Interfax-Russia.ru – Горьковский автозавод начал серийное производство "ГАЗель-Эконом" - бюджетного автомобиля для малого бизнеса и сельхозпроизводителей.
Бюджетный вариант легкого коммерческого грузовика "ГАЗель" был разработан в ответ на спад объемов продаж из-за кризиса.
Цена "ГАЗель-Эконом" всего 264 тыс. рублей. Снизить себестоимости автомобиля на 30% предприятие смогло за счет снижения стоимости комплектующих и оптимизации технологических процессов. В частности, за счет комплектации "ГАЗелей" двигателями производства Ульяновского моторного завода (УМЗ) - стоимость силового агрегата изначально была на 25% ниже стоимости двигателя Заволжского моторного завода (ЗМЗ), которым раньше оснащались "ГАЗели". А в настоящее время Ульяновский завод снизил стоимость двигателя еще на 32%.
На Горьковском автозаводе уверяют, что бюджетная версия "ГАЗели" также функциональна и надежна, как и обыкновенная "ГАЗель". Изменений немного – упростили внешний вид автомобиля и оптимизировали требования к уровню комфорта. При разработке бюджетного варианта "ГАЗели" учли пожелания потребителей - теперь машина стоит дешевле, все также ремонтопригодна, но при этом адаптирована к эксплуатации на грунтовых дорогах.
"ГАЗель-Эконом" рассчитана в первую очередь на частных предпринимателей, представителей малого бизнеса и агропромышленный комплекс. То есть на тех, кто наиболее сильно пострадал от кризиса.
Впрочем, число выпускаемых "ГАЗелей-Эконом" будет ограниченно, так как автомобиль будет реализовываться в основном по программам обратного выкупа и в рамках госпрограмм. Первые 400 автомобилей будут отправлены региональным филиалам ОАО "Росагролизинг" в рамках программы "Владелец личного подсобного хозяйства", входящей в национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса". В рамках программы "Владелец личного подсобного хозяйства" банки будут предоставлять целевые кредиты на "ГАЗели-Эконом", а государство субсидировать часть кредитной ставки.
Для реализации "ГАЗель-Эконом" разработаны и другие специальные программы. Например, в рамках программы "Начинающий предприниматель" автомобиль будут продавать частным предпринимателям, начавшим свою деятельность в 2009 году.
Существует еще и программа "Замена подержанного коммерческого автомобиля на новый", по которой владельцы поддержанных коммерческих автомобилей могут приобрести бюджетный вариант "ГАЗели".
Как пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе группы "ГАЗ", программа дотаций за продажу подержанных автомобилей разрабатывается с подачи нижегородского правительства и будет стимулировать собственников обновлять автомобильный парк.
"Сегодня это очень актуально в условиях общего падения платежеспособного спроса на рынке автомобильной техники, - рассказал собеседник Interfax-Russia.ru. - В соответствии с данной программой потребитель сможет получить дотацию от нижегородского правительства при сдаче в утилизацию дилерам ГАЗа старого коммерческого автомобиля любой марки и покупке автомобилей производства Горьковского автозавода".
В пресс-службе также сообщили, что те из сданных автомобилей, которые еще можно отремонтировать, будут отремонтированы, а затем переданы администрациям учреждений мест лишения свободы и благотворительным организациям Нижегородской области.
Говоря в целом о производственной линейке Горьковского автозавода, сотрудник пресс-службы выразил надежду, что программа федерального правительства по субсидированию кредитной ставки поможет заводу увеличить число продаваемых автомобилей.
"Областная программа – удачное дополнение аналогичной федеральной программы, - считает собеседник Interfax-Russia.ru, - поскольку расширяет список автомобильной техники по стоимости до 800 тыс. рублей, а также распространяется на корпоративных клиентов, федеральная же программа – на физических лиц. В данную программу попадает вся линейка автомобилей Горьковского автозавода".
