Interfax-Russia.ru - Аномальное лето 2011 года, вопреки мнениям скептиков, не повторилось, но леса по-прежнему горят. Значит, для этого есть и другие причины.
Прогнозы синоптиков подтвердились: нынешнее лето не стало аномально жарким, но леса как горели в прошлом году, так горят и в этом. Возможно, в прошлогодних пожарах виновата не только высокая температура, но и другие факторы, которые по разным причинам не брались в расчет? А раз так, значит ли это, что в любой момент мы снова можем погрузиться в белую пелену смога?
Ученые утверждают, что прошлогодняя жара не зависит от глобального потепления, которое принято обвинять практически во всех экологических бедствиях. Говорить о его влиянии станет возможно, только если в течение ближайших 30 лет подобные аномалии повторятся. А пока это всего лишь изменчивость или "нервность" климата, как ее окрестили метеорологи.
По мнению синоптиков, аномальная жара и пожары лета 2010 года не повторятся. Глава Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд сообщил Вестям.ru, что "вероятность" повторения прошлогодней жары составляет 1:5000. То есть очередное экстремальное лето придет в Россию предположительно через 5 тыс. лет, при условии, что климат не изменится.
Подтверждения этих прогнозов мы ожидали в июле. Год назад температура в июле и начале августа побила все рекорды – в европейской части России она достигала 45 градусов Цельсия. Однако в этом году погода дала нам передышку.
По данным синоптиков, августовская погода порадует разнообразием: в европейской части России после незначительного похолодания вновь установится комфортная температура в районе +25 градусов Цельсия.
По данным представителя Рослесхоза, это приведет сокращению числа лесных пожаров. "Исключая районы Смоленской области и некоторые районы Краснодарского края, уровень пожарной опасности уменьшится", - отметил представитель ведомства.
Однако лесные пожары по-прежнему могут возникнуть в Якутии, Дагестане, Калмыкии, Хабаровском, Приморском и Алтайском краях, Сахалинской, Оренбургской, Саратовской, Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Ярославской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.
По данным МЧС на 9 августа, в настоящее время в России горит 42,8 га лесов, которые тушат более 6,4 тыс. человек и 1,7 тыс. единиц спецтехники. Наиболее сложная обстановка с лесными пожарами сейчас сохраняется в Коми и труднодоступных районах Магаданской области.
В чем причина?
Причин, из-за которых прошлое лето стало не только рекордсменом по температуре, но и числу пожаров, несколько.
В первую очередь свою роль сыграла аномальная жара, аналогов которой не было за всю историю метеорологических наблюдений в России. Такие продолжительные периоды засушливой и жаркой погоды не только способствовали возникновению пожаров, но и плохо влияли на экологию.
Больше всего проблем доставили торфяные пожары: их сложно потушить, поскольку торф горит под землей, и до очага добраться крайне трудно. Кроме того, торфяные пожары стали причиной удушливого смога, окутавшего Москву и Санкт-Петербург в июле прошлого года (впрочем, подобная ситуация уже была летом 2002 года). Столь большое число горящих торфяников появилось из-за массового осушения болот в 90-х годах для добычи торфа, производства удобрений и освобождения места под строительство.
Потушить торфяной пожар гораздо проще, если его обнаружили на ранней стадии. Впрочем, можно и предотвратить торфяные пожары, восстановив болота. Например, в 2000 году на территории парка Мещера восстановили 2 тыс. га болот, и в 2003 году здесь не было торфяных пожаров.
По данным замминистра природных ресурсов и экологии РФ Игоря Майданова, в России в настоящее время 1,5 млн га осушенных торфяных болот. В свою очередь власти Подмосковья подсчитали, что для полного обводнения торфяников в Московской области им понадобится 25 млрд рублей.
Возможно, прошлое знойное лето не стало бы столь запоминающимся, если бы оно не прошло под знаком плотной завесы смога. Причины появления смога банальны – у спецслужб и арендаторов леса не хватало сотрудников и техники, чтобы оперативно тушить лесные и торфяные пожары. Поэтому они призывали местных жителей на помощь. В свою очередь многочисленные экологические организации создавали добровольные дружины для тушения пожаров, собирали деньги на обмундирование и необходимые средства.
