Поволжье / Точка зрения 19 января 2009 г. 12:38

Покоряя пески…

Interfax-Russia.ru – Команда "КАМАЗ-мастер" вновь выиграла ралли-марафон "Дакар" – уже в восьмой раз.

Ралли-марафон "Дакар", долгое время носивший название "Ралли Париж-Дакар", - ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, основанный французом Тьерри Сабинон, - проводится с 1978 года. Ранее он финишировал в столице Сенегала – Дакаре, в честь которого и получил свое название. В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители, причем их доля доходит до 80% всех участников ралли.

Традиционно "Дакар" проходит в начале года. Помимо раллийных автомобилей на "Дакаре" соревнуются мотоциклы, квадроциклы и грузовики.

В прошлом году трансконтинентальный супермарафон "Дакар-2008", который должен был проходить 5-20 января по маршруту Португалия-Испания-Марокко-Мавритания-Сенегал, организаторы отменили, опасаясь терактов, – незадолго до этого исламские террористы убили в Мавритании французских туристов.

В 2009 году впервые в своей истории "Дакар" проводился на южноамериканском континенте. Стартовал он 3 января в Буэнос-Айресе (Аргентина), где и завершился 17 января, пройдя через Чили. И второй раз в своей истории, также как и в 1994 году, "Дакар" прошел по замкнутому маршруту.

"Дакар-2009" был рассчитан на 14 этапов, а общая протяженность его трассы должна была составить более 9 тысяч километров, среди которых около 6 тысяч км спецучастков. Однако протяженность нескольких этапов была существенно сокращена, а два – вообще отменены из соображений безопасности. В итоге маршрут ралли прошел через десять аргентинских провинций и три чилийские.

Стоит отметить, что в знаменитых чилийских дюнах протяженность подъемов и спусков "Дакара" была не менее километра, кроме того, участники марафона дважды пересекли Анды и самую сухую в мире пустыню Атакаму – здесь по нескольку лет не бывает дождей. По сложности маршрут был максимально приближен к африканским гонкам, проводившимся на протяжении последних 29 лет.

На старт "Дакара-2009" вышло 837 гонщиков, выступающих на 500 транспортных средствах - мотоциклах, квадрациклах, легковых автомобилях и грузовиках. В ходе марафона половина из них сошла с дистанции из-за поломки техники и травм гонщиков. Более того, в ходе ралли скончался 49-летний французский мотоциклист Паскаль Терри. Он не прибыл на бивуак после второго этапа 4 января. Тело Терри обнаружили лишь в ночь на 7 января в труднодоступной местности в кустарниках в пятнадцати метрах от его мотоцикла Yamaha. На втором этапе ралли из-за поломки сошел с дистанции и экипаж россиянина Павла Логинова (Nissan), а на пятом был дисквалифицирован Алексей Беркут на Mitsubishi. У Элизабет Жасинту (Португалия) на пятом этапе сгорел грузовик, а с седьмого этапа гонки сошел победитель предыдущего "Дакара" Стефан Петрансель (Франция), у которого на спецучастке сгорел двигатель его Mitsubishi.

"Дакар-2009" отличался от предыдущих марафонов своей интерактивностью. По ходу гонки члены команды "КАМАЗ-мастер" по мере возможности отвечали на вопросы, поступающие от болельщиков. А форум на сайте команды просто кипел от страстей. За камазовскую команду активно болели жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Оренбурга, Орла, Томска, Кирова, Краснодара, Уфы, Перми, Братска, Иркутска, Челябинска, Красноярска, Ростова-на-Дону, Цивильска, Фролово, Чебоксар, ну и, конечно же, Казани и Набережных Челнов. Кроме россиян своими впечатлениями от гонок на интернет-портале команды "КАМАЗ-мастер" обменивались жители Германии, Голландия, Латвии, Казахстана, Украины, Белоруссии и Португалии.

Более того, 15 января в Свято-Вознесенском соборе Набережных Челнов даже прошел молебен о благополучном выступлении команды "КАМАЗ-Мастер" в спортивных соревнованиях "Дакар-2009". На богослужении прозвучали специальные прошения о даровании помощи и благословения Божиего спортсменам.

Команда "КАМАЗ-мастер" - теперь уже восьмикратный победитель в классе грузовиков - на ралли "Дакар" в Южной Америке была представлена тремя экипажами. Одну из машин вел Владимир Чагин (штурман Сергей Савостин, механик Эдуард Николаев), вторую – Фирдаус Кабиров (штурман Айдар Беляев, механик Андрей Мокеев). Пилотом третьего экипажа выступил Ильгизар Мардеев (штурман Вячеслав Мизюкаев, механик Айрат Мардеев).

После первого этапа ралли все экипажи команды "КАМАЗ-мастер" вошли в лидирующую группу и уверенно держали темп до самого финиша. Тренер команды Семен Якубов среди особенностей трассы отмечал "жуткую пыль", сильную жару и узкие дороги. "Что очень приятно - очень много болельщиков: миллионы, такое огромное количество на старте – как на фотографии из Китая; виден большой интерес к гонке", - делится своими впечатлениями Якубов на сайте команды.

Уже на третьем этапе, 5 января, в день рождения пилота, экипаж Чагина в острой и захватывающей борьбе при мощной поддержке двух других камазовских экипажей стал лидером гонки. Кстати, пятикратный чемпион "Дакара" (именно столько побед на счету Чагина) еще ни разу с тех пор, как впервые завоевал высший титул, не проигрывал этот этап марафона.

Начиная с третьего этапа, россияне лидировали в классе грузовиков, уступив голландцу Жерару де Рою лишь четвертый и восьмой этапы марафона. На относительно коротком скоростном участке шестого этапа внедорожного ралли гонку возглавили уже два российских экипажа - Кабирова и Чагина, которые показали ощутимое превосходство в мастерстве над другими участниками марафона. Дует "КАМАЗов" финишировал и на 12 этапе марафона. Затем товарищи по команде дуэтом выиграли и последний 14 этап "Дакара", причем экипаж Чагина уступил экипажу Кабирову всего лишь 39 секунд, а в общем зачете их разделяет только три с половиной минуты.

Последний этап внедорожного ралли-рейда "Дакар-2009", с блеском завершенный экипажами команды "КАМАЗ-мастер", поставил жирную точку в первой в Южной Америке марафонской гонке и позволил россиянам уверенно одержать безоговорочную победу.

Третье место в классе грузовиков в этом году занял экипаж голландца Жерара де Роя, который отстал от лидеров в общем зачете почти на час.

Четвертое место в итоговой классификации "Дакара" досталось третьему экипажу команды "КАМАЗ-мастер" под управлением Мардеева, который, впрочем, стал лучшим в неофициальном зачете "Дакаре" в классе грузовиков.

"Дакар-2009" – вторая победа экипажа Кабирова. Впервые он выбился в лидеры этой гонки в 2005 году. Теперь, по итогам всех "Дакаров", таблица призеров в классе грузовиков выглядит следующим образом: в личном зачете первое место занимает Карел Лопрайс (Чехия), на счету которого шесть побед, второе – Владимир Чагин (Россия, команда "КАМАЗ-мастер") – пять побед (в 2000, 2002, 2003, 2004 и 2006 годах). Третье место в личном зачете по итогам прошлых лет делили Жорж Гроан (Франция) и Франческо Перлини (Италия) – по две победы. Теперь к ним присоединился призер этого года Фирдаус Кабиров. Одна победа в ралли-рейде еще за одним участником команды "КАМАЗ-мастер" Виктором Московских (1996 год).

До 2009 года команда "КАМАЗ-мастер" побеждала на "Дакаре" семь раз - в 1996, 2000, 2002-2006 годах. Сегодня команда "КАМАЗ-мастер", созданная Семеном Якубовым и полностью сформированная из камазовских спортсменов, фактически является национальной сборной России. В ее составе пять обладателей Кубка мира, пять заслуженных мастеров спорта, восемь мастеров спорта международного класса. В настоящее время это самый "звездный" состав команды за всю историю отечественного автомобильного спорта. Кстати, в состав команды входит и премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, который за рулем спортивного "КАМАЗа" одержал четыре победы на этапах Кубка мира по внедорожным ралли.

Уникальность команды "КАМАЗ-мастер" также и в том, что она единственная среди элитных команд международных ралли сама разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики и выступает на них. В ходе гонки каждый представитель команды имеет четкое спортивное амплуа - пилота, штурмана или механика, а по возвращении домой все вновь продолжают исполнять прямые служебные обязанности. Например, главный тренер команды Якубов - советник генерального директора ОАО "КАМАЗ", пилот Кабиров - начальник бюро организации управления, пилот Чагин - начальник бюро организации процессов производства; пилот Мардеев - начальник производственного цеха; штурман Беляев - директор департамента специализированной техники...

С победой на ралли-марафоне "Дакар-2009" команду "КАМАЗ-мастер" уже поздравили президент России Дмитрий Медведев и президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

"Он (Медведев - ИФ) особо отметил, что все выставленные на соревнования экипажи российской команды не просто прошли весь марафон, а заняли два первых и четвертое места в общем зачете, оставив позади многих именитых соперников в непростой борьбе на сложнейших трассах южноамериканского континента", - сообщила пресс-служба президента России.

По мнению Медведева, россияне продемонстрировали высокий профессионализм, мужество и слаженную командную работу, а наши грузовики "КАМАЗ" вновь подтвердили свою репутацию как одного из самых надежных и выносливых автомобилей. Глава государства поблагодарил гонщиков, штурманов, механиков и всех членов команды "КАМАЗ-Мастер" за предоставленную болельщикам возможность увидеть очередной триумф российского спорта.

В свою очередь Шаймиев от имени всех татарстанцев и лично от себя сердечно поздравил весь коллектив команды с триумфальной победой в марафонском ралли-рейде "Дакар-2009".

"Ваше мастерство и самоотдача показали миру, что нашим автомобилям по силам преодолеть и пустыни Африки, и высокогорья Латинской Америки. Все меньше остается на планете мест, где КАМАЗ не оставил след своего колеса", - считает Шаймиев.

Он подчеркнул, что сплоченность всех участников команды "КАМАЗ-Мастер", надежное плечо родного предприятия сделали возможной эту восьмую победу в самом престижном мировом автомарафоне.

"Чувство гордости за ваши успехи дают нам прочную основу для новых побед. Без булдырабыз! (мы можем - тат.)", - говорится в телеграмме президента Татарстана.

Руководство же "КАМАЗа" заявляет, что единство команды "КАМАЗ-мастер" и "КАМАЗа" - это аксиома.

"КАМАЗ-мастер" - это плоть от плоти нашего автозавода, она насквозь проникнута его духом", - цитируются на сайте команды слова генерального директора предприятия Сергея Когогина.

История команды "КАМАЗ-мастер" - это история выдающихся достижений в отечественном автомобильном спорте. Ранее ни одной другой российской команде не удавалось стать трехкратным обладателем Кубка мира по внедорожным ралли, неоднократным призером и восьмикратным победителем трансконтинентального супермарафона "Париж-Дакар", марафона высшей категорией сложности.

Очередная победа команды "КАМАЗ-мастер" ярко показывает, что россияне могут не только успешно конкурировать с ведущими мировыми спортсменами и производителями спортивных грузовиков, но и уверенно побеждать их в равной и бескомпромиссной борьбе. И, пожалуй, любой россиянин согласится с утверждением, что камазовские машины и спортсмены в настоящее время такая же гордость России, как и победитель "Евровидения" Дима Билан, олимпийский чемпион по фигурному катанию Евгений Плющенко, "Мисс мира 2008" Ксения Сухинова или сборная России по футболу, показавшая виртуозную игру на чемпионате Европы 2008.

Обозреватель Полина Шишкина