Впрочем, сотрудник пресс-службы отметил, что, несмотря на помощь государства, все предприятия группы "ГАЗ" работают над снижением рыночной цены своей продукции как минимум на 20%. Так, планируется снизить стоимость и большегрузных автомобилей "УРАЛ", и строительно-дорожной техники. "Создание таких продуктов поможет нам активизировать продажи, а нашим потребителям продолжать развивать свой бизнес, вкладывать в логистику, в обновление своего автопарка в ситуации дефицита денежных ресурсов", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.
По прогнозам группы "ГАЗ", выход на рынок "ГАЗели-Эконом" позволит заводу в IV квартале 2009 года увеличить объем продаж на 10% и укрепить рыночные позиции в сегменте легких коммерческих грузовиков.
Впрочем, ГАЗ не единственный автопроизводитель, начавший выпускать из-за снижения спроса бюджетный вариант автомобиля. В этом году на рынке появились подешевевшие модели и других производителей. В основном автозаводы снижали себестоимость продукции за счет упрощения комплектации уже существующих моделей.
В частности, сообщила Interfax-Russia.ru руководитель пресс-службы компании Sollers Зоя Каика, в апреле компания выпустила удешевленную версию "УАЗ Patriot". Машина подешевела за счет использования при ее изготовлении более дешевых материалов, в частности, жесткая крыша была заменена тентом.
Подешевели машины и "АвтоВАЗа". Как рассказали Interfax-Russia.ru в пресс-службе автопредприятия, для изготовления специальной бюджетной версии Lada Kalina стали использовать более дешевые материалы и комплектующие. В частности, в бюджетной версии раскладывающиеся задние кресла автомобиля заменены на цельный диван, плафоны бардачка и багажника - на осветители из менее дорогого материала. Кроме того, из машины изъяли противоугонную сигнализацию с дистанционным пультом, передние стеклоподъемники и центральный замок.
Автопроизводители уверены, что выход на рынок бюджетных версий уже ставших привычных автомобилей помогут автозаводам увеличить объемы продаж. Так, в частности, в июле продажи Lada Kalina и Lada Samara по сравнению с июнем выросли на 8,2% и 10,1%.
По оценке маркетинговой службы "АвтоВАЗа", процент снижения продаж автомобилей, произведенных на предприятии, значительно меньше, чем процент падения всего российского автомобильного рынка и составил в январе-июле 2009 года 43,9% против 54% в целом по всем автопроизводителям.
Согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых машин и легкого коммерческого транспорта в I полугодии 2009 года в России рухнули на 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 763 тыс. 926 единиц. При этом только в июне 2009 года продажи автомобилей в нашей стране сократились на 56% - до 118 тыс. 579.
Впрочем, первые шесть месяцев этого года продажи автомобилей падали не только в России, но и по всему миру. Однако, по оценкам компании PricewaterhouseCoopers (PwC), глобальный экономический кризис повлиял на российский автомобильный рынок сильней, чем на рынки других стран. И это связано, в первую очередь, с предшествующим кризису быстрому ростом рынка и последовавшему значительному ослаблению рубля. Кроме того, спрос на автомобили в России упал из-за проблем с получением потребительских кредитов и высокими ставками по ним.
По мнению экспертов, положение дел во второй половине года сильно не изменится, и по итогам 2009 года падение продаж легковых автомобилей в России составит от 50% до 60%. Оценку PwC подтверждает и прогноз Минпрома РФ на 2009 год, согласно которому продажи автомобилей в этом году снизятся на 60%.
Впрочем, не все так плохо. Согласно оптимистическому сценарию PwC, рост продаж автомобилей в России может начаться уже в этом году, а в 2010 году эксперты прогнозируют рост производства автомобилей в России до 1 млн штук в год с 700 тыс. штук в 2009 году. На докризисный уровень производства легковых автомобилей (1,5 млн штук), по прогнозам компании, Россия может выйти к 2011 году.
Обозреватель Анастасия Николаева