До 2011 года в России не было официальных противопожарных дружин, и огонь тушили, что называется, всем миром - кроме профессиональных пожарных на очагах работали тысячи волонтеров.
6 мая Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О добровольной пожарной охране", регламентирующий создание добровольных дружин и устанавливающий их права, обязанности и ответственность.
По данным МЧС, в настоящее время от пожаров в России никак не защищены 32 тыс. отдаленных населенных пунктов, к которых живут более 37 млн человек. Чтобы "прикрыть" от огня эти территории, необходимо около 800 тыс. добровольцев, в то время как сейчас в стране в добровольные дружины входит около 70 тыс. человек, которые располагают 6 тыс. единицами техники.
Другое дело, что этот закон на практике работает не совсем так, как планировалось. Например, закон предусматривает, что добровольные пожарные должны быть членами зарегистрированных общественных объединений пожарной охраны, проще говоря, эти общественные объединения должны быть юридическими лицами.
А это значит, что, прежде чем создать добровольное пожарное общество, его учредителям сначала придется оформить пакет необходимых документов.
Впрочем, никто не может помешать местным жителям создать на общественных началах собственную пожарную дружину, не лицензируя ее – наказаний за это не предусмотрено. Правда, в таком случае дружина будет вынуждена сама себя обеспечивать необходимыми средствами или надеяться на безвозмездную помощь экологических организаций, вроде WWF и "Гринпис", однако при этом она избежит большей части юридической волокиты с оформлением документов.
Кстати, те самые экологические организации готовы помогать в тушении пожаров, обеспечивая огнеборцов необходимым оборудованием. Например, как сообщил Interfax-Russia.ru директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц, во время пожаров 1999 года WWF только на Дальний Восток поставил противопожарной техники более чем на 30 млн рублей.
Стоит отметить, что зачастую противопожарные дружины создаются на базе экологических организаций или с подачи энтузиастов, так или иначе участвующих в экологических акциях.
В настоящее время пожары в труднодоступных частях России обнаруживают с помощью спутников. Сейчас за пожарами следят при помощи российского спутника "Метеор-М" N 1, а также используют данные с американских камер Modis, установленных на американских спутниках.
По словам Евгения Шварца, учитывая то, что в России лесом покрыто 45% территории страны, несколькими спутниками обойтись невозможно. Для полноценного наблюдения за очагами пожаров необходимо резко увеличить число российских спутников, например за счет спутников, работающих в системе ГЛОНАСС.
Также собеседник Interfax-Russia.ru отметил, что улучшить пожароопасную ситуацию в лесах России могла бы помочь продуманная высадка деревьев. Сейчас в лесах России чаще всего высаживают деревья хвойных пород, которые быстро загораются, в то время как лиственные посадки и смешанные насаждения выгорают не так быстро.
Есть и еще одна проблема. Чтобы следить за лесами, необходимо достаточно много средств. Действующий Лесной кодекс переложил ответственность за сохранение лесов на их арендаторов, которые не всегда могут найти нужные суммы. Регионы часть денег на охрану лесов получают в виде субсидий, которых тоже нужно дождаться, поэтому технику и обмундирование не всегда успевают приобрести в срок.
Между тем, по данным WWF, власти Канады на предотвращение лесных пожаров ежегодно тратят не менее $1 млрд, США – $2-2,5 млрд. В России в 2010 году на эти цели было потрачено 2,2 млрд рублей, что в 30 раз меньше, чем в странах Северной Америки. И это том, что в России больше лесов, чем в странах Северной Америки.
Эксперты говорят о том, чтобы события лета 2011 года не стали для нас нормой, сейчас необходимо не только усовершенствовать законодательство, реформировать все лесное хозяйство - увеличить количество инспекторов и восстановить авиалесоохрану в прежних объемах, - но и вкладывать средства в развитие технологий мониторинга, предупреждения и предотвращения пожаров.
Обозреватель Татьяна Кочеткова