Поволжье / Точка зрения 11 февраля 2013 г. 16:29

"Булгария" дошла до суда

Interfax-Russia.ru – Завершено расследование дела о крушении теплохода "Булгария", обвинительное заключение направлено в прокуратуру.

Следственные органы СК РФ по Татарстану спустя 1 год и 7 месяцев после трагедии поставили точку в расследовании уголовного дела о крушении 10 июля 2011 года пассажирского теплохода "Булгария". Двухпалубный теплоход, построенный в 1955 году в Чехословакии и носивший ранее имя "Украина", затонул на Куйбышевском водохранилище в 3 км от берега в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.

На борту судна находился 201 человек, спасти удалось лишь 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Более 200 человек были признаны потерпевшими. В числе пострадавших и погибших жители Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Ульяновской, Самарской, Челябинской, Волгоградской областей, Пермского края, а также Белоруссии.

В рамках следствия были арестованы гендиректор ООО "АргоРечТур" (субарендатор "Булгарии") Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра 62-летний Яков Ивашов. Инякиной предъявили обвинения в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ), в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст. 263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст. 143 УК РФ).

Ивашов обвиняется в неправомерной выдаче документов, удостоверяющих соответствие оказываемых фирмой-субарендатором теплохода услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ) и злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

По версии следствия, Инякина, будучи ответственной за соблюдение правил безопасности на "Булгарии", эксплуатировала теплоход с многочисленными техническими неисправностями. Он допустила к работе персонал, не прошедший соответствующего обучения, а необходимый инструктаж по охране труда и вовсе не проводился.

В свою очередь, по мнению следствия, Ивашов незаконно внес в официальные документы регистра ложные сведения о годном техническом состоянии и соответствии "Булгарии" предъявляемым требованиям. Подтверждающие это документы Ивашов передал Инякиной, которая получила возможность эксплуатировать негодное к плаванию судно.

Кроме того, следователи усмотрели признаки должностных преступлений в деятельности территориальных чиновников Ространснадзора. Начальник Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ирек Тимергазеев и его подчиненный - ныне бывший главный госинспектор этого же отдела Владислав Семенов обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Следователи установили, что эти должностные лица, ответственные за предлицензионную проверку, дали положительное заключение о готовности субарендатора "Булгарии" - компании ООО "АргоРечТур" к соблюдению требований и условий лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом. Между тем в пакете документов, представленных субарендатором, как выяснили в ходе следствия, некоторые документы были недостоверны.

Также под следствием оказался и старший помощник капитана дизельэлектрохода "Булгария" Рамиль Хаметов. Его обвиняют в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст. 263 УК РФ). Первоначально спасшегося старпома считали потерпевшим, но позже добавили к обвиняемым. Хаметов, как полагает следствие, не убедился, что на теплоходе закрыты иллюминаторы.

Некоторое время в качестве обвиняемых по делу проходили погибшие капитан "Булгарии" Александр Островский и старший механик Владимир Подъячев. В их действиях следствие усматривало признаки преступления, предусмотренные ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц). Однако в начале июля 2012 года следственный комитет вынес постановление о прекращении уголовного преследования в связи с их смертью.

Напомним, что комиссия Ространснадзора пришла к выводу, что причинами аварии, в том числе, стали невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований регламента безопасности судоходства при подготовке рейса. Кроме того, надзорное ведомство обратило внимание на низкую квалификацию и недисциплинированность членов экипажа судна.

Непосредственной же причиной затопления судна, по мнению комиссии, стало попадание забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы, что привело к снижению его остойчивости в штормовых условиях. Это стало причиной значительного крена судна на правый борт и его последующего затопления.

В свою очередь Общественная комиссия основную вину за трагедию возложила на экипаж. Эксперты считают, что экипаж судна не выполнил требования по безопасности судоходства. Кроме того, по их мнению, речь идет о несоблюдении общепринятых приемов и способов управления судном при штормовых условиях.

Следственные действия по уголовному делу о крушении теплохода завершились в мае 2012 года. Объем уголовного дела составил более 90 томов. В рамках расследования провели около 1 тыс. допросов свидетелей, потерпевших и должностных лиц, около 30 обысков и выемок, а также более 250 экспертиз. В том числе судебно-трассологическую, металловедческую, геномную, компьютерную и ряд почерковедческих экспертиз. Наиболее сложной стала комплексная судоводительская и инженерно-техническая судебная экспертиза, проводившаяся с августа 2011 по март 2012 года. Именно она определила круг обвиняемых.

По версии следствия, именно совокупные действия обвиняемых явились причиной крушения теплохода "Булгария".

Следствие полагает, что непосредственной причиной затопления дизельэлектрохода явилась негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа. Кроме того, по мнению следователей, к трагедии привели несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, а также неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации в навигацию 2011 года. При этом авария и ее последствия обусловлены именно совокупностью этих нарушений.

Следователи считают, что число спасенных человеческих жизней могло быть большим, если бы не поступок капитанов сухогруза "Арбат" и буксира "Дунайский 66" которые прошли мимо терпящих бедствие людей, не оказав им помощи. Со слов выживших, это сломило их волю, у многих создалось ощущение, что они никому не нужны.

Напомним, что оба капитана - сухогруза "Арбат" Юрий Тучин (Астрахань) и барже-буксирного состава "Дунайский-66" Александр Егоров (Пермский край) – были отданы под суд еще в 2011 году. В начале 2012 года их обоих признали виновными в неоказании помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ) и приговорили к штрафам 130 тыс. рублей и 190 тыс. рублей соответственно.

Уголовное дело о крушении "Булгарии" направлено для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения и последующего направления в суд для рассмотрения по существу. Кроме того, для недопущения подобной трагедии впредь следователи внесли соответствующие представления в адрес Российского речного регистра и Ространснадзора.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".