Interfax-Russia.ru – Минюст впервые опробовал закон об иностранных агентах на фонде "Нет алкоголизму и наркомании". Правозащитники сочли предупреждение Минюста противоречащим Конституции РФ.
Минюст вынес первое предупреждение некоммерческой организации (НКО) за нарушение закона об иностранных агентах, вступившего в силу 21 ноября. Закон вводит крупные административные штрафы за нарушение законодательства о НКО. В том числе, если НКО - иностранный агент - не представила в указанное время требуемые сведения, либо дала их в неполном или искаженном виде
За это организации может быть вынесено предупреждение либо грозит штраф. Для должностных лиц он составит от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для юридических - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. Оговорено, что такие санкции предусмотрены, если в действиях (или в бездействии) НКО не содержится уголовно наказуемого деяния.
Кроме того, КоАП РФ дополняется статьей 19.34 "Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента". Согласно ей, если НКО выполняет функции иностранного агента, но не включена в реестр таких организаций, она может быть оштрафована на полмиллиона рублей. Нижний предел этой санкции для юридических лиц устанавливается в 300 тыс. рублей. Для должностных лиц предлагается "вилка" от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
О бойкоте закона заявили все ведущие российские НКО. В том числе Московская Хельсинская группа (МХГ), "Мемориал", "Голос", "Гражданское содействие" и "За права человека". По словам правозащитников, они вынуждены получать иностранные гранты, поскольку в России государство и бизнес деньги независимому гражданскому сектору практически не дает.
"Моя позиция и позиция других правозащитных организаций - мы не будем выполнять закон об НКО - иностранных агентах. Мы не будем добровольно регистрироваться в качестве иностранных агентов - это я могу сказать точно. Написано, что мы должны получить предупреждение, получим и тут же пойдем в суд", - заявил "Интерфаксу" лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.
"Мы не являемся иностранными агентами. Мы не можем так себя называть. Этого требует закон, но мы не будем давать ложные сведения", - отметила и глава МХГ Людмила Алексеева.
"Суд может постановить, что мы - иностранный агент, что МХГ получает деньги из-за рубежа, занимается политикой и влияет на общественное мнение. Мы не собираемся отказываться от влияния на общественное мнение, мы этим занимаемся с момента нашего возникновения 36 лет назад", - подчеркнула правозащитница.
"Если от "Мемориала" потребуют внести нашу организацию в список "иностранных агентов", мы будем противостоять этому, в первую очередь - в судах. Мы - правозащитная организация и сделаем все, чтобы защитить право, опираясь на право же", - отмечали и в историко-просветительском и правозащитном обществе "Мемориал".
Между тем, в партии "Единая России" назвали саботажем отказ некоторых НКО подчиниться закону об иностранных агентах и предупредили о санкциях. "Саботаж отдельными некоммерческими организациями выполнения требований закона об иностранных агентах приведет к приостановлению их деятельности", - заявила замсекретаря генсовета партии, депутат Госдумы Ольга Баталина.
А председатель Госдумы Сергей Нарышкин посоветовал российским правозащитникам соблюдать закон об "иноагентах": "Закон был принят, закон должен исполняться неукоснительно".
В свою очередь глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов пообещал, что после того, как Минюст приступит к реализации закон об иностранных агентах, правозащитные организации обратятся в Конституционный суд. "Как только министерство юстиции попытается этот закон применить, возникнет основание для обращения в Конституционный суд с частной жалобой. А дальше будет все зависеть от решения Конституционного суда. Но мне оно кажется абсолютно очевидным", - пояснил Федотов.
Первым "нарушителем" оказалось саратовское региональное отделение "Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" (РБФ НАН). Об этом сообщает "Коммерсант", в распоряжении которого оказалось предупреждение, направленное 28 ноября саратовским управлением министерства юстиции местному отделению фонда.
"Организация не предоставила информацию об объеме денежных средств, полученных от иностранных источников за 2011 год", - говорится в предупреждении. Причем, как следует из текста, это второе предупреждение, вынесенное фонду: первое было направлено по тому же поводу 29 июня, но в фонде на него не отреагировали.
Издание обращает внимание, что в предупреждении к фонду Минюст ссылается именно на поправки, утвержденные парламентом и президентом в этом году. Если предупреждение не будет обжаловано, Минюст направит в суд иск, по которому саратовское отделение благотворительной организации может быть закрыто.
"Фактически случай в Саратове - первое дело, заведенное по закону об иностранных агентах, и оно может задать тон его дальнейшему правоприменению", - считает юрист ассоциации "Агора" Рамиль Ахметгалиев, представляющий интересы фонда.
По его мнению, "самый вопиющий момент" заключается в том, что фонду пытаются поставить в вину то, что он не отчитался по иностранному финансированию за то время, когда не было действующего закона.
Юрист также заметил, что фонд не получал и первого предупреждения, о котором говорится в сообщении Минюста: в тот момент, когда организации якобы была направлена первая претензия, поправки об иностранных агентах не вступили в силу, а только рассматривались парламентом.
При этом правозащитники не имеют четкого представления о том, почему первой жертвой закона об иностранных агентах стал именно фонд "Нет алкоголизму и наркомании". Они отмечают, что это непубличная организация, которая "тихо занимается своими делами и старается не высовываться в СМИ".
Руководитель саратовского регионального отделения РБФ НАН Людмила Маркарян уже направила жалобу на предупреждение, вынесенное территориальным управлением Минюста РФ. Как пояснил агентству "Интерфакс-Поволжье" Ахметгалиев, Маркарян сочла предупреждение "не соответствующим нормам российского законодательства и противоречащим Конституции РФ".
"Фактически саратовский Минюст обязывает организацию отчитаться об иностранных источниках за 2011 год по закону, который начал действовать только 21 ноября 2012 года", - сообщил Ахметгалиев, отметив, что в этой части глава отделения НАН обжаловала предупреждение в центральном аппарате Минюста РФ.
"Второй наш довод: НАН - организация благотворительная, занимающаяся охраной жизни и здоровья граждан, профилактикой ВИЧ, туберкулеза, в 2011 году получавшая финансирование только из российских источников, поэтому положения закона об иностранных агентах к ней не применимы", - добавил правозащитник.
Кроме того, по его словам, отчетность, предусмотренная для НКО, размещена на сайте Минюста РФ. "Там все данные по саратовскому реготделению есть. Почему саратовский Минюст не удосужился посмотреть информацию на собственном сайте, непонятно", - отметил Ахметгалиев.
Между тем в Минюсте РФ заявляют о законности предупреждения саратовской НКО. "Вынесенное предупреждение никак не связано с вступившими в законную силу поправками о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, действия управления Минюста России по Саратовской области соответствуют требованиям законодательства РФ", - говорится в сообщении пресс-службы министерства.
В нем отмечается, что в соответствии с требованиями ст. 29 федерального закона "Об общественных объединениях", фонд обязан информировать регистрирующий орган об объеме денежных средств, имущества, полученных от иностранных источников, а также о целях их расходования и фактическом расходовании. Эта норма, поясняют в Минюсте, указана в федеральном законе "О некоммерческих организациях" и действует с 2006 года.
Вместе с тем, накануне глава Минюста Александр Коновалов заявлял, что его подчиненные начали работу по закону об НКО, которая "будет идти в рутинном варианте". "Мы, естественно, не собираемся ничего политизировать, а будем действовать в строгом соответствии с законом", - пообещал министр.
Говоря о процедуре нового закона, министр предположил, что, скорее всего, в конечном итоге все будет определено судебной практикой, поскольку любое решение может обжаловаться: "Я не исключаю с высокой долей вероятности, что так именно и произойдет, что, в конечном счете, все будет определяться судебной практикой, потому что можно прогнозировать, что какие-то наши решения не понравятся каким-то организациям и, в соответствии со своим святым правом, они обратятся в суд и пройдут всю иерархию судебных решений, вплоть до Верховного суда, а может даже Конституционного".
Коновалов при этом подчеркнул, что не стоит форсировать развитие событий и создавать ажиотаж: "Не исключено, что только через год-два мы сможем обладать каким-то отработанным логико-понятивным аппаратом и примерным понятивным механизмом, каким образом этот закон должен реализовываться".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".