Поволжье / Точка зрения 6 октября 2009 г. 17:59

РЕНОвация

Interfax-Russia.ru - Французский концерн Renault пообещал спасти "АвтоВАЗ". Впрочем, эксперты советуют не рассчитывать на большую помощь.

Уже в сентябре стало понятно, что без посторонней помощи крупнейшему российскому автопроизводителю не обойтись. Выступая в эфире телеканала "ВАЗ-ТВ" президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров заявил, что предприятие находится в предбанкротном состоянии, и новый год оно встретит с убытком в 35 млрд рублей. В такой ситуации, отметил глава завода, основная цель менеджмента "АвтоВАЗа" - не допустить банкротства и последующей распродажи предприятия по частям.

Две основные проблемы "АвтоВАЗа" - большая задолженность кредиторам и снижение спроса на продукцию - озвучила и глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина. Он отметила, что все долги завода можно было бы капитализировать. В частности, сообщила журналистам Набиуллина, "за счет банков, в том числе с госучастием". На 1 сентября задолженность автозавода по кредитным платежам составила 42 млрд рублей. Крупнейшие кредиторы "АвтоВАЗа", которые могли бы получить долю в компании в обмен на ее долги, - ВТБ и Сбербанк.

Однако такой вариант развития событий явно не устраивает одного из акционеров "АвтоВАЗа" Renault (владеет 25% акций автозавода, по столько же у госкорпорации "Ростехнологии" и "Тройки Диалог"). Представители французского концерна не раз заявляли, что выступают против допэмиссии "АвтоВАЗа". "Теоретически идея прекрасная, но практически мы как акционер не можем приветствовать то, что наша доля в АвтоВАЗе размоется", - говорил весной генеральный директор Renault в России Кристиан Эстев, комментируя такой вариант финансовой поддержки автозавода.

2 октября премьер-министр РФ Владимир Путин предложил Renault поучаствовать в технологическом переоснащении российского автогиганта. Фактически глава правительства поставил зарубежных акционеров перед выбором - либо вложиться в оздоровление российского автопредприятия, либо их пакет будет размыт за счет новых госсубсидий, без которых автозаводу не выжить.

"Или они будут дальше участвовать в финансировании предприятия, или мы должны будем договариваться с ними о новом соотношении долей", - пригрозил Путин. При этом премьер напомнил, что ранее "АвтоВАЗ" уже получил от государства беспроцентную ссуду в 25 млрд рублей.

5 октября глава правительства в ходе личной встречи с вице-президентом Renault Кристианом Эстефом еще раз призвал французский концерн поучаствовать в судьбе волжского автозавода. "Мне бы очень хотелось, чтобы все акционеры приняли равнозначное, равноценное участие в этой работе, при этом все могут быть уверены в том, что правительство РФ сделает все, что от нас зависит, чтобы обеспечить интересы всех акционеров", - заявил Путин.

Как отметил премьер, государство готово взять на себя финансирование работ по временному контракту, которые планируется организовать для сокращаемых с "АвтоВАЗа". Он подчеркнул, что правительство не может допустить, чтобы автозавод обанкротился, напомнив, что и на протяжении многих лет, и в настоящее время "АвтоВАЗ" являлся и является крупнейшим производителем, продукция которого занимает до 25% автомобильного рынка России.

По мнению Путина, в условиях открытого рынка "АвтоВАЗ" нужно реструктурировать, "придать новое дыхание". "Мы прекрасно понимаем, что если ничего не предпринимать, то предприятие будет лихорадить на протяжении достаточно длительного периода, а потом оно может прекратить свое существование - мы не можем этого допустить", - сказал премьер.

Глава правительства подчеркнул, что необходимо создать план финансового оздоровления, технической модернизации и социального развития автозавода.

В ответ Эстеф заявил, что Россия может положиться на французскую компанию, поскольку в Renault чувствует себя "социально ответственными за то, что происходит" на "АвтоВАЗе", и его компания намерена принять участие в оздоровлении российского автозавода.

"У нас есть необходимый потенциал для того, чтобы вновь развить "АвтоВАЗ", особенно если "Рено", "Ниссан" и "АвтоВАЗ" объединят свои усилия для того, чтобы обеспечить будущее этому предприятию", - сказал вице-президент Renault. Заявил Эстеф и о намерениях разработать ряд новых моделей для "АвтоВАЗ", отметив при этом, что для этого нужна разветвленная сеть поставщиков, предлагающих комплектующие хорошего качества.

В свою очередь первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сказал журналистам, что, по его мнению, представители Renault сделали самое главное - подтвердили стратегический интерес к развитию "АвтоВАЗа". "Считаю, что приобретение (французской компанией - ИФ) 25% "АвтоВАЗа" было стратегически верно и оправдано", - подчеркнул Шувалов. По его словам, французский концерн готов не только предоставить "АвтоВАЗу" необходимую техническую документацию, поделиться накопленным опытом и профессиональным персоналом, но и трудоустроить увольняемых сотрудников российского автозавода.

Эксперты же считают, что Renault некуда деваться - вот и приходится поддерживать "АвтоВАЗ". "Эта компания должна либо соглашаться на размывание своего блокирующего пакета, либо соглашаться на банкротство компании, после чего она вообще практически ничего не получит", - заявил Interfax-Russia.ru президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин.

В тоже время, по его мнению, не стоит рассчитывать на то, что Renault даст большую сумму на поддержку завода, в частности, на социальные выплаты его работникам: "У концерна точно есть вопросы к другим акционерам. Например, куда делся миллиард, заплаченный Renault за свой пакет акций, который должен был быть направлен на развитие "АвтоВАЗа".

Кроме того, считает Хазин, менеджеров Renault вряд ли устроит качество управления заводом в последние годы, а "рассчитывать на то, что на них удастся надавить угрозой привлечь другого стратегического партнера тоже достаточно спорно, поскольку негативный опыт Renault с действующим менеджментом окажет свое воздействие".

Эксперт не исключает, что основный груз финансовой помощи "АвтоВАЗу" все-таки придется нести российскому бюджету. "Хотя есть и дополнительные возможности. Например, группа СОК неоднократно заявляла о том, что она готова инвестировать значительные суммы на поддержку завода, если будет допущена к его управлению", - говорит собеседник Interfax-Russia.ru

Напомним, что антикризисная программа ряда смежников и поставщиков "АвтоВАЗа", в частности, группы СОК, была обнародована на июньском собрании акционеров автогиганта. Программа предполагала выведение предприятия на безубыточный уровень до конца 2009 года. При этом представители российского бизнеса были готовы помочь реализовать эту программу, гарантируя результат своими же активами.

Между тем, в конце сентября совет директоров "АвтоВАЗа" утвердил собственную антикризисную программу. Руководство автозавода предлагает провести докапитализацию предприятия на 70 млрд рублей, которые необходимы для погашения 54 млрд рублей текущей задолженности, для начала реализации инвестпрограммы (9,5 млрд рублей), а также для компенсации всех потерь автозавода в 2010 году.

Без предлагаемой докапитализации к концу года долг "АвтоВАЗа" вырастет до 83 млрд 960 млн рублей. В том числе автозавод будет должен "Ростехнологиям" 25 млрд рублей, 8 млрд 800 млн рублей придется на долгосрочные кредиты, более 31 млрд рублей - на краткосрочные, 9 млрд 800 млн - на облигационный заем.

Акционерам также предлагают отказаться от дивидендов в течение ближайших пяти лет, отменить в 2009 году бонусы и практику выплат "золотых парашютов". Подробно антикризисный план компании будет обсуждаться 8 октября, когда в Тольятти приедет первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Окончательно решить вопрос о финансовой помощи автопредприятию первый вице-премьер РФ пообещал к середине октября.

Однако, по мнению лидера Движения автомобилистов России, депутата Госдумы РФ Виктора Похмелкина, государству пора прекратить давать деньги отечественному автопроизводителю. "Нельзя бесконечно вливать средства в "АвтоВАЗ", - заявил Interfax-Russia.ru Похмелкин. - С какой стати налогоплательщики всей страны должны содержать одно убыточное предприятие, которое и в прежние годы не слишком радовало нас своей продукцией?"

Единственное, на что может рассчитывать "АвтоВАЗ", это грамотные инвестиции и новые технологии, считает собеседник Interfax-Russia.ru. "У "АвтоВАЗа" есть только один шанс - работа с иностранными компаниями. И в этом отношение предложенная Renault помощь действительно спасение для предприятия", - уверен Похмелкин.

В свою очередь президент компании экспертного консультирования "Неокон" Хазин считает, нужно не спешить с выделением "АвтоВАЗу" очередного государственного транша. "В любом случае, выделение государственных денег до публичного (с участием и акционеров, и потенциальных инвесторов, и профсоюзов, общества в целом) обсуждения плана оздоровления предприятия я бы считал неправильным", - заявил собеседник Interfax-Russia.ru.

При этом, считает Хазин, само по себе обсуждение проблем "АвтоВАЗа" - вещь крайне полезная, поскольку, как показал опыт последних лет, как только перестают обращать внимание на отечественный автопром, у него снова начинаются проблемы.

Обозреватель Анастасия Николаева