Interfax-Russia.ru – "АвтоВАЗ" вновь приостановил работу конвейера из-за срыва поставок комплектующих. На этот раз ситуация затронула автомобили, выпускаемые для Renault-Nissan.
ОАО "АвтоВАЗ" 14 октября приостановило сборочную линию B0 из-за срыва поставок со стороны ГК "Автокомпонент" (Нижний Новгород).
"ГК "Автокомпонент" сорвала поставки деталей для боковых зеркал заднего вида. Эта ситуация затронула 1 тыс. автомобилей, которые "АвтоВАЗ" выпускает для альянса Renault-Nissan, из них 600 Renault Sandero, 200 Renault Logan и 200 Nissan Almera", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе "АвтоВАЗа".
При этом на "АвтоВАЗе" не смогли уточнить, когда работа сборочной линии будет возобновлена.
Кроме того, на предприятии отметили, что "АвтоВАЗ" полностью меняет свою стратегию взаимоотношений с поставщиками и "намерен жестко реагировать на повторение подобных ситуаций". "В противном случае "АвтоВАЗ" будет останавливать конвейер, не допуская выпуска некомплектных автомобилей", - добавил представитель компании.
Не в первый раз
Как выяснил "Коммерсант", причина срыва поставок уже традиционна и заключается в слишком жестких сроках, которые ставит перед контрагентом АвтоВАЗ. Кроме того, важным фактором является цена, о которой завод регулярно не может договориться с поставщиками.
"Надеемся, что ситуация будет быстро разрешена. Мы согласны с тем, что выпускать некомплектные машины нельзя", - заявил в свою очередь газете "Ведомости" представитель альянса Renault-Nissan.
Как заверил издание представитель "АвтоВАЗа", на выполнение заказа альянса Renault-Nissan и отгрузку автомобилей дилерам ситуация не повлияет. "У завода достаточный складской запас готовой продукции, а недовыпущенный объем будет быстро наверстан после нормализации поставок комплектующих", - отметил представитель предприятия.
У дилеров имеющихся на складе машин альянса тоже достаточно, отметил топ-менеджер дилерской мультибрендовой компании. По его словам, на уровне полуторамесячных продаж. Он добавил, что проблема некомплектных машин на "АвтоВАЗе" была всегда. Но завод, как правило, из-за этого не останавливал конвейер, а складировал некомплектные автомобили, где они дожидались поступления недостающих деталей.
Действительно, проблемы с поставщиками у автозавода возникают не первый раз. Только в текущем году "АвтоВАЗ" уже останавливал конвейер из-за аналогичных проблем. Так, 22 июня "АвтоВАЗ" приостановил производство из-за сбоя в поставках автокомпонентов (сидений, выхлопных систем, датчиков).
Почти через сутки в результате успешных переговоров с поставщиками производство было частично возобновлено: была запущена работа автосборочных линий в штатном режиме, за исключением производства Lada 4х4, которое возобновилось чуть позже, 24 июня.
Тогда власти Удмуртии предложили "АвтоВАЗу" расширить перечень поставщиков за счет заводов республики. Министр промышленности и торговли республики Олег Радионов высказал предположение, что периодические перебои в поставках комплектующих для "АвтоВАЗа" являются следствием сложившейся системы жесткого отбора поставщиков. "Достаточно сложно попасть в панель поставщиков "АвтоВАЗа", а тем самым тот же "АвтоВАЗ" ограничивает себе конкурентные возможности в поставке автокомпонентов", - отмечал министр.
По его словам, если бы "АвтоВАЗ" имел по каждому направлению больше автокомпонентов поставщиков и выбирал уже среди них, то имел бы резервные предприятия, на которых можно увеличивать объемы производства. В этом случае, убежден Радионов, перебоев было бы гораздо меньше.
"Я уже при встрече Бу Андерссону (президент "АвтоВАЗа") говорил о том, что у нас предприятия производят продукцию и для гособоронзаказа, и для космоса высокотехнологичную. Естественно, имеются возможности производить и автокомпоненты высокого качества и с низкой себестоимостью. Поэтому он, понимая это, и хотел бы посетить крупные предприятия", - сообщил министр.
Он подчеркнул, что производственный потенциал предприятий Удмуртии позволяет начать изготовление автокомпонентов для "АвтоВАЗа" и альянса Renault-Nissan. Радионов напомнил, что среди предприятий республики лишь три на сегодняшний день являются официальными поставщиками автозавода. "Это СЭГЗ (Сарапульский электрогенераторный завод), и то является (поставщиком) второго уровня, а также "Глазов-Электрон" и "Авторегион". А потенциальных - двадцать", - отметил министр.
В тот раз перебои поставок возникли в том числе по вине "АвтоВАЗагрегата". "АвтоВАЗ" хотел купить эту компанию - в начале мая ФАС РФ даже одобрила ходатайство о приобретении автозаводом 88,94% основных производственных средств "АвтоВАЗагрегата" и 90,6% основных производственных средств его дочерней компании - ООО "ТСП" (основной вид деятельности - сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества).
