Поволжье / Точка зрения 28 сентября 2009 г. 09:16

Неигрушечные проблемы

Interfax-Russia.ru - Руководство "АвтоВАЗа" все же заявило о сокращении более четверти сотрудников. Часть из них снова возьмут на работу в 2012 году, остальным Минпромторг предлагает заняться производством игрушек.

23 сентября руководство ОАО "АвтоВАЗ" проинформировало первичную профсоюзную организацию предприятия о намерении сократить "не более 27 тыс. 600 сотрудников, включая 5 тыс. руководителей, специалистов и служащих, приказ по которым был издан 14 сентября 2009 года".

"Сегодня на АвтоВАзе работает 102 тыс. человек. Такой коллектив не может обеспечить эффективность и самоокупаемость производства, - говорится в сообщении пресс-службы компании. - Предприятие работает в одну смену, мощности загружены на 65%. В такой ситуации необходимо снижение численности персонала, к которому сегодня вынужденно прибегли все автопроизводители. Основная задача - сохранить работоспособный коллектив ВАЗа и действующее предприятие".

При этом, отмечено в сообщении, перераспределение загрузки производственных мощностей в рамках антикризисной программы позволило снизить число сотрудников, которых планировалось уволить, с 36 тыс. человек до 27 тыс. 600 человек.

Стоит напомнить, что источники "Интерфакса" неоднократно сообщали о предполагаемых сокращениях на предприятии. В июле речь шла о 27 тыс. 700 человек, в начале сентября - уже о 36 тыс. человек. Однако оба раза "АвтоВАЗ" информацию о грядущих увольнениях опровергал.

По последним официальным данным, после увольнений на предприятии будут работать около 75 тыс. сотрудников.

Озвучило руководство "АвтоВАЗа" и предполагаемый "черный список". Согласно схеме, представленной профсоюзным лидерам, будут сокращены 13 тыс. пенсионеров, около 5,5 тыс. работников предпенсионного возраста (женщины старше 53 лет, мужчины старше 58 лет) и 9 тыс. 100 работников трудоспособного возраста.

Тем, кто уйдет на пенсию в сентябре-октябре, "АвтоВАЗ" гарантирует все выплаты в полном объеме. При этом, как отмечал неделей раньше президент ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Комаров, "в дальнейшем размер выходного пособия будет напрямую зависеть от финансового состояния компании". Также руководство предприятия пообещало государственную и корпоративную пенсию увольняемым работникам предпенсионного возраста.

А для увольняемых 9 тыс. 100 работников трудоспособного возраста уже разработан план дальнейшей занятости. Причем руководство компании уверяет, что к началу 2012 года 6 тыс. из них будут вновь востребованы на предприятии. К тому времени завод запустит новую линию, проект которой "АвтоВАЗ" принял совместно с Renault.

Напомним, что на международном экономическом форуме в Сочи президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров заявил о создании СП с концерном Renault-Nissan для производства автокомпонентов. Такой вариант сотрудничества, по словам Комарова, предприятие смогло предложить "с учетом высвобождающихся мощностей" и рабочей силы.

А до 2012 года, сообщает компания, людям будут предложены временные рабочие места в Тольятти, работа на строительстве объектов особой экономической зоны (ОЭЗ), проект которой обсуждается в правительстве РФ, переобучение сроком до 5-6 месяцев с выплатой стипендии. В дальнейшем от 3 тыс. до 5 тыс. человек будут трудоустроены на предприятиях ОЭЗ.

Речь идет о создании особой экономической зоны по производству автокомпонентов с технопарком в Тольятти. О возможном партнерстве с "АвтоВАЗом" в производстве автокомпонентов сообщил журналистам на международном экономическом форуме в Сочи председатель Сбербанка РФ Герман Греф. По его словам, консорциум Magna - Сбербанк рассматривает варианты создания бюджетной модели автомобиля для российского рынка, и партнером в этом проекте может выступить "АвтоВАЗ".

"Для производства автокомпонентов необходим объем, и ни один российский завод не сможет загрузить (своими заказами создаваемый завод автокомпонентов - ИФ) в одиночку. Кооперация возможна, и мы заинтересованы в стабилизации ситуации на "АвтоВАЗе", - подчеркнул Греф.

В свою очередь Минпромторг РФ предложил создать в Тольятти особую экономическую зону по производству электромобилей, велосипедов, детских игрушек и развивающих игр. Как говорится в докладе, опубликованном на сайте министерства, в этой ОЭЗ предлагается создать сборочные производства из импортных комплектующих велосипедов, детских конструкторов и электромобилей.

Министерство уверено, что вместе с открытием технозоны в Тольятти будут созданы новые рабочие места, в России снизятся цены на игрушки и уменьшится зависимость нашей страны от иностранных производителей игрушек.

Впрочем, предложение Минпромторга не нашло отклика в независимом профсоюзе "Единство", объединяющем работников "АвтоВАЗа". Лидер профсоюза, сопредседатель межрегионального профсоюза работников автомобилестроения Петр Золотарев назвал подобное предложение унизительным для уволенных специалистов "АвтоВАЗа". По его словам, таким образом страна потеряет квалифицированных специалистов. "Это унизительно именно с точки зрения перехода работников высоких технологий на производство детских товаров. Это не что иное, как ирония", - заявил агентству "Интерфакс-Поволжье" Золотарев.

"Президент заявляет, что нам надо менять экономику, поддерживать высокие технологии. Вместо этого мы увольняем людей с "АвтоВАЗа" и предлагаем им производить велосипеды. Это регресс", - считает собеседник агентства.

По его мнению, "предложение Минпромторга РФ имеет единственную цель - подавить социальное напряжение в Тольятти". "Но даже для этого поздно. Люди уже уволены, а другие, пусть и такие рабочие места, есть только на словах. Видимо, это и есть обещанный антикризисный план на "АвтоВАЗе", - подчеркнул Золотарев.

Между тем, в официальном профкоме предприятия придерживаются противоположного мнения. Глава официального профсоюзного комитета "АвтоВАЗа" Николай Карагин считает, что любые рабочие места в Тольятти - спасение для людей. "Создание любых новых рабочих мест - это спасительные меры. Самое главное, чтобы было как можно больше рабочих мест", - заявил "Интерфаксу" Карагин.

Впрочем, Минпромторг готов рассмотреть и другие предложения по созданию новых рабочих мест в Тольятти. Замминистра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов, обращаясь к жителям города через свой официальный блог, призывал бизнес заявлять новые и неожиданные проекты. Любые новые проекты в Самарской области - это не упрек, а нормальная альтернатива скрытой и частичной незанятости, считает Наумов.

"Никто не утверждает, что без переподготовки, без получения новых технологических навыков можно начать новую профессиональную линию жизни. Но чем больше таких - пусть даже самых неожиданных - проектов будет заявлено бизнесом сейчас, тем точнее можно будет принять решение о том, на что именно можно начать учиться", - пишет замминистра.

По его мнению, реализация новых проектов в городе позволит будущим поколениям работать в Тольятти, а не уезжать из города в поисках лучшей, чем у родителей, жизни. "У ребят будет возможность стать хозяевами своего дела, а дело будет ориентировано не только на внутренний в городе спрос", - говорится в обращении.

Кстати, в докладе Наумова, опубликованном на сайте министерства, отмечается, что на данный момент Минпромторг также ведет отбор предложений по созданию в Тольятти производств медицинской техники, фармацевтических препаратов, производств по переработке химического сырья, утилизации промышленных отходов.

То, что "АвтоВАЗ" все-таки не превратится во "второе Пикалево", пообещал и Роструд. Массовое сокращение сотрудников на ОАО "АвтоВАЗ" не будет иметь кризисных социальных последствий, а увольняемым окажут помощь, заявил глава Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций. По его словам, Роструд готов разработать и программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Самарской области.

Герций также пообещал, что подразделения его ведомства будут внимательно следить за тем, чтобы всех сотрудников "АвтоВАЗа" увольняли в соответствии с требованиями трудового законодательства.

О намерении отслеживать соблюдение прав работников в ходе массовых сокращений заявила и прокуратура Тольятти. "Прокуратура и профсоюз договорились работать в тесном контакте и не допустить нарушений прав сотрудников на предприятии. Прокуратура готова рассматривать все обращения о нарушениях прав работников завода, которые могут поступить в период сокращений. Мы как профсоюз тоже следим, чтобы законодательство соблюдалась", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" председатель первичной профсоюзной организации "АвтоВАЗа" Николай Карагин.

Со своей стороны программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда утвердило и правительство Самарской области. "Ежемесячно до конца года предполагается участие 20 тыс. работников "АвтоВАЗа" во временных работах. На сегодняшний день уже приступили к работе 17 тыс. 900 человек. В общей сложности по всем мероприятиям заключено 280 договоров на сумму более 631 млн рублей", - говорится в сообщении на сайте регионального правительства.

Правительство Самарской области уверяет, что располагает достаточными ресурсами и готово увеличить финансирование в случае, если вырастет число желающих временно поработать. "На 2010 год подготовлена заявка в Минздравсоцразвития РФ на финансирование временных и общественных работ, организации стажировок молодых специалистов, переобучения, самозанятости в объемах, превышающих текущие потребности города Тольятти и ОАО "АвтоВАЗ", - сообщает правительство региона.

Впрочем, социальные последствия увольнения четверти сотрудников автопредприятия, на работе которого завязана жизнь всего города, могут оказаться куда более непредсказуемыми, чем ожидают эксперты. Вряд ли временное трудоустройство удовлетворит всех уволенных работников "АвтоВАЗа", а до реализации масштабных проектов, обещанных региональными и федеральными властями, пока еще очень далеко. Так что, несмотря на все меры по стабилизации ситуации, опасения по поводу возможного социального взрыва в Тольятти остаются.

Обозреватель Анастасия Николаева