетом достаточно сложных параметров нынешнего состояния экономики и доходов "Российских железных дорог". И второе – это пассажирские перевозки. Здесь нареканий очень много, люди недовольны, когда маршруты отменяются. С другой стороны, железная дорога должна за это деньги получать – не просто в убытке находиться, но все-таки иметь ресурс для развития. Как соединить эти подходы, вам предстоит решать с участием, естественно, правительства Российской Федерации и региональных властей", - сказал премьер-министр.
Белозеров в свою очередь поблагодарил председателя правительства за оказанное доверие и пообещал выполнить поставленные перед ним задачи.
"Четко себе представляю значимость этого предприятия и отрасли для экономики Российской Федерации. Практически железная дорога отражает в целом состояние и нашей страны. И вместе с правительством, с коллективом РЖД готов сосредоточиться на продолжении повышения эффективности деятельности компании", - сказал он.
Как считают экономисты, для развития железнодорожной сети новый руководитель компании, прежде всего, будет использовать опыт реализации проектов государственно-частного партнерства, приобретенный им в период курирования дорожной отрасли на посту замглавы министерства транспорта РФ. Как ожидают специалисты, Белозеров сможет ускорить забуксовавшее реформирование отрасли в целом, в том числе с привлечением частных инвестиций в локомотивный сегмент.
"Одной из основных заслуг Белозерова в его бытность заместителем министра транспорта можно назвать внедрение принципов государственно-частного партнерства. Ведь когда, в 2009 году, у нас появился соответствующий институт, отрасль дорожного строительства встала на новый путь финансирования в больших проектах", - отметила аналитик Sberbank CIB Юлия Гордеева.
В то же время, по ее словам, в дорожной отрасли осталось еще множество нерешенных вопросов.
"Мы до сих пор продолжаем строить дороги по старым ГОСТам и уже, наверное, десятилетия говорим о том, что нам нужны новые стандарты. Во всем мире существуют другие технологии строительства дорог, и нам тоже нужно двигаться в этом направлении, чтобы меньше тратить денег на ремонт дорог. В этом плане особо ничего сделано не было", - подчеркнула аналитик.
Между тем для экспертов железнодорожной отрасли Олег Белозеров - человек новый и неизвестный. В этой сфере, как отмечают специалисты, он фактически новичок, который начал заниматься этой темой лишь только после повышения до первого замглавы Минтранса. В связи с этим пока мало кто из них берется прогнозировать, как изменится карта бизнес-интересов вокруг РЖД. При этом, как полагают эксперты, учитывая активную позицию Белозерова, железнодорожники вполне могут ждать от него новых реформ.
"Смена руководства РЖД может привести к каким-то более радикальным шагам в этой части, в том числе - либерализации рынка локомотивной тяги. Это ключевой сегмент, который уже давно хотели либерализовать, но именно Владимир Якунин был резко против, всячески противодействовав. Изменение вертикали в компании, возможно, упростит эти решения", - сказала "Интерфаксу" Ирина Ступаченко из ИК "Открытие Капитал".
Вместе с тем, считает эксперт, текущая макроэкономическая ситуация не особо благоприятствует либерализации этого сегмента.
"Владимир Якунин говорил про профицит локомотивов, что они стоят, потому что нет грузовой базы. С другой стороны, парк локомотивов очень старый, с очень высоким уровнем амортизации, а денег, которые могут выделить РЖД для обновления, сейчас мало", - добавила она.
Кроме того, как считает Ирина Ступанченко, приход в "РЖД" топ-менеджера из другой отрасли может также привести к значительным кадровым перестановкам внутри компании.
"Но, скорее всего, они будут только в высшем руководящем составе. Тотальных "чисток" ждать вряд ли стоит. У людей есть определенные направления, компетенции, наработанные уже годами, вряд ли будут менять их", - полагает аналитик.
Что ожидает железнодорожную отрасль с приходом Белозерова, пока не берется судить и аналитик "Уралсиб Кэпитал" Денис Ворчик.
"Пока сложно оценить, насколько Белозеров подходит на пост главы "Российских железных дорог". Человек работал в министерстве, РЖД - это тоже в некотором роде министерство. С точки зрения проведения реформ - это другая специфика, но я не уверен, что сейчас есть запрос на серьезные реформы в компании", - сказал он "Интерфаксу".
Возможным эффектом от назначения Белозерова президентом железнодорожной монополии, как полагает Ворчик, может стать снижение ее лоббистского ресурса.
"Не исключено, что будет сложнее получать такие высокие тарифы, на таком высоком уровне их индексировать. Возможно, больше внимания уделять возможной оптимизации внутрикорпоративных процессов, снижению издержек", - размышляет он.
Олег Белозеров родился 26 сентября 1969 года. В 1992 году окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности "экономист, планирование промышленности". Свой трудовой путь начал в 1998 году, за пару лет успев побывать на руководящих должностях сразу в нескольких частных компаниях. Затем в 2000 году будущий руководитель ОАО "РЖД" перешел на государственную службу, став начальником финансово-экономического отдела аппарата полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Год спустя Белозеров вновь вернулся в частную компанию - на этот раз "ЛОМО", где с 2001 по 2002 год занимал пост заместителя директора по управлению корпоративным имуществом. После этого он 2 года руководил "Российской топливной компанией" ("Ростоппром").
На государственную службу Олег Белозеров вернулся в 2004 году. Несколько месяцев он пробыл заместителем руководителя Федерального дорожного агентства, а в ноябре 2004 года возглавил ведомство. Затем в 2009 году ушел в Минтранс РФ, где стал заместителем главы министерства Игоря Левитина. При этом железнодорожный "стаж" Олега Белозерова можно отсчитывать лишь с прошлого лета – тогда он впервые стал членом совета директоров ОАО "РЖД".
Что касается бывшего руководителя железнодорожной монополии Владимира Якунина, то он уже совсем близок к креслу сенатора.
"Как мне сообщили из областного избиркома, ими получен ответ МИДа на запрос о наличии у Владимира Якунина дипломатического статуса. Это выписка из указа президента от апреля 2014 года о назначении Якунина чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации", -заявил "Интерфаксу" врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов.
По его словам, таким образом, препятствий для прохождения Якунина в Совет Федерации от исполнительной власти региона в качестве сенатора нет. "Уверен, в этой ситуации поставлена окончательная и важная точка. Никаких новых вопросов в ней уже быть не может, - заключил Цуканов.
Напомним, что, согласно российскому законодательству, Якунин, который ранее не проживал в Калининградской области, мог стать сенатором от региона только при одном из следующих условий: при наличии у него ранга чрезвычайного и полномочного посла МИД страны или же пройдя в Совет Федерации по так называемой "президентской квоте".
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook