Interfax-Russia.ru - ЛУКОЙЛ и "Башнефть" 15 апреля подписали договор участников о создании совместного предприятия (СП) и об условиях реализации проекта по разработке нефтяных месторождений им. Р. Требса и А. Титова.
Вхождение ЛУКОЙЛа в этот проект выгодно для обеих компаний, разработка месторождений им.Требса и им.Титова без его участия была бы сложной и низкоэффективной. С момента объявления конкурса ЛУКОЙЛ считался едва ли не основным претендентом на получение лицензий. Однако было принято решение отдать месторождения Башнефти.
Для осуществления совместной деятельности ЛУКОЙЛ купит у "Башнефти" 25,1% в предприятии-операторе разработки месторождений за 4,7 млрд рублей. Покупка блокирующего пакета не станет для ЛУКОЙЛа портфельной инвестицией - договоренности партнеров предполагают участие ЛУКОЙЛа в проекте на всех этапах, от разработки бизнес-плана до проведения работ непосредственно на самих месторождениях. В частности, попутный нефтяной газ с Требса и Титова может утилизироваться энергетической станцией ЛУКОЙЛа на Южнохыльчуюсском месторождении. Получаемая при этом электроэнергия обеспечит потребности нефтяников при разработке этих двух месторождений.
Конкурс на распределение лицензий состоялся 2 декбря прошлого года. Заявка от ЛУКОЙЛа не была принята к рассмотрению по формальным причинам, заявки от других участников также были отсеяны на подготовительном этапе. К моменту проведения конкурса "Башнефть" осталась единственным претендентом на лицензии, которые ей в результате достались по цене, незначительно превышающей стартовую.
Запасы месторождений весьма существенны. По данным Федерального агентства по недропользованию, суммарные извлекаемые запасы и ресурсы нефти в пределах участка им.Требса составляют 89 млн 727 тыс. тонн категории С1, 50 млн 332 тыс. тонн категории С2 и 59 млн 289 тыс. тонн категории С3. Прогнозные извлекаемые запасы месторождения им.Титова категорий С1+С2 оцениваются в 57 млн 59 тыс. тонн. Несмотря на большой масштаб проекта, "Башнефть" могла бы осваивать месторождения самостоятельно, если бы они находились в легкодоступном районе, но в Тимано-Печоре транспортная инфраструктура есть только у ЛУКОЙЛа. Даже если предположить, что "Башнефть" сумела бы привлечь средства для решения вопроса с транспортировкой добытой нефти, дополнительные расходы настолько бы ухудшили экономику проекта, что он стал бы нерентабельным. Ещё до проведения конкурса президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов выразил уверенность в том, что, "кто бы ни победил в тендере, он будет сотрудничать с "ЛУКОЙЛом" и использовать созданную им в Тимано-Печорской провинции инфраструктуру".
Поблизости от лицензионных участков находится уникальный Варандейский терминал, позволяющий производить круглогодичную отгрузку нефти на морские суда. Расстояние от месторождений до терминала - всего около 50 км. Очевидно, что это самый удобный способ вывоза нефти из Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. Мощностей Варандейского терминала в настоящее время вполне достаточно, чтобы загрузить его сырьем Требса и Титова.
К тому же у ЛУКОЙЛа остаётся достаточно времени для того, чтобы нарастить мощность терминала для отгрузки дополнительных объёмов сырья.
Доступ к Варандейскому терминалу, обеспечивающему минимальные затраты на вывоз нефти, является ключевым вопросом при расчёте эффективности проекта. Использование транспортной системы ЛУКОЙЛа увеличит финансовую устойчивость проекта и принесёт выгоду обеим компаниям, участвующим в разработке месторождений. Впрочем, нельзя исключить, что компаниям всё же придётся осуществлять подключение к системе "Транснефти". Лицензионное соглашение содержит требование о переработке 42% добытой нефти на российских НПЗ. До сих пор официальными лицами не было дано внятного объяснения сути этого требования. Означает ли оно, что потребуется обеспечить физическую доставку добытой нефти на завод? Варандейский терминал для этого не годится, он ориентирован на экспортные поставки сырья. Прокачка нефти с Тимано-Печоры на уфимские заводы "Башнефти" представляется совершенно абсурдной. Самым близким к месторождения им.Требса и Титова нефтеперерабатывающим заводом является Ухтинский НПЗ, принадлежащий ЛУКОЙЛу. Теоретически возможно направить 42% добываемой нефти на этот завод, протянув трубопровод до Харьяги. На создание такого нефтепровода потребуется меньше средств, чем на доставку всей добываемой нефти в систему "Транснефти", но смысл этого действия всё равно остаётся непонятным. Загрузка российских НПЗ вполне достаточна, на внутреннем рынке не ощущается недостатка сырья. Россия производит гораздо больше нефтепродуктов, чем требуется для внутреннего потребления. Зачем же вводить ограничения на поставку нефти с месторождений, находящихся практически вплотную к экспортному терминалу?
Можно предположить, что лицензионное соглашение предусматривает возможность выполнения данного требования по схеме замещения, то есть нефть с месторождений им. Требса и Титова можно полностью направить на экспорт, взамен поставив на переработку дополнительный объём с других месторождений. Но в таком случае это условие теряет значимость, ведь по другим месторождениям ни у одной компании нет таких ограничений. Резюмируя, хотелось бы надеяться, что этот пункт лицензионного соглашения будет выполнен разумным образом и не потребует бесполезных действий от участников проекта.
Имущество ЛУКОЙЛа в районе месторождений им. Требса и Титова не ограничивается только транспортной инфраструктурой. Дочерним предприятиям ЛУКОЙЛа принадлежит около двух десятков поисково-разведочных скважин, которые будут выкуплены СП и позволят ускорить ввод месторождений. С вхождением ЛУКОЙЛа в капитал оператора разработки месторождений им. Требса и Титова проект в целом станет понятным, логичным и непротиворечивым.
Обозреватель Владимир Орехин