Поволжье / Точка зрения 16 января 2017 г. 18:00

Новая победа

Interfax-Russia.ru – Команда "КАМАЗ-Мастер" стала 14-кратным победителем ралли-рейда "Дакар", триумфально вернув себе титул чемпионов экстремального ралли-марафона.

Новая победа
Фото сайта команды "КАМАЗ-Мастер"

39-й ралли-рейд "Дакар" стартовал в столице Парагвая Асунсьоне 2 января. Соревнование в девятый раз в своей истории проходило по территории Южной Америки. Участникам гонки предстояло преодолеть 8,8 тыс. км, из которых на скоростные спецучастки отводилось 3,9 тыс. км, по территории трех стран: Парагвая, Боливии и Аргентины.

После старта в Асунсьоне участники гонки ненадолго въехали на территорию Аргентины, откуда направились в Боливию, где было запланировано пять этапов марафона. Вторая неделя ралли-марафона проходила в Аргентине с финишем гонки в Буэнос Айресе. Столица Аргентины уже в пятый раз принмала финиш ралли-марафона.

Всего на старт "Дакара" вышло 316 транспортных средств из 59 стран мира, в том числе 50 спортивных грузовиков. Традиционно за лидерство в грузовом зачете боролись экипажи Iveco, Man, Renault, Ginaf, Tatra, Scania, Liaz и, конечно, россияне из "КАМАЗ-Мастер".

Российскую команду представляли четыре боевых экипажа: экипаж N501 (пилот - серебряный призер ралли "Дакар-2016", предыдущий чемпион ралли "Шелковый путь" Айрат Мардеев, штурман Айдар Беляев и механик Дмитрий Свистунов); экипаж N505 (пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев и механик Владимир Рыбаков); экипаж N513 (пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев и механик Игорь Леонов) и экипаж N515 (пилот - трехкратный триумфатор и победитель ралли "Африка Эко Рейс" Антон Шибалов, штурман Роберт Аматыч и механик Иван Романов).

Основными соперниками россиян были голландцы Жерар де Рой на Iveco (предыдущий победитель "Дакара"), Ханс Стейси на Man и Мартин ван дер Бринк на Renault.

Россиянам не сразу удалось вырваться вперед, да и дальше борьба шла с переменным успехом. Так, на стартовом этапе ралли-рейда "Дакар-2017" экипаж Николаева занял лишь шестое место в зачете грузовиков. Первое место по итогам этапа занял чешский экипаж Мартина Коломи (Tatra), которому Николаев уступил 50 секунд. Остальные экипажи "КАМАЗ-Мастера" заняли 10, 14 и 15 места.

На втором этапе ралли экипаж Сотникова занял второе место в зачете грузовиков, а победителем этапа стал голландец Ван Дер Бринк (Renault Trucks), третье место занял его соотечественник Питер Верслуис (Man).

Зато уже третий этап выиграл экипаж Николаева, выйдя на первое место генеральной классификации ралли-рейда "Дакар" в зачете грузовиков. Правда, сначала в протоколе общего зачета, обнародованном на сайте ралли-рейда, он фигурировал на втором месте вслед за чехом Мартином Коломы (Tatrta). Однако позднее судейский комитет гонки добавил ко времени Коломы 3 штрафных минуты. Это позволило Николаеву возглавить генеральную классификацию зачета грузовиков.

Другие гонщики команды "КАМАЗ-Мастер" столкнулись с техническими и навигационными проблемами. Так, Сотников показал 7-й результат, Антон Шибалов - 10-й, Мардеев - 13-й.

По итогам следующего этапа на первое место в генеральной классификации ралли-рейда "Дакар" в зачете грузовиков вышел экипаж россиянина Сотникова, который на 4 минуты 40 секунд опередил партнера по команде предыдущего лидера гонки - Николаева, который при этом опустился на третье место.

Такая рокировка произошла по итогам четвертого этапа, в котором победителем стал голландец Жерар де Рой на Iveco. Вслед за ним расположились камазовцы Мардеев, Шибалов и Сотников. Николаев стал восьмым.

