Точка зрения
21 ноября 2014 г. 15:57

Не дотянул до посадки

Interfax-Russia.ru – Пять человек, в том числе 8-летняя девочка, погибли в результате крушения частного вертолета в Нижегородской области.

Частный вертолет Eurocopter AS 350 B3 разбился 20 ноября около 18:00 вблизи деревни Михальчиково Кстовского района Нижегородской области. Вертолет принадлежал ООО "Наностройинвест" (Нижний Новгород) и осуществлял полет по маршруту Москва - Новоликеево (Кстовский район).

Вертолет вылетел с подмосковного аэродрома Селипорт около 15:00. Спустя час полета командир воздушного судна, прощаясь с диспетчером, заявил о готовности совершить посадку на площадке Ликеево в течение трех минут, однако вертолет там так и не приземлился, а связь с экипажем пропала, сообщил "Интерфаксу" источник в экстренных службах региона.

Сообщение о возможном падении Eurocopter AS 350 B3 поступило в МЧС в 18:10. Через два часа информация о крушении подтвердилась. Место падения частного легкомоторного вертолета было обнаружено в районе деревни Михальчиково. В результате крушения погибли все пять человек, находившихся на борту. В пресс-службе МЧС по Нижегородской области агентству уточнили, что на борту находились трое мужчин, женщина и ребенок. Тела погибших направлены для проведения медицинских экспертиз в Нижний Новгород.

По информации СМИ, на борту разбившегося вертолета находился местный предприниматель Евгений Шебаршов с супругой и 8-летней дочерью, а также их друг, владелец сети ночных клубов Андрей Лейрих. В социальных сетях многочисленные знакомые и родственники выражают свои соболезнования родным погибших.

Следствие, в свою очередь, рассматривает три версии крушения вертолета. "Основные версии - это погодные условия (туман) и ошибка пилотирования", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" старший помощник руководителя приволжского СУ СКР на транспорте Дмитрий Захаров.

"Возможно, техническая неисправность. Это будет установлено после экспертизы", - добавил он.

По факту трагедии возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), сказал Захаров.

На месте происшествия, которое оцеплено полицейскими, работают следователи. Радиус осмотра места происшествия составляет более 250 метров. "Сотрудники полиции обеспечивают оцепление места аварии. Экипажи ГИБДД - фильтрацию транспортных средств при подъезде к месту происшествия. Позднее к работе на месте аварии подключатся сотрудники полицейской экспертной службы", - сообщает пресс-служба регионального ГУ МВД.

Следователи уже изъяли всю летную документацию, допросили свидетелей. После завершения работ на месте происшествия будет назначена летно-техническая экспертиза, которая позволит определить техническое состояние вертолета.

К расследованию причин крушения вертолета подключился и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). В соответствии с российским воздушным законодательством, для этого МАК сформировал комиссию по расследованию данного авиационного происшествия.

Со своей стороны Приволжская транспортная прокуратура организовала проверку соблюдения законодательства о безопасности полетов. Для координации работы правоохранительных и контролирующих органов, организации взаимодействия между ними, осуществления надзора за законностью проведения процессуальных действий и организации проверки соблюдения федерального законодательства о безопасности полетов на место происшествия выехал заместитель Нижегородского транспортного прокурора.

В пресс-службе регионального правительства агентству "Интерфакс-Поволжье" сообщили, что к расследованию крушения вертолета могут подключиться специалисты компании-производителя вертолетов Eurocopter. "По нашей информации, это планируется", - сказал представитель пресс-службы, уточнив, что окончательное решение остается за самой компанией.

Однако в самой компании агентству "Интерфакс-Поволжье" сообщили, что к ним пока не поступало приглашение от МАКа подключиться к расследованию обстоятельств авиакатастрофы. "Если оно поступит, специалисты завода обязательно приедут и подключатся к расследованию", - сказал собеседник агентства.

Eurocopter AS 350 B3 считается одной из самых надежных и легких в управлении машин. Правда, этот вертолет не оборудован приборами - аналогами "черных ящиков", что осложняет работу экспертов, выясняющих причины аварии.

К тому же Eurocopter AS 350 B3 не сертифицирован для эксплуатации по правилам приборных полетов (ППП) и не предназначен для полетов в тумане, который наблюдался в районе катастрофы.

Дело в том, что все основные вертолеты, на которых чаще всего совершаются перелеты, предназначены для полетов по правилам визуальных полетов (ПВП) и лишь некоторые, в основном это двухдвигательные машины, обязательно с автопилотом, предназначены для полетов в сложных метеоусловиях, на них можно выполнять полеты ППП. Приборный полет может возникнуть и днем, например, в дымке, в тумане, в низкой облачности, зимой, когда летишь над снежной равниной, иногда не видно горизонта.

К примеру, как уточняет участник авиафорума, в "ЮТэйр" вертолеты Eurocopter AS-350 допускают лишь к дневному полету при максимальной видимости, а ночью - при двухчленном составе экипажа и наличии световых ориентиров по всему маршруту.

Между тем, крушение Eurocopter в Нижегородской области – уже третье происшествие с вертолетами в России за ноябрь. Так, 11 ноября в Минераловодском районе Ставрополья вертолет Ка-32 МЧС РФ при проведении планового учебного полета совершил жесткую посадку и загорелся. В момент инцидента на борту находились пять человек. Командир экипажа погиб на месте, четверо летчиков были доставлены на следующий день в Москву, двое скончались в больнице.

2 ноября вертолет Ми-2 совершил вынужденную посадку в районе озера Семерка на Ямале, примерно около 50 км от поселка Вынгапуровский. МИ-2 упал в озеро, два человека погибли.

Эксперты уверены, что проблема в вертолетной авиации комплексная. Возросший объем перевозок привел к большей загрузке машин и пилотов, которых, не хватает из-за почти развалившейся вертолетной школы.

"Парк машин недостаточный. В основном весь парк состоит из машин Ми-8. При этом объем работы весьма большой: все перевозки в условиях отсутствия дорог выполняют вертолеты. А легких машин у нас недостаточно. И подготовка при действиях в особых случаях тоже недостаточная", - рассказал НСН главный специалист отдела технических проектов "Вертолетов России", консультант Ассоциации вертолетной индустрии Игорь Блинов.

По его словам, пилотов нужно постоянно тренировать на действия в особых случаях. Сейчас эту тренировку в целях экономии средств авиакомпании чаще перекладывают на симуляторы и тренажеры. А научить пилота той же авторотации на тренажере невозможно, это надо делать на реальной машине. Обучение же на реальной машине в случае неудачного выполнения упражнения, грозит многомиллионными убытками. Вот и пытаются таким образом сэкономить, как экономят на амортизации, на топливе и так далее.

"Нас "догоняет" то, что в 90-е годы не было соответствующей подготовки пилотов вертолетов. Мы оказались, можно сказать, на гране потери школы. А управлять вертолетом сложнее, чем самолетом. Вот и выходит, что не хватает летчиков, не хватает техников, не хватает инженеров", - сетует Блинов.

Эксперт считает, что необходимо срочно восстанавливать летную школу, однако это довольно проблематично из-за отсутствия российских учебных вертолетов. "Вся начальная подготовка производится на импортных вертолетах, потому что наш учебный вертолет Ми-34 серийно не производится – заказов нет. А на этом вертолете можно было бы учить пилотов, как действовать в особых случаях, когда происходит какая-то внештатная ситуация", - сказал консультант Ассоциации вертолетной индустрии.

Помимо нехватки кадров, по его словам, присутствует и другой "человеческий фактор": при больших объемах перевозки начинаются несоблюдения погодных условий. "Конечно, вертолету погодные условия не так критичны. Если камни с неба не падают, и жесткого обледенения нет, то можно лететь. Но бывают ситуации, когда начальство просто давит на пилотов: "лети или уволю". А случись чего – письменного приказа нет, спросить не с кого", - отмечает эксперт.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще