Россия / Точка зрения 13 января 2015 г. 18:10

За ценой не угнаться

Interfax-Russia.ru – Автомобили рекордно подорожали в России за несколько месяцев. Авторитейлеры опасаются, что бум станет последним перед долгим затишьем, и ждут действий от властей.

Машина "под ключ"

Новые автомобили в России подорожали независимо от марки. Даже отечественные автопроизводители хоть и со значительным отставанием от зарубежных, но все же заявили о росте цен на Lada в среднем на 9% с 15 января.

По словам президента ОАО "АвтоВАЗ" Бу Андерссона, компания "одним из последних автопроизводителей вынуждена сообщить о повышении отпускных цен". "АвтоВАЗ" (кстати, один из немногих) не поднимал цены во второй половине 2014 года. Предыдущее повышение цен в среднем на 2,8% на весь модельный ряд LADA было в марте 2014 года.

"Мы надеялись, что ситуация в российской экономике восстановится достаточно быстро, но, к сожалению, этого не произошло", - отметил он.

Как сообщается на сайте компании, больше всего подорожает LADA Largus универсал с 16-клапанным мотором – на 13,1% (58 тыс. рублей). Цена на эту машину теперь будет начинаться от 444 тыс. рублей. Менее всего изменится цена на Lada Granta лифтбек и седан – на 5,4% и 5,8% (18 тыс. рублей) соответственно. Эти машины будут стоить от 311,6 и от 332, 8 тысяч рублей.

Между тем, цены на иномарки продолжают рост, набранный ими еще в декабре 2014 года.

"Основное повышение цен по маркам, реализуемым в группе компаний "Автомир", произошло в конце ноября, затем в середине декабря. В начале января повышение цен прошло по марке Nissan в среднем на 4-5%", - сообщил Interfax-Russia.ru начальник управления бизнеса дирекции управления ГК "Автомир" Алексей Пономарев.

Однако несмотря на повышение цен, люди сметали автомобили: в целом склад по ГК "Автомир" по отношению к декабрю прошлого года уменьшился ровно в два раза, причем по Toyota – в четыре раза, по Hyundai – в три раза, подчеркнул Пономарев.

Как рассказал Interfax-Russia.ru сотрудник автоторговой компании Favorit Motors по телефону, прогнозировать темпы роста цен на иномарки в 2015 году сложно.

"Сейчас поставки у многих дилеров в Россию прекращены на какое-то время, потому что машины покупаются за доллары, а пока доллар колеблется, мы не знаем, за какую стоимость покупать. Поэтому пока мы продаем ряд автомобилей исходя только из наличия, в частности, автомобили Chevrolet. Если такая ситуация с поставками сохранится, то цены продолжат расти", - сообщил Interfax-Russia.ru менеджер по продажам компании.

Как считает сотрудник автосалона, при росте доллара к рублю в два раза, цены на авто могут вырасти пропорционально.

"Конечно, для частных продавцов это неплохие перспективы, так как в машины становится выгодно инвестировать, но для автодилеров это не совсем хороший расклад, так как объем продаж может существенно снизиться при такой цене", - сокрушается он.

При продаже российские дилеры ориентируются на розничные цены, установленные импортерами брендов, поэтому держать цены на прежнем уровне при дальнейшем падении рубля не смогут.

"Если рубль продолжит дешеветь по отношению к мировым валютам, то автопроизводителям, возможно, придется и дальше поднимать цены, но давать определенные прогнозы на этот счет достаточно сложно", - заявила Interfax-Russia.ru руководитель "Рольф-Премиум" Татьяна Форнасова.

Более смелым в прогнозах был представитель ГК "Автомир".

"По маркам, реализуемым в "Автомире", прогнозируется повышение цен в I – II кварталах 2015 года по сравнению к осени 2014 года в среднем на 10-15%", - сказал Пономарев Interfax-Russia.ru.

В погоне за четырехколесным другом

Хотя, по заверениям сотрудника компании Favorit Motors, банки стабильно продолжают выдавать населению автокредиты, не все торопятся ими пользоваться, обращая свое внимание на подержанные машины. Однако цена на них, пожалуй, выросла даже значительнее, чем на новые. Так, по сведениям газеты "Известия", на самый конец 2014 года б/у авто в России подорожали в среднем примерно на 10%.

