Interfax-Russia.ru – "АвтоВАЗ" полностью снимает с производства автомобили семейства Lada Samara.
Lada Samara - название целого семейства сначала советских, а затем и российских автомобилей малого класса, выпускаемых тольяттинским автозаводом с 1984 года.
Еще в конце 1970-х годов руководство Волжского завода задумалось о выпуске новых моделей автомобилей с передним приводом. Поскольку Fiat отказался сотрудничать с "АвтоВАЗом" по разработке новой модели, то было принято компромиссное решение: разработка автомобиля должна была вестись в Тольятти, но на этапе доводки и постановки в производство в качестве консультантов по конструкции и технологии решено было привлечь иностранные фирмы, а на отдельные агрегаты планировалось приобрести лицензии и освоить их производство.
В итоге дизайн для нового автомобиля создавался в России, при этом для новой машины было закуплено более 20 лицензий у зарубежных фирм: на реечное рулевое управление, сцепление, передние дисковые тормоза, подвеску "макферсон", замки дверей и т.д. В качестве консультанта по конструкции была привлечена западногерманская фирма Porsche, технологическими разработками занималась UTS.
Таким образом ВАЗ-2108 стал первым автомобилем "АвтоВАЗа", не связанными технической преемственностью с Fiat, и самым популярным на российском рынке автомобилей отечественного производства. Первый опытный образец нового автомобиля ВАЗ-2108 был выпущен в конце декабря 1979 года, а в 1984 году была выпущена первая опытная партия "восьмерок".
Первоначально на внутреннем рынке эта линейка автомобилей носила название "Спутник", а наименование Lada Samara использовалось только для экспортных автомобилей, хотя последнее название затем стало официальным для всего семейства. Изначально в семействе планировались только трех- и пятидверный ("девятка") хетчбэки, а седан разрабатывался отдельно под обозначением ВАЗ-2110 и должен был выпускаться на отдельной производственной линии. Однако позже отдельную производственную линию для него было решено не строить, а семейство ВАЗ-2108/09 пополнили седаном ВАЗ-21099, который с 1990 года выпускался на модифицированной линии сварки кузовов хетчбэков. Под обозначением ВАЗ-2110 позже была продолжена разработка принципиально нового автомобиля, который пошел в серию лишь в середине девяностых годов.
В свое время "Спутник" был наиболее технически современным автомобилем в советском автостроении и пользовался спросом за границей. Хоть автомобили этого семейства не стали первыми серийными отечественными переднеприводными, но многое в их конструкции было принципиально новым для советской автоиндустрии: поперечное расположение силового агрегата; подвеска типа "макферсон"; система встроенных датчиков самодиагностики; диагональная схема разделения тормозной системы; отрицательное плечо обката в передней подвеске; а также использование современных на тот момент материалов и технологий, в частности, широкое применение пластмасс и цинковое покрытие отдельных элементов кузова.
Изначально автомобили оснащались рядными четырехцилиндровыми восьмиклапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объемом 1300, а позднее 1100 и 1500 куб.см. При этом с 1994 года на часть автомобилей стали устанавливать четырехцилиндровые бензиновые двигатели с распределенным впрыском топлива, которыми на данный момент снабжают все автомобили семейства.
За почти 30-летнюю историю модели Samara неоднократно подвергались модернизации. Так, в 1991-1993 годах был проведен фейслифтинг семейства, в ходе которого все автомобили получили новое оформление передней части с так называемыми "длинными" передними крыльями (в противоположность "коротким", у которых передняя часть была скрыта кольцевой пластиковой маской передка), новыми капотом и решеткой радиатора.
А за три года до этого, в 1990 году, новое оформление появилось на седане ВАЗ-21099. Кроме того, на часть автомобилей стали устанавливать "высокую" панель приборов от "девяносто девятой" модели.
В 1997-2005 годах был произведен рейсталинг всех моделей семейства, начиная с седана и заканчивая трехдверным хетчбэком. Автомобили получили обновленную переднюю часть с узкими блок-фарами измененной формы, новые бамперы, окрашенные под цвет кузова, молдинги на боковине, спойлер на задней двери, а также новый салон.
Правда, молдинги и новые бамперы оказались сделаны из достаточно хрупкого пластика, в отличие от бамперов ранних моделей, которые были выполнены из материала, обладающего свойством восстанавливать свою форму после удара, или резиновых молдингов многих иностранных автомобилей, что вызвало многочисленные нарекания покупателей.
Кроме того, появились новые обозначения всех моделей: ВАЗ-21099 стал ВАЗ-2115, ВАЗ-2109 - ВАЗ-2114, а ВАЗ-2108 - ВАЗ-2113.
Едва ли не самое популярное на постсоветском пространстве семейство Lada Samara скоро уйдет в историю. Так, производство модели Samara в кузове седан завершилось еще в декабре 2012 года; последний трехдверный хетчбэк Lada-2113 – потомок легендарной вазовской "восьмерки" – сошел с конвейера "АвтоВАЗа" в июне 2013 года. А единственную оставшуюся в этой линейке модель - пятидверный хетчбэк Lada-2114 - снимут с производства в декабре 2013 года.
Немаловажную роль в снятии семейства Samara сыграло и падение спроса на эти автомобили. Так, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за восемь месяцев 2013 года продажи этого семейства сократились на 40%, до 27,8 тыс. машин, а сам автомобиль оказался лишь на 16 месте среди самых популярных в России.
Как пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе "Авто ВАЗа", решение по прекращению производства автомобилей семейства Lada Samara было спланировано заранее. "Все идет в соответствии с программой развития "АвтоВАЗа" до 2020 года. Завершение производства семейства Lada Samara – очередной этап обновления модельного ряда Lada", - отметил представитель пресс-службы.
По его словам, автомобили Lada Samara заменит хэтчбек Lada Granta, производство которого начнется в 2014 году на площадке "АвтоВАЗа" в Ижевске. "Уверены, и этот автомобиль ждет успех – седан Lada Granta, новая классика "АвтоВАЗА", заменившая Lada 2105/2107, бессменный лидер рынка уже больше года", - заявил собеседник Interfax-Russia.ru.
Что касается освобождаемых мощностей предприятия, то "АвтоВАЗ" производил семейство Lada Samara на одной линии с Lada Priora. Волжский автозавод лишь недавно провел серьезное обновление Lada Priora, и продолжает производить эти автомобили.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"