Планировалось, что сделка с "АвтоВАЗагрегатом" коснется мощностей по производству автомобильных сидений и их предварительной сборки. Однако, как рассказал "Интерфаксу" источник в автомобильной отрасли, сделка оказалась под вопросом из-за возросшей кредиторской задолженности предприятия-поставщика.
"АвтоВАЗ был готов полностью выкупить "АвтоВАЗагрегат" вместе с его долгами, общая сумма которых на момент достижения договоренности была приемлемой для сделки. Однако уже за несколько месяцев задолженность "АвтоВАЗагрегата" перед контрагентами выросла в разы", - сказал собеседник агентства, не уточнив объемов задолженности.
По словам собеседника "Интерфакса", долг вырос из-за неплатежей со стороны "АвтоВАЗагрегата" своим субподрядчикам, "что подтверждается многочисленными исками против компании".
Проблема с долгой историей
"АвтоВАЗ" начал испытывать проблемы с поставками автокомпонентов осенью 2014 года на фоне падающего рынка автомобилей в РФ и общей нестабильной экономической ситуации. В конце октября прошлого года предприятие останавливало сборку Lada Kalina и Lada Granta на 4 дня из-за срыва поставок компонентов.
Тогда в компании отмечали, что предприятие сотрудничает с 450 поставщиками, три из которых не смогли в срок поставить необходимые комплектующие. В результате предприятие какое-то время выпускало некомплектные автомобили, которые скапливались на складе завода.
Руководство предприятия обвиняло в ситуации поставщиков, которые не успевали за возросшим темпом производства, поставщики же винили тольяттинский завод в задержке оплаты и указывали на односторонний пересмотр цен в меньшую сторону.
Ситуация зашла в тупик, вмешаться пришлось полпреду президента в ПФО Михаилу Бабичу. После совещания у полпреда стороны заявили, что все претензии улажены, и спустя месяц тольяттинское предприятие объявило, что работает на полную мощность, стремясь удовлетворить рост спроса, для некоторых линий даже были введены сверхурочные часы.
В прошлом году перебои с поставками касались в том числе продукции холдинга "Объединенные автомобильные технологии" (ОАТ, входит в ГК "Ростех"). В начале 2015 года стало известно, что "АвтоВАЗ" может стать совладельцем ряда предприятий группы ОАТ. В частности тольяттинскому автопроизводителю должны были перейти 99% ЗАО "Мотор-Супер" (Тольятти), 40% ОАО "Димитровградский автоагрегатный завод" (ДААЗ, Ульяновская область), 25% ЗАО "Сердобский машиностроительный завод" (СМЗ, Пензенская область), 20% ОАО "ОСВАР" (Владимирская область), 15% "Росавтопласта" (Тольятти) и 10% "Вазинтерсервиса" (ВИС, Тольятти).
В марте "АвтоВАЗ" и ОАО "ОПК "Оборонпром" (входит в ГК "Ростех") подписали меморандум о взаимопонимании. Согласно документу, компании планировали изучить возможность проведения реструктуризации ряда активов по производству автокомпонентов, входящих в группу ОАТ.
Позже источник, близкий к ГК "Ростех" сообщал "Интерфаксу", что структура сделки будет определена после проведения процедуры due diligence, которая должна была занять 3-5 месяцев. По словам источника, одним из вариантов являлась безденежная реализация сделки. Согласно этому варианту, "АвтоВАЗ" должен был передать "Ростеху" беспроцентные векселя со сроком погашения в 2032 году.
В начале октября стало известно, что "АвтоВАЗ" в преддверии покупки ОАТ продлевает период предварительной проверки группы. "Решение связано с необходимостью масштабной реструктуризации группы ОАТ и повышения ее конкурентоспособности", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-центре "АвтоВАЗа".
Дело в том, что проверка ОАТ перед совершением сделки выявила проблемы в конкурентоспособности группы. Так, оказалось, что средний возраст оборудования превышает 20 лет, деятельность слабо диверсифицирована. За 2014 год убыток ОАТ составил около 700 млн рублей, а 60% заказов выполняется в рамках контрактов с "АвтоВАЗом".
При том, уточнил представитель компании, что в 2014 году ОАТ более чем на треть повысили цены на продукцию для "АвтоВАЗа". "Это обошлось автопроизводителю в дополнительные 2,1 млрд рублей. По оценкам "АвтоВАЗа", только половина этого повышения может быть объяснена", - сказал он.
В компании напомнили, что "АвтоВАЗ" с октября 2014 года открыл для ОАТ кредитную линию на 3,1 млрд рублей. "Однако это не изменило качество работы ОАТ и вылилось в потенциальные угрозы срыва поставок комплектующих. В этой ситуации акционеры ОАТ были вынуждены сменить менеджмент группы", - отметил представитель компании.
Такое решение, по его словам, позволило значительно оздоровить деятельность предприятия - несмотря на общее падение автомобильного рынка России на 37%, группа ОАТ на 40% повысила поставки продукции на вторичный рынок.
Сейчас, как отметил представитель автоконцерна, менеджмент ОАТ готовит план глубокой реструктуризации группы компаний и совместно с "АвтоВАЗом" прорабатывает детали дальнейшей деятельности.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook