Точка зрения 13 мая 2021 г. 15:09

Признал вину

Признал вину
© РИА Новости. Максим Богодвид

Interfax-Russia.ru – Обвиняемый в нападении на школу в Казани признал свою вину. Ему предстоит психолого-психиатрическая экспертиза.

Советский районный суд Казани накануне вечером удовлетворил ходатайство следствия о заключении под стражу 19-летнего местного жителя Ильназа Галявиева, за день до этого устроившего стрельбу в казанской школе.

Следователь, настаивая на заключении обвиняемого под стражу, отметил, что состояние здоровья Галявиева не препятствует его содержанию под стражей. Прокурор полностью поддержал ходатайство следствия.

Обвиняемый признал вину и также не возражал против ареста.

По озвученной на судебном заседании версии следствия, Галявиев хотел совершить массовое убийство, чтобы доказать свое превосходство. Он купил ружье, патроны к нему, изготовил взрывное устройство и утром 11 мая пришел в школу. В школе он открыл стрельбу, сделав не менее 17 выстрелов из ружья, а принесенное взрывное устройство с поражающими элементами установил и подорвал у кабинета начальных классов.

Сообщников, по словам заместителя прокурора Татарстана Алексея Заики, обвиняемый не имел.

Статья о терроризме в рамках расследования уголовного дела пока не рассматривается. В настоящее время Галявиеву предъявлено обвинение в убийстве двух и более лиц, малолетних, совершенных общеопасным способом (ч.2 ст.105 УК РФ). Повлиять на переквалификацию обвинения на терроризм "может наличие оснований", уточнил Заика.

По его словам, обвиняемому будет назначена психолого-психиатрическая экспертиза.

"Расследование таких преступлений предусматривает безусловное проведение данных действий", - пояснил зампрокурора республики, добавив, что экспертиза может занять два месяца и быть продлена в случае необходимости.

По данным следствия, Галявиев на учетах у врачей - психиатра и нарколога - не состоял. Однако, как выяснилось, он ранее неоднократно обращался за медицинской помощью в связи с сильными головными болями.

Еще в прошлом году в связи с обращениями в одно из медучреждений ему был поставлен диагноз, свидетельствующий о заболевании головного мозга. С начала текущего года близкие также отмечали агрессивность и вспыльчивость в его поведении. Его текущее состояние характеризуется неадекватным поведением, что на данный момент препятствует полноценному проведению следственных действий с ним.

По уголовному делу назначено свыше 30 судебных экспертиз, в том числе физико-химические, баллистические, молекулярно-генетические, взрывотехнические, судебно-медицинские.

На данный момент следователи установили место приобретения Галявиевым оружия, а также обстоятельства, связанные с выдачей ему необходимых для этого правоустанавливающих документов. Изъята необходимая документация. По месту жительства обвиняемого проведен обыск, в рамках которого изъяты и приобщены к делу вещественные доказательства. Опрошено более 75 человек, изучены видеозаписи с камер наружного и внутреннего наблюдения, на которых зафиксирован момент совершения Галявиевым преступления.

Между тем накануне уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец, выступая в эфире "России 24", заявила, что ни сам нападавший, ни его семья в целом не вызывала никакого беспокойства, в том числе у властей.

"Сейчас легко быть сильными задним умом и говорить, что чего-то недосмотрели. Но могу вам как уполномоченный по правам ребенка сказать, что семья не находилась в зоне контроля, потому что не было никаких нарушений, никаких жалоб, (подозреваемый - ИФ) пока был несовершеннолетним, не состоял на учете. Обыкновенная семья, никаких признаков неблагополучия не было вообще", - рассказала Волынец.

Она напомнила, что в этой школе подросток доучился до 9 класса, после чего успешно поступил в колледж, учился на программиста, "и в целом было все неплохо".

По месту учебы преподаватели характеризуют его исключительно положительно.

"Родственники характеризуют его очень замкнутым, и что он много времени проводил за компьютером, вероятно, это было не только программирование. Когда человек проводит много времени за компьютерной игрой. Особенно если это человек молодой, не сформировавшейся психикой, может произойти подмена понятий, и просто можно перепутать, где виртуальная реальность, а где реальная жизнь. Потому что его поведение в школе, когда он шел с оружием, свидетельствует о том, что он получал удовольствие от этой ситуации и, возможно, представлял себя на месте героя одной из игр, в которые он увлеченно играл", - считает детский омбудсмен.

            Она также отметила, что подросток начинает осознавать произошедшее – "об этом свидетельствует его сегодняшнее поведение в суде".

Как считает декан факультета психологии Крымского федерального университета (КФУ) Евгений Черный, после ЧП в Казани необходимо усложнить получение необходимых для выдачи лицензии на оружие справок у психиатра и выявлять группы риска в школах, начиная уже с первых классов.

По его мнению, то, что врач не выявил у "казанского стрелка" никаких отклонений свидетельствует о том, что получение справок в подобных ситуациях сегодня стало формальностью.

"На мой взгляд, выдача разрешения на оружие не должна быть стандартной процедурой, а, напротив, событием экстраординарным. Психиатр мог бы всерьез заинтересоваться мотивацией претендента, который, допустим, хочет убивать на охоте животных. Разумеется, большинство охотников - совершенно здоровые люди, но необходимо получить данные, чтобы спрогнозировать, что кандидат может допустить, а что совершенно запретно для него", - отмечает Черный.

Психолог считает, что надо не забывать и о категории людей деструктивного типа личности, которые сами не больны, но видят в других как нечто враждебное.

Так, по его словам, человек с эпилептоидной акцентуацией (это вариант нормы) может аккумулировать ненависть, не проявляя ее долгое время, но потом - иногда через годы - не может больше себя сдерживать и мстит.

"Я считаю, что во избежание казанского сценария следует определять группы риска детей и подростков в школах, начиная с первых классов. Речь идет не только об агрессии или аутоагрессии, но и чрезмерной робости, неуверенности. Потом психологи могут типологизировать проблемы и углубленно работать с группами и каждым ребенком. Собственно, так и должна быть выстроена психологическая служба в школе. По сути, она неоценимо важна и в колледжах, институтах, университетах", - добавил декан факультета психологии.

Черный считает, что образовательные организации значительно снизят вероятности трагичных исходов, если будут обучать и педагогов, и родителей наблюдению и фиксации необычного поведения детей. При этом взрослые люди должны обладать полной информацией о том, когда и куда можно обратиться за помощью.

Напомним, 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев открыл стрельбу в казанской гимназии N175. Погибли девять человек, в том числе семь детей и две учительницы. Пострадали 20 детей, а также трое взрослых.

Пятерых детей и трех взрослых накануне перевезли на лечение в Москву. По информации источника "Интерфакса", раненые, которых доставил борт МЧС, направлены в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, Национальный медцентр нейрохирургии имени Бурденко, университет имени Пирогова, центр хирургии имени Вишневского, и центр имени Сербского.

Один ребенок из числа доставленных в Москву находится в крайне тяжелом состоянии. По данным собеседника агентства, это девятилетний мальчик, за его жизнь борются медики. Еще четверо пострадавших находятся в тяжелом состоянии.

Остальные пострадавшие дети остаются на лечении в детской республиканской клинической больнице в Казани.

"В настоящее время, мы расцениваем их состояние как стабильное, средней степени тяжести. С ними проводятся серьёзные работы лучших наших медработников при поддержке коллег из федерального центра", - сообщил заместитель министра здравоохранения Татарстан Владимир Жаворонков в эфире "России-24м.

Вечером 12 мая один пострадавший ребенок был выписан.

Обозреватель Анастасия Николаева

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще