Interfax-Russia.ru – В Саратове за многомиллионные долги перед энергетическими компаниями отключили городской электротранспорт.
Городским электротранспортом в Саратове с населением около 800 тыс. человек пользуется 110 тыс. человек. Сейчас им приходится пересаживаться на маршрутки и автобусы. Особенно сложно добраться до центра жителям отдаленных Заводского и Ленинского районов, где проживает почти половина населения города.
Утром 16 июня в час пик на остановках скопилось большое количество людей. Маршрутки и автобусы не справлялись с увеличившимся потоком пассажиров. Днем ситуация улучшилась ненамного - по рассказам очевидцев, на остановках городского транспорта по-прежнему было многолюдно.
В компании "Саратовгорэлектротранс" (СГЭТ) подтвердили факт отключения электротранспорта. Директор СГЭТ Константин Касьянов напомнил, что "крайне тяжелое финансовое положение" на предприятии сложилось еще в 2015 году.
По его словам, к 1 января долги предприятия за электроэнергию составляли 66,9 млн рублей, однако за полгода удалось почти в два раза снизить сумму задолженности. Поэтому, считает Касьянов, "на сегодняшний день нет никакой экономической целесообразности отключения городского электротранспорта от электроснабжения".
"Трамваи ходили во время Великой Отечественной войны, не остановились в годы перестройки, пережили разруху ельцинской эпохи. И встали сегодня, на фоне явного улучшения ситуации с долговой нагрузкой предприятия", - отмечает директор СГЭТ в обращении к руководству города.
Чтобы не допустить осложнения транспортной ситуации в городе, власти Саратова приняли решение добавить на наиболее востребованные маршруты 68 единиц автобусов большой и малой вместимости.
Отключению городского электротранспорта было посвящено внеплановое заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям муниципалитета. По информации, которую на КЧС озвучил генеральный директор СГЭТ, утром в рейс не вышло 135 машин, обслуживающих 15 из 21 маршрута (шесть троллейбусных и девять трамвайных), запитанных от подстанций "Саратовское предприятие городских электросетей" (СПГЭС).
"В наибольшей степени пострадали жители Заводского района города, куда перестал ходить весь электротранспорт. В пассажироемкий Ленинский район продолжает ходить один трамвайный и пять троллейбусных маршрутов, запитанных от подстанций "Саратовэнерго", - сообщил Касьянов.
По его словам, все долги транспортников перед "Саратовэнерго", обслуживающем оставшиеся шесть маршрутов, погашены.
При этом Касьянов отметил, что уведомление об отключении энергии с 16 июня СГЭТ получил от энергетиков еще 31 мая.
Руководитель "Саратовгорэлектротранса" также заявил о намерении обратиться в саратовский арбитраж, и уже там решать все вопросы со СПГЭС.
Со своей стороны глава администрации Саратова Валерий Сараев извинился перед жителями города за неудобства, которые они испытали в связи с отключение электротранспорта.
"Моя принципиальная позиция в том, люди не должны страдать из-за того, что энергетические монополисты не желают считаться с возможностями городского бюджета. Тем более, что, поступая подобным образом, СПГЭС лишает "Саратовгорэлектротранс" продолжить наметившуюся с начала этого года позитивную динамику по сокращению долга и выводу городского электротранспорта из периода выживания в период устойчивого развития, ведь за текущий год администрация регулярно обеспечивала все платежи СГЭТ, более того, значительно – на 45% сокращена накопленная в прежние годы задолженность", - отметил Сараев.
Он пообещал добиться восстановления работы горэлектротранспорта в полном объеме в ближайшее время.
В свою очередь генеральный директор ЗАО "СПГЭС", депутат городской думы Сергей Козин заявил агентству "Интерфакс-Поволжье" о "жестком настрое" руководства предприятия.
"Отключение электроэнергии вызвано долгами. Год назад долгов не было, сейчас - плюс 37 млн рублей. С 1 января этого года изменилось российское законодательство. И теперь потребитель за электроэнергию должен платить авансовые платежи. Но городская администрация, кажется, не в законодательстве живет. Более того, в решении КЧС прописано: "обязать энергетиков подать электроэнергию", и ни слова про то, что обязать СГЭТ расплатиться с задолженностью. Мы настроены жестко", - сказал Козин.
В свою очередь, глава Саратова, председатель городской думы Олег Грищенко считает виновными в создавшейся ситуации администрацию города. "Не далее как на прошлой неделе, я обращался к главе администрации (Валерию Сараеву – ИФ), требуя принять неотложные меры по данному вопросу", - отметил Грищенко.
По его мнению, такое отношение к проблеме может быть оценено как халатность. "Все системы жизнеобеспечения города, снабжающие саратовцев водой, электричеством, отоплением, а также транспортная инфраструктура должны функционировать без перебоев! Это основная задача исполнительной власти и, если она с ней не справляется, то жители вправе спросить, почему эти чиновники все еще занимают свои кресла?", - поинтересовался Грищенко.
Глава Саратова потребовал принять экстренные меры по урегулированию разногласий с энергетиками, вновь запустить трамваи и троллейбусы: "В ситуации, когда исполнительной властью проигнорированы все предупреждения, пропущены сроки, а жители Саратова поставлены в безвыходное положение, что вызвало массовое недовольство населения, необходимо поставить вопрос о ее компетентности".
Ситуацию с транспортом обсудили и на заседание комиссии по транспорту гордумы. Депутат Андрей Иващенко предположил, что 68 автобусов, вышедших на замену остановившимся трамваям и троллейбусам, не спасут ситуацию и вечером возможен транспортный коллапс, поскольку люди не смогут уехать после работы в Заводской и Ленинский районы.
В связи с этим депутаты настоятельно рекомендовали администрации Саратова сделать все возможное для возобновления работы электротранспорта еще 16 июня. Для этого депутаты посоветовали незамедлительно составить график погашения задолженности перед СПГЭС, согласовать его со структурными подразделениями администрации города и ее руководством, а затем встретиться с энергетиками.
Со своей стороны участвовавший в заседании первый заместитель прокурора города Андрей Пригаров напомнил об ответственности всех сторон в разрешении ситуации, поскольку нарушены права тысяч жителей города. Он отметил, что предостережения прокуратуры вынесены и администрации города, и энергетикам, и призвал немедленно совместными усилиями добиться возобновления работы "Саратовгорэлектротранса".
О том, что "городской электротранспорт должен работать в полном объеме, в бесперебойном режиме", заявил и губернатор Саратовской области Валерий Радаев. Он назвал сложившуюся ситуацию в городе Саратове недопустимой и потребовал в кратчайшие сроки урегулировать все вопросы.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook