Поволжье / Точка зрения 17 апреля 2015 г. 17:43

На своих крыльях

Interfax-Russia.ru – Врио главы Татарстана предлагает обязать авиакомпании закупать отечественные самолеты. По оценкам экспертов, стране до 2032 года потребуется более 2 тыс. авиасудов.

Парк российских авиакомпаний по состоянию на середину 2014 года оценивался экспертами приблизительно в 2,8 тыс. воздушных коммерческих судов и 130–140 грузовых самолетов. При этом, как говорил в интервью журналу "Гражданская авиация" генеральный директор НИИ Гражданской авиации Василий Шапкин, в составе этого авиапарка доминируют зарубежные, а не отечественные воздушные суда.

В частности в парке магистральных пассажирских самолетов (отличаются от самолетов местных воздушных линий увеличенной дальностью полета и значительно большим числом пассажирских мест) доля "иностранцев" составляет 83%, в региональном – 36%, в парке местных воздушных линий – 22%, а "относительно современные" отечественные самолеты составляют сегодня лишь 8% от общего состава парка (около 80 единиц).

"Преобладание на российском рынке авиаперевозок "боингов" и "эрбасов", конечно же, нельзя назвать нормальным явлением", - считает Шапкин.

Так, привел данные гендиректор НИИ Гражданской авиации, за десять последних лет в Россию было поставлено 1 тыс. 33 пассажирских самолета, из которых только 78 построено на отечественных предприятиях, а в минувшем году российский авиапарк пополнился лишь 20 отечественными пассажирскими машинами, а всего их поступило 117. Приблизительно также, по его словам, обстоят дела и с поставками грузовых самолетов.

Вместе с тем, заметил Шапкин, даже при консервативном сценарии развития российской экономики за двадцать ближайших лет прогнозируется увеличение объемов авиаперевозок со средними темпами 5,1% в год. В том числе пассажирооборот может вырасти в 2,7 раза, а грузооборот – в 2,2 раза. Этому, по его словам, будут способствовать модернизация сети аэропортов и системы организации воздушного движения, создание государством условий для развития региональных и местных авиалиний, поддержка социально значимых перевозок, предусмотренных Транспортной стратегией России. При этом, по подсчетам специалистов, консервативные прогнозы темпов роста перевозок вдвое уступают фактическим, которые за период с 2000 года составили 11,7%.

В этой связи, считает эксперт, потребность российских авиакомпаний в поставках оценивается в период до 2032 года в 1,8–2,2 тыс. самолетов – в среднем 100 самолетов в год. Из которых около 20% составят поставки региональных самолетов, причем наибольший спрос на них ожидается в период до 2020 года. Потребность в поставках грузовых самолетов оценивается в 80–120 единиц в ближайшие 20 лет.

Между тем, по словам Шапкина, к 2020 году будет сформирована полная линейка предложений современных магистральных узкофюзеляжных самолетов всех классов: от 85 до 220 мест на базе развития семейств Sukhoi Superjet и МС-21 (Як-242).

Проблемными с точки зрения наличия современных предложений на мировом рынке авиатехники эксперт считает отсутствующее на данный момент серийное производство реактивных пассажирских самолетов на 220–280 мест и 40–60 мест, а также турбовинтовых на 20–40 мест. По мнению Шапкина, в этой связи перспективным на рынке в период до 2030 года может стать отечественный дальний широкофюзеляжный самолет.

Кроме того, по его словам, крайне ограничены предложения российской авиапромышленности в части региональных и легких многоцелевых самолетов. Перспективными для российского рынка также является самолет на 30 мест с турбовинтовым двигателем, который отсутствует на мировом рынке, а также турбовинтовые самолеты на 9–19 мест для местного авиасообщения, в первую очередь в северных регионах.

Шапкин напомнил, что на Иркутском авиационном заводе уже началась сборка нового самолета МС-21-300, который пойдет в эксплуатацию под названием Як-242 - с 2018 года завод рассчитывает производить 50 самолетов в год. Самолет рассчитан на 150 и 180 пассажиров. Причем, наиболее востребован вариант на 180 мест. На него уже поступило более 150 твердых заказов, в том числе "Аэрофлот" заказал 50 машин.

Кроме того, с мертвой точки сдвинулся проект регионального Ил-114. "Сегодня проект возрождается на принципиально новой основе. Есть надежда, что он оправдает ожидания эксплуатантов", - говорит Шапкин.

Также, по его словам, очень важен совместный российско-китайский проект широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера, способного восполнить утерянную нишу воздушных судов такого класса.

Пока отечественные самолеты удовлетворяют менее 10% внутреннего спроса, однако, отмечает гендиректор НИИ Гражданской авиации, госпрограмма "Развитие авиационной промышленности" ориентирована на то, чтобы занять около 30% внутреннего рынка.

Кстати, именно реализацию госпрограммы обсуждали на II съезде авиапроизводителей России в Ульяновске. В мероприятии приняли участие свыше 300 человек, в числе которых представители федеральных и региональных органов власти, руководители ведущих предприятий авиационной промышленности, а так же крупных авиакомпаний.

В том числе участники съезда обсудили перспективы строительства сверхтяжелого военно-транспортного самолета "Ермак". Проект по созданию широкофюзеляжных лайнеров грузоподъемностью до 200 тонн "Ермак" разрабатывается в конструкторском бюро им. Ильюшина. Серийный выпуск этих машин планируется с 2024 года.

"Пока проект находится на этапе обсуждения и принятия решений, но завод (по строительству нового самолета - ИФ) будет ульяновский", - рассказал журналистам президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Юрий Слюсарь.

Также корпорация планирует расширить семейство региональных самолетов Sukhoi Superjet – идет работа над созданием версий с уменьшенной до 75 кресел вместимостью, а также с числом кресел до 130.

Что касается ближайших планов, то, по словам президента ОАК, в 2015 году корпорация планирует произвести 171 самолет, причем, половину из них - гражданских.

Между тем, врио президента Татарстана Рустам Минниханов предлагает в законодательном порядке закрепить приоритет использования самолетов отечественного производства в гражданских авиаперевозках.

"Наши специалисты убеждены: нужно законодательно утвердить программу, я бы даже сказал, график, который бы отражал увеличение доли отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний по годам. Например, к 2020 году она должна вырасти до пятидесяти процентов, а к 2025-му - до восьмидесяти", - сказал Минниханов в интервью "Российской газете".

По его словам, это поможет выпуску гражданских самолетов такого технического уровня, который бы удовлетворял авиакомпании и позволял им планировать свою деятельность с учетом использования отечественной техники.

"В качестве самого первого шага по началу нового курса в авиационной деятельности и началу массового оснащения авиакомпаний отечественной техникой специалисты предлагают правительству Российской Федерации установить государственный заказ на поставку доработанных до требований авиаперевозчиков самолетов Ту-214, Ту-204СМ, Ил-96, Ил-114, а также самолета Ту-324, который авиакомпании давно ждут. В последующем изготовленные по госзаказу самолеты передавать авиаперевозчикам в лизинг", - уточнил врио главы республики.

По его словам, авиакомпании закупают у зарубежных производителей до ста самолетов в год. Им же оплачивают за техническое обслуживание приобретенных самолетов. "Все это могли бы обеспечивать авиапроизводители России. Получается, что эти две отрасли ежегодно недодают в валовый продукт страны приличную сумму. По самым скромным подсчетам, она составляет до десяти миллиардов долларов", - добавил он.

Кроме того, Минниханов предложил в отдельные периоды времени самолеты гражданских авиакомпаний привлекать для государственных нужд и выполнения особо важных задач, в том числе для перевозок в интересах Вооруженных сил. По его словам, в таких случаях полностью полагаться можно лишь на машины отечественного производства.

"С массовым оснащением отечественных авиакомпаний самолетами российского производства можно ожидать появления интереса зарубежных авиаперевозчиков к российской технике, что будет способствовать достижению Россией высокого рейтинга - третьего места в мировом авиастроении", - уверен врио президента Татарстана.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"