Россия / Точка зрения 8 ноября 2010 г. 19:45

За одного битого

Interfax-Russia.ru – Избиение журналиста Олега Кашина обеспокоило не только его коллег: возмущение перекинулось из блогосферы на российские улицы.

Нападение на корреспондента "Коммерсанта" Олега Кашина произошло в ночь на 6 ноября возле его собственного дома на Пятницкой, 28. Журналиста, возвращавшего после встречи с друзьями, остановили двое неизвестных и затем в течение нескольких минут жестоко и методично избивали. По неофициальной информации, железным прутом, спрятанным в безобидный букет цветов.

Заказное покушение

Той же ночью Кашина с многочисленными травмами доставили в 36-ю городскую больницу. "У него, по словам врачей, переломы обеих челюстей, обеих голеней, сотрясение головного мозга и отрыв фаланг пальцев", - сообщил журналистам близкий друг Кашина, корреспондент журнала "Русский репортер" Илья Азар.

Чтобы провести операцию, Кашина ввели в состояние искусственной комы. Позднее врачи приняли решение оставить пациента в состоянии медикаментозного сна, для того, чтобы помочь избежать ему болевого шока.

Повторную операцию провели уже на следующий день - 7 ноября. Она длилась три часа и, по-видимому, была связана с полученной им черепно-мозговой травмой. По сообщению супруги журналиста, после проведенной операции, "теперь мозгу Олега ничто не угрожает". Ей и отцу избитого журналиста врачи, наконец, позволили увидеть Олега, который в этот момент спал.

Однако состояние Кашина врачи оценивают как стабильно тяжелое. Список травм, обнаруженных у него, ужасает. Врачи диагностировали у журналиста многочисленные травмы тела и головы, включая ушиб головного мозга, переломы костей свода и основания черепа, стенок обеих гайморовых пазух, орбиты левого глаза, верхней и нижней челюстей. Кроме того, у Кашина открытый перелом ноги, оторвана фаланга одного из пальцев на руке и множественные ушибленные раны лица и головы.

То, что нападение не было обычной уголовщиной, стало ясно почти сразу. По информации, опубликованной в блоге соседки Олега Кашина журналиста и певицы Елены Погребижской (известной также как Butch), очевидцем трагедии стал местный дворник.

"Олег живет со мной дверь в дверь, сосед. Дворник говорит, что это была "заказуха" - двое ждали Олега у забора, стояли как бы не причем с букетом цветов, - написала в своем журнале Погребижская. - Он шел домой, где-то с час назад. Дворник, который "скорую" вызвал и Олега грузил, говорит, что "будь здоров его избили", не кулаками, каким-то предметом. Перечислять не буду, что сломано, что выбито. Получается, это все потому, что Олег - журналист. Это не праздношатающиеся были бандюги, а именно Олега, и именно ждали".

Мысль о том, что нападение на Кашина было связано с его профессиональной деятельностью, высказал и главный редактор "Коммерсанта" Михаил Михайлин.

По данным Михайлина, на момент избиения у журналиста были при себе iPhone, деньги и документы, однако нападавшие ничего не взяли.

"Это лишь подтверждает, что избиение связано с профессиональной деятельностью журналиста", - заключил главред "Коммерсанта". Он добавил, что приложит все усилия для расследования этого преступления.

"Я как член общественного совета при ГУВД Москвы буду оказывать максимальное давление на следствие с тем, чтобы это чудовищное преступление было раскрыто", - подчеркнул Михайлин.

Президент ответил

Однако оказалось, что стремление приложить все силы для того, чтобы преступление было раскрыто, есть не только у руководства "Коммерсанта", друзей и родственников пострадавшего. Случившееся почти мгновенно получило широкий общественный резонанс.

Так, в день избиения журналиста у здания главного управления внутренних дел по Москве на Петровке, 38 началась стихийная акция в поддержку Кашина, в которой приняли участие около ста человек. Формально это был одиночный пикет – участники акции, друзья, коллеги и просто сочувствующие попеременно держали в руках лозунг "Избит журналист Олег Кашин. Я требую найти исполнителей и заказчиков".

Акция продолжилась и в следующие дни. Кроме того, в ее ходе начался сбор подписей под обращением к президенту по поводу Кашина. Многие приходили к месту пикета вместе с детьми. Милиция не только никоим образом не мешала его проведению, но наоборот, выражала сочувствие и надежду, что дело будет раскрыто.

"То, что произошло с Олегом - это трагедия. Московские сыщики и следователи СКП серьезно работают, и я думаю, что результаты будут хорошие", - сказал журналистам официальный представитель ГУВД Москвы Виктор Бирюков.