"На трехлетние машины цены взлетели больше, чем на пятилетние (эти два срока — наиболее типичные для перепродажи) — вплоть до 46% по отношению к ноябрю", - говорится в статье со ссылкой на исследование, проведенное сервисом частных объявлений Avito для "Известий".

В рамках исследования изучались цены с августа до 24 декабря 2014 года. В выборку попали самые продаваемые машины вторичного рынка по данным агентства "Автостат", кроссоверы и седаны премиум-сегмента.

Больше всего подорожал седан 2011 года Lexus ES (+46,4%). За ним следует Toyota Camry (+20,5%), Hyundai ix35 (+18,6%), BMW 5-series (+14%), Toyota Corolla (+14,2%) и Nissan X-Trail (+13,6%). Меньше всего на вторичном рынке подорожали авто отечественного производства Lada 4x4 (+0,7%), ВА3-2114 Samara (+4%), а также Chevrolet Niva (+3%) и Volkswagen Passat (+3,4%).

Правда, отдельные модели из трех десятков, по которым были проанализированы данные, были вне тренда — цены на Jaguar XJ, Mercedes-Benz E-class, Renault Duster, ВАЗ-2110 в декабре даже снизились.

Руководитель "Рольф-Премиум" Татьяна Форнасова отметила, что благодаря нестабильной экономической ситуации, продажи подержанных авто в компании выросли.

"В прошлом году компания "Рольф" реализовала 24,6 тыс. автомобилей с пробегом (рост 36% к результатам 2013 года, когда было продано 18,1 тыс. автомобилей с пробегом) ", - сказала она Interfax-Russia.ru.

При этом Форнасова подчеркнула, что цены на бывшие в употреблении автомобили стали повышаться после начала стремительного снижения курса рубля. За начало 2015 года цены на подержанные авто существенно не изменились.

"Мы, устанавливая цены, следуем за рынком, однако говорить о том, что с начала года цены как-то ощутимо изменились, было бы неправильно", - отметила она.

Ожидаемая стагнация

Несмотря на ажиотажный спрос в декабре, по предварительной оценке аналитического агентства "Автостат", объем продаж автомобилей в России по итогам всего 2014 года упал на 11%.

"Наша страна впервые с 2011 года опустилась на третью строчку европейского рейтинга (по объему продаж автомобилей – ИФ). По предварительным оценкам агентства "Автотат", продажи легковых автомобилей в 2014 году составили порядка 2,3 млн единиц (-11%)", - говорится в анализе.

Согласно данным, полученным агентством в национальных ассоциациях автопроизводителей Европы, первое место в рейтинге оставила за собой Германия, где было продано более 3 млн автомобилей (+3,2%). Второе место заняла Великобритания, чей авторынок в прошлом году вырос на 9,3% почти до 2,5 млн машин.

Однако если объем продаж и упал, то продавцы частично компенсировали это, подняв цены на автомобили. Скорее всего, в 2015 году компании захотят еще больше обезопасить себя от валютных рисков, поэтому повышение цен будет достаточно сильным.

"Уровень повышения будет зависеть от политики той или иной компании, но по каким-то брендам повышение может быть вполне существенным. В связи с этим есть вероятность, что рынок просядет очень сильно в первом квартале 2015 года", - сообщал агентству "Интерфакс" аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов.

По его оценке, объем сделок на рынке в первом квартале может сократиться на 10%.

Генеральный директор ГК "Рольф" Татьяна Луковецкая, которая также считает, что начало 2015 года для авторынка будет тяжелым.

"Производители снижают квоты на будущий год - и уже к марту мы можем столкнуться с дефицитом ходовых моделей", - заявила она "Интерфаксу".

По оценке руководителя "Рольф-Премиум" Татьяны Форнасовой, стагнация авторынка вполне реальна, поэтому ритейлеры ждут от государства решительных действий.

"Меры государственной поддержки, возможно, смогут выровнять ситуацию или,по крайней мере, сделают снижение не столь значительным. Программа утилизации, запущенная в прошлом году, поддержала рынок, но прежде всего – продажи самых дешевых моделей, и в 2015 году она едва ли существенно повлияет на ситуацию. Возобновление программы льготного кредитования могло бы послужить более мощным рычагом поддержки авторынка", - сказала эксперт Interfax-Russia.ru.

По ее мнению, без государственной поддержки рынок автокредитов ждет коллапс, так как "сейчас с наступлением экономической нестабильности автокредит становится практически недоступным". Это, в свою очередь, может отразиться самым фатальным образом на всем российском авторитейле.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"