Кодекс вам в помощь

Interfax-Russia.ru – В Перми обсуждают Кодекс чести пассажироперевозчиков. Впрочем, сами перевозчики не уверены, что он им нужен.

Сводами этических норм и правил обзавелись представители практически всех профессий. Теперь свой Кодекс чести может появиться и у российских пассажироперевозчиков.

Как сообщили Interfax-Russia.ru в департаменте дорог и транспорта Перми, сами автоперевозчики, работающие на маршрутах городского общественного транспорта, обратились в департамент с предложением разработать Кодекс основных принципов поведения автоперевозчиков.

"Перевозчики вышли на меня с инициативой о создании некого Кодекса чести", - написал в своем интернет-блоге начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Алексей Ковыев. По его словам, инициатива автоперевозчиков совпадает с намерениями властей создать в отрасли пассажирских перевозок "неписанные правила, не учтенные ни в одном законе". "Например, кто может обязать водителя приходить на работу в чистой рубашке? Или на каком уровне законодательства можно закрепить правило делать свое рабочее место – салон автобуса – уютным?" – интересуется директор департамента.

По его мнению, именно Кодекс чести автоперевозчиков, предварительный вариант которого Ковыев уже опубликовал в своем блоге, должен регламентировать эти вопросы. И именно официально принятым Кодексом, уверен начальник департамента, должны будут руководствоваться все добросовестные игроки рынка.

Особое внимание в предложенном своде правил уделяется внешнему виду автобуса, чистоте и порядку в его салоне. В частности, Кодекс рекомендует, как часто нужно мыть автобус и при какой температуре включать кондиционер. Также Кодекс регламентирует как водитель и кондуктор должны общаться с пассажирами, запрещает курить в салоне и громко слушать музыку.

"В первую очередь, это скорее политическое решение, призванное повысить качество предоставления услуг общественного транспорта, привлечь к себе внимание пассажиров", - сказал Interfax-Russia.ru представитель департамента дорог и транспорта администрации Перми.

Он отметил, что департамент готов разработать систему опознавательных знаков - стикеров, наклеиваемых на транспортное средство – для перевозчиков, согласных работать в соответствии с Кодексом. По мнению городских властей, эти опознавательные знаки будут способствовать развитию конкуренции среди автоперевозчиков и дадут пассажирам возможность выбрать более комфортные условия поездки. Причем собеседник Interfax-Russia.ru особо отметил, что никаких санкций за отказ соблюдать требования Кодекса не предусмотрено.

В ассоциации пассажироперевозчиков России "Межрегионавтотранс" в свою очередь считают, Кодекс чести может положительно повлиять на развитие рынка пассажирских автоперевозок в регионе. "Предлагаемый Кодекс не может напрямую воздействовать на нерадивых перевозчиков, так как в нем нет и не может быть каких-либо санкций за невыполнение заявленных в нем требований, однако он может создать определенный стандарт качества услуг по перевозке пассажиров, которому на добровольной основе будут следовать перевозчики, заботящиеся о качестве предоставляемых услуг", - заявил Interfax-Russia.ru директор по развитию ассоциации "Межрегионавтотранс" Роман Михеев.

Впрочем, автоперевозчики региона будут рассматривать проект Кодекса только на следующей неделе, однако уже сейчас жители Перми активно обсуждают новый документ. Так, участники одного из местных форумов предлагают включить в Кодекс ряд дополнительных пунктов: запретить проезд в общественном транспорте пьяным, запретить пассажирам распивать алкоголь, обязать помогать инвалидам и родителям с колясками входить в салон.

Также есть предложения упорядочить графики движения общественного транспорта. "Я так понимаю, что они носятся по городу не только из-за конкуренции друг с другом, но и из-за нереальных графиков", - пишет один из участников дискуссии.

Впрочем, большинство комментариев к опубликованному варианту Кодекса чести автоперевозчиков сводится к тому, что Кодекс просто регламентирует основные требования к работе перевозчиков. Например, по поводу положения Кодекса об исправности дверей один из участников форума написал: "При чем тут честь? Это условие безопасности пассажиров, и при неисправности дверей вообще нужно снимать автобус с маршрута. Может быть, тогда и исправность автобуса обусловим честью его водителя или владельца?"

"Есть вещи, правила, которые перевозчик должен соблюдать в обязательном порядке по умолчанию, или отстраняться от маршрута, - продолжает дискуссию другой участник форума. - А вот вежливость, цветочки, музыка – это, пожалуй, уже дело чести".

Впрочем, и не все автоперевозчики разделяют инициативу департамента дорог и транспорта администрации Перми о принятии Кодекса чести. Так, в НП "Автоальянс", одном из трех крупнейших некоммерческих партнерств перевозчиков, действующих в Перми, Interfax-Russia.ru отказались прокомментировать внедрение Кодекса чести, сославшись на то, что им ничего не известно о разработке данного документа.

В НП "Единый союз перевозчиков" выразили недоумение по поводу необходимости создания Кодекса. "Есть определенные требования к автотранспортному средству и к пассажирским перевозкам. Этого вполне достаточно", - пояснил Interfax-Russia.ru директор некоммерческого партнерства Михаил Ухватов. Он уверен, что обо всех нарушениях принятых норм и правил пассажиры должны писать в Книгу жалоб, а перевозчик оперативно устранять эти нарушения.

"В очередной раз изобретать велосипед не было никакой необходимости. Если человек культурен, то он культурен во всем. А если нет, то никакой Кодекс тут не поможет", - считает Ухватов.

"Гораздо лучше было бы, чтобы каждый автобус в городе ездил с маркировкой владельца транспортного средства, чтобы каждый пассажир знал, кого благодарить за поездку. Это будет на порядок эффективнее, чем создание Кодексов", - подчеркивает директор некоммерческого партнерства.

С этой точкой зрения согласны и в ассоциации "Межрегионавтотранс". Так, директор по развитию "Межрегионавтотранса" Михеев уверен, что инициатива создания Кодекса чести непродуманна. "Мы видим формальный и поверхностный подход к теме, поскольку большая часть положений обязательна к исполнению по действующим нормам законодательства и ПДД, а также с точки зрения здравого смысла и требований санитарии", - считает Михеев.

По его словам, имеется целый пакет федеральных законов, постановлений правительства РФ, приказов и методических указаний министерства транспорта РФ, определяющих, регулирующих и контролирующих вопросы повышения качества пассажирских автоперевозок.

"Мы не имеем информации о культурном уровне сотрудников транспортных компаний и подвижном составе, который используют в Перми, однако считаем, что пермские пассажиры заслуживают более уважительного подхода и комфортабельных условий проезда", - сказал директор по развитию ассоциации.

При этом, уверен Михеев, если пермские перевозчики будут использовать современные автобусы и выполнять все действующие нормы и правила приличия, то большая часть положений Кодекса станет неактуальной.

"Хотелось бы рекомендовать направлять более пристальное внимание на условия перевозки пассажиров, а не на разработку пустых деклараций", - резюмировал собеседник Interfax-Russia.ru.

Впрочем, в случае доработки документа, "Межрегионавтотранс" готов использовать опыт пермских перевозчиков среди своих членов, например, предложив членам ассоциации, которых насчитывается более 50 по всей России, ввести аналогичные документы в своих транспортных организациях. "Было бы неплохо получить какое-нибудь официальное предложение в адрес ассоциации", - сказал в заключение Михеев.

И теперь самое интересное. В настоящее время не понятно, кто же инициировал разработку Кодекса чести автоперевозчиков: сами они открещиваются от подобной инициативы, а вот в городском департаменте дорог и транспорта не смогли уточнить, кому принадлежит идея создания Кодекса. Однако очевидно, что пока все участники рынка не придут к пониманию необходимости повышения качества предоставляемых услуг, ожидать каких-либо кардинальных изменений в работе общественного транспорта не стоит.

Обозреватель Анастасия Николаева