Аналогичный пикет провели 8 ноября в Санкт-Петербурге у "Гостиного двора". Но наиболее мощный резонанс покушение получило в российской блогосфере.

Одним из первых на случившееся отреагировал президент России Дмитрий Медведев. "Дал поручение Генпрокуратуре и МВД взять на особый контроль дело о покушении на журналиста Кашина", - написал Медведев в своем "Твиттере" спустя несколько часов после покушения на корреспондента.

"Преступники должны быть найдены и наказаны", - подчеркнул глава государства. Позднее его слова подтвердили и в кремлевской пресс-службе. 8 ноября на встрече с журналистами "Российской газеты" Медведев выразил уверенность, что причастные к нападению на Кашина будут пойманы и изобличены.

"Силы эти должны быть установлены. Кто бы ни был причастен к этому преступлению - он будет наказан, независимо от его положения, его места в общественной системе координат, независимо от других его заслуг, если таковые есть", - заявил глава государства журналистам.

Исполнением поручения президента сейчас заняты и в Генпрокуратуре, и в МВД. Причем, на уровне глав этих ведомств и лучших кадров. Уже известно, что к работе по поиску преступников подключены наиболее опытные сотрудники МУРа и департамента уголовного розыска Москвы. Кроме того, дело находится под личным контролем начальника ГУВД столицы Владимира Колокольцева.

Кроме того, из-за большого общественного резонанса было принято решение передать уголовное дело из производства районного следственного отдела СКП в следственный отдел по Центральному административному округу Москвы.

Это уже сказалось на характере расследования, косвенно подтверждают друзья Кашина. Если 6 ноября на допросе следователи задавали "странные вопросы", утверждали, что политикой не интересуются и спрашивали про "тираж" "Живого журнала", то уже на следующий день допрашивающие были более компетентны и даже говорили, что читали некоторые статьи пострадавшего журналиста.

Кстати, возбужденное СКП уголовное дело вскоре переквалифицировали на ст. 30 УК РФ и ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Первоначально дело расследовалось по более мягкой статье – покушение на убийство. Теперь же в случае, если преступников найдут и докажут сговор, им может грозить до 20 лет лишения свободы.

Пока по данным съемки камеры наблюдения, на Кашина напали два человека. Между тем, круг подозреваемых в нападении может заметно расшириться. Так, например, выяснилось, что во двор дома, где проживает Кашин, ведут две калитки с электронными замками. Через какую пойдет домой журналист, преступники наверняка не знали – и, вполне возможно, что контролировали обе.

Так же возможно, что преступлению поспособствовало еще одно обстоятельство. По свидетельству уже упомянутой соседки Кашина, их двор исключительно охраняемый. Но, получается, что это не уберегло Кашина от нападения. Почему – предстоит разобраться следствию.

"Когда случайные машины неловко паркуют и перегораживают въезд - это то самое место, где били Олега - то охрана из дома напротив не только тут же это видит, они даже в громкоговоритель что-то рявкают прямо с забора", - пишет Погребижская в своем дневнике и признается, что не понимает, куда в момент покушения подевался охранник.

Сейчас следственные органы проводят ДНК-экспертизу вещей, обнаруженных на месте нападения. Кроме того, исследуются номера, на которые совершались звонки из этого района в день покушения. Однако найти преступников с помощью "биллинга" вряд ли удастся, признаются в следственных органах. Раз покушавшиеся были хорошо подготовлены, то вряд ли они вообще пользовались мобильными телефонами, идя на такое зверское преступление.

На оперативном совещании, которое провел вечером в понедельник министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев, заместитель начальника московского уголовного розыска Андрей Храпов заявил, что "дополнительной информации по личностям преступников не получено". "Никто ничего не видел, кто бы мог прояснить что-то существенное, представляющее интерес для нас ", - сказал Храпов.

Кто виноват?

Между тем, открытым остается вопрос: кто же заказал покушение на жизнь 30-летнего журналиста "Коммерсанта". По утверждению его жены Евгении Миловой, Кашину никто не угрожал. Однако коллеги искалеченного журналиста утверждают обратное.

Причем, выделяется сразу несколько версий того, кому и чем могла помешать деятельность Кашина.

Первой версией является та, что журналист активно освещал борьбу вокруг Химкинского леса. Об этом, в частности, упомянули и в руководстве газеты, где работал Кашин, и его друзья.

"Надо смотреть на последнее, о чем писал Олег. Это тема Химкинского леса. Он ее активно освещал и активно поддерживал тех, кто протестовал против вырубки леса. По похожей схеме избили Бекетова и Фетисова, но кто это все организовал - непонятно", - признался друг Кашина журналист Илья Азар.

То, что тема Химок зачастую оборачивается "приговором", может служить пример главного редактора "Химкинской правды" Михаила Бекетова. В ноябре 2008 года журналиста избили неизвестные, причем избили так, что он смог "выбраться" домой из больницы лишь в июне 2010 года. Впрочем, врачи так и не смогли вернуть ему возможность говорить. Само преступление в отношении него не раскрыто до сих пор. Известно, что ранее Бекетову неоднократно угрожали после публикации критических статей в адрес администрации Химок. Кстати, ровно за день до покушения на Кашина неизвестные избили бейсбольной битой активиста-эколога Константина Фетисова.

В пресс-службе администрации Химок однако поспешили опровергнуть всякую причастность администрации к нападению на журналиста.

Есть и вторая версия. Известно, что Кашин довольно глубоко исследовал тему молодежных объединений. И имел довольно натянутые отношения с лояльными Кремлю организациями. В частности, несколько лет назад активисты "Наших" задержали его на одном из своих форумов и насильно удерживали в номере как "врага России". Показательно, из-за участия в маршах несогласных Кашина в сентябре 2010 года не аккредитовали на встречу Медведева с рокерами, объяснив это тем, что он находится в "черных списках ФСО".

В прокремлевских объединениях тоже опровергли все слухи о связи покушения с их членами.

"У Олега есть свой взгляд на ситуацию, и он не всегда совпадал с нашим. Мы дискутировали и считаем это проявлением демократического процесса. И не нужно тем, кто по разным причинам ненавидит "Молодую Гвардию", представлять нашу политическую дискуссию как повод для уголовщины", - сказал "Интерфаксу" член политсовета "Молодой гвардии "Единой России" Андрей Татаринов.

"Мы категорически осуждаем тех, кто напал на Олега. Считаем, что виновные должны быть пойманы и наказаны. Заказчиками такого рода расправ могут быть как чужие, так и свои. И у тех и у других может быть своя выгода, трудно поддающаяся логике нормальных здоровых людей. Однако этим делом должна заниматься полиция, а не политика", - сказал Татаринов.

Со своей стороны один из руководителей движения "Наши" Мария Кислицына в разговоре с "Интерфаксом" сказала, что предположения о причастности организации к нападению на Кашина "полнейший бред".

То, что к покушению на Кашина непричастны и националисты, уже заявил основатель движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов. Он признался, что с Кашиным у них сложились неплохие отношения.

"Я бы не сказал, что я его близкий друг. Но мы хорошие знакомые, мы общаемся. Я считаю его экстраординарным человеком, интересным и порядочным журналистом", - сообщил Белов.

В блогосфере же довольно живучей оказалась версия о конфликте Кашина с псковским губернатором Андреем Турчаком. В августе 2010 года журналист в своем личном блоге сопроводил фамилию псковского губернатора довольно нелестным и нецензурным эпитетом. Это бы возможно прошло бы незамеченным, если бы сам Турчак не решил оставить комментарий к злополучному посту. В нем он попросил в ближайшие 24 часа убрать оскорбление и извиниться. Но Кашин отказался извиняться.

Как сообщают в "Коммерсанте", за три недели до нападения Кашин со ссылкой на свои источники сообщил коллегам по отделу "Общество" "Ъ", что псковский губернатор не только не забыл о нанесенной обиде, но и якобы хочет отомстить. Позже журналист еще раз сказал коллегам то ли в шутку, то ли всерьез: "Если что и случится, то это Турчак".

Интересно, что в администрации Псковской области не стали подтверждать эти слухи, а пожелали, чтобы преступники, избившие Кашина, были найдены.

"Мы убеждены, что правоохранительные органы разберутся во всем, и виновные в нападении на корреспондента "Коммерсанта" будут уже в самое ближайшее время найдены и наказаны. Мы желаем журналисту Олегу Кашину скорейшего выздоровления", - говорится в заявлении администрации, распространенном 8 ноября.

Кто бы ни был виноват в покушении на журналиста, похоже, его слова, опубликованные в одной из недавних статей о наследии, оставленном Виктором Черномырдиным нынешним чиновникам, к несчастью, подтвердились самой жизнью: "…девяностые не заканчивались (…) нет никакой новой эпохи (…) "нулевые" - не более чем псевдоним девяностых".

Это довольно серьезный и пессимистический диагноз всему обществу. И он косвенно отвечает на вопрос, почему такое преступление оказалось вообще возможным.

Обозреватель Алексей Дружников