По итогам следующего этапа на первое место вышел де Рой с общим временем 14 часов 6 минут 7 секунд. Второе место занял Николаев, уступивший голландцу 2 минуты 23 секунды. Третье место занял Сотников, чье отставание от голландского составило 6 минут 36 секунд. Еще один представитель команды "КАМАЗ-Мастер", Мардеев, занял четвертое место в общем зачете класса грузовиков. Экипаж Шибалова оказался на седьмой строчке.

После восьмого этапа экипаж Сотникова вновь вышел на первое место в генеральной классификации ралли-рейда "Дакар" в зачете грузовиков.

Между тем, девятый этап ралли, протяженность которого должна была составить 977 км между аргентинскими городами Сальта и Чилесто, был отменен из-за обширного оползня, сошедшего с гор вследствие длительной грозы. Оползень сошел в 160 км от города Сальта, нанес ущерб деревне Волкан и перекрыл дорогу к месту старта 9-го этапа. В официальных сообщениях местной администрации сообщалось о двух погибших и более 1 тыс. эвакуированных.

Часть транспортных средств была направлена по альтернативному маршруту через Сан-Антонио-де-лос-Кобрес, однако тяжелые грузовые автомобили воспользоваться этой дорогой не смогли. Поэтому день был посвящен тому, чтобы собрать караван в Чилесито, откуда в рамках 10-го этапа гонщики отправились в Сан-Хуан.

Десятый спецучасток Дакара на маршруте Чилесито - Сан-Хуан длиной 538 км стал ареной, пожалуй, решающей битвы в грузовом зачете гонки. Де Рой (Iveco) отстал от ставшего первым Николаева на 23 минуты 43 секунды. Победа на этапе обеспечила камазовцам - Николаеву и Сотникову (стали первым и вторым в таблице генеральной классификации) довольно большой задел по времени на оставшиеся два этапа гонки.

По итогам следующего этапа Николаев упрочил лидерство в грузовом зачете "Дакара" и 14 января его экипаж стал победителем ралли-рейда. Итоговое место в генеральной классификации он занял с общим временем 27 часов 58 минут 24 секунды.

На втором месте разместился еще один представитель "КАМАЗ-Мастер" Сотников, чье отставание от партнера по команде составило 18 минут 58 секунд.

В первую тройку также вошел голландец де Рой с отставанием от победителя в 41 минуту 19 секунд.

Еще два экипажа "КАМАЗ-Мастер" в итоговом протоколе разместились на пятой (Мардеев) и 19 (Шибалов) позициях.

Таким образом, Николаев во второй раз в своей карьере выиграл "Дакар" – он становился победителем ралли-рейда в 2013 году, - а российская команда "КАМАЗ-Мастер" триумфально вернула себе титул чемпионов экстремального ралли-марафона "Дакар".

"КАМАЗ-Мастер" является самой титулованной команде "Дакара" в зачете грузовиков. Теперь она - 14-кратный победитель знаменитого ралли-рейда. На втором месте по победам Tatra (6 раз), на третьем - Mercedes (5).

Что касается пилотов, то чаще всего "Дакар" в классе грузовиков выигрывал Владимир Чагин - нынешний руководитель "КАМАЗ-Мастер", на его счету 7 побед. На одну победу меньше у чеха Карела Лопрайса. Далее идет группа пилотов, одержавших по 2 победы, включая камазовцев Николаева и Фирдауса Кабирова.

С очередной победой камазовцев поздравил президент Татарстана Рустам Минниханов. "Победы камазовцев стали традиционными, но оттого не менее ценными и заслуженными. "Дакар" - это всегда битва, в которой успех достается действительно сильнейшему, лучшему – и в мастерстве, и в выносливости, и в нацеленности на победу", - говорится в поздравлении.

Глава республики поблагодарил членов экипажа-победителя, в целом команду и всех, кто "внес свой вклад в это очередное блистательное достижение "КАМАЗ-мастер", за добросовестный и слаженный труд, за лучшие профессиональные и личные качества, проявленные и в ходе подготовки к соревнованиям, и в ходе сложнейшей гонки".

Своеобразный матч-реванш соперники россиян готовятся дать на ралли "Шелковый путь–2017", запланированном на июль этого года. Гонка пройдет по территории России, Казахстана и Китая. Разнообразие маршрута, наличие на трассе всех видов бездорожья – пески, горы, степи и т.д. - привлекает участников и обещает интереснейшую и ожесточенную борьбу на этом трансконтинентальном марафоне.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook