Точка зрения 17 января 2011 г. 15:36

Триумф "КАМАЗ-Мастера"

Interfax-Russia.ru – Российская команда "КАМАЗ-мастер" не только вновь стала победителем в престижном ралли-марафоне "Дакар", но и завоевала весь пьедестал плюс четвертое место.

В третий раз ралли "Дакар-2011" проходил в Южной Америке по территории Аргентины и Чили. Общая протяженность маршрута, разделенного на 13 этапов, составляла около 9,5 тыс. км, в том числе около 5 тыс. км зачетных спецучастков. В этом году организаторы соревнований увеличили часть трассы, которая проходит по Чили, и зашли на самый север, где предложили участникам интересные пески и дюны, по величине не уступающие знаменитым африканским мавританским пескам.

Стартовал 33 авторалли 1 января в Буэнос-Айресе (Аргентина). Традиционный символический старт "Дакара" состоялся в 14:30 по местному времени (разница с Москвой минус 6 часов) и как и в прошлом году начался с подиума и представления команд для сотен тысяч зрителей у 72-метрой колонны на главной улице города Авенида имени 9 июля. На старт вышли 407 участников: 140 джипов, 67 грузовиков, 170 мотоциклов, 30 квадроциклов. Сначала в сторону города Виктория выдвинулись квадроциклисты и мотоциклисты. За ними был дан старт джипам и, наконец, грузовикам. Спортсменам предстоял перегон длиной в 377 км без скоростных участков. Среди гонщиков - представители более 50 национальностей, а также 13 женщин.

Первым на трассу выехал грузовик Владимира Чагина, далее на трассу ушли машины Фирдауса Кабирова, Ильгизара Мардеева и Эдуарда Николаева. Следует заметить, что Эдуард Николаев, хотя и не новичок на Дакаре, но в качестве пилота участвует в этой супергонке впервые. Итак, "КАМАЗ-мастер" выехал расширенной командой – четыре "боевых" автомобиля. К опытным и проверенным экипажам - Чагин-Савостин-Шайсултанов; Кабиров-Беляев-Мокеев; Мардеев-Демьяненко-Мардеев, - добавилась молодежная тройка: Николаев-Мизюкаев-Рыбаков.

К тому же два российских автомобиля выступили в других командах. Как сообщил еще в конце прошлого года на пресс-конференции в "Интерфаксе" в Москве Чагин, один грузовик команда подготовила по просьбе Казахстана для команды "Астана", второй будет быстрой техничкой команды BMW, которая в этом году решила составить конкуренцию команде Volkswagen Motosport.

Кстати, говоря о задачах команды "КАМА-Мастер" на ралли, Чагин сообщил, что "задача - одна: показать лучший результат и вывести наиболее число машин на пьедестал". При этом члены команды не будут соревноваться между собой, подчеркнул он. "Конкуренции между нашими экипажами нет. Командная тактика, выбранная 20 лет назад, ни разу не подводила. Сейчас, видя наш результат, даже другие команды на нее переходят", - сказал пилот.

Николаев предстоящую гонку назвал "поучительным соревнованием". "Основная задача - стабильно проехать всю трассу, не сломать автомобиль, посмотреть на соперников. Будем учиться, "впитывать", оценивать конкурентов", - пояснил он.

Пострадавшие появились уже на предварительном этапе гонки: на 25 км в серьезном дорожном инциденте пострадал француз Сирил Эскуироль на мотоцикле Honda, а позже в лагерь пришло сообщение об аварии голландца Ван Гинкеля, ехавшего на GINAF. Закончилась на этом этапе гонка и для голландца Жерара Де Роя. Организаторы сообщили, что из-за ошибки на 72 км его грузовик дважды сильно подпрыгнул. После жесткого приземления дала знать о себе травма, полученная гонщиком в сентябре 2009 года на ралли "Шелковый путь".

Победителем этого этапа стал Владимир Чагин, проехав участок за 2 часа 44 минуты 22 секунды. Кроме того, эта победа "Царя", а именно так называют россиянина на "Дакаре", стала 57 победой пилота на "Дакарах" - по этому показателю он абсолютный рекордсмен, опережающий таких прославленных гонщиков как Ари Ватанен и Стефан Петрансель. 4 минуты 41 секунду проиграл ему чех Алес Лопраис на TАТRА. Фирдаус Кабиров пришел третьим (+5 мин. 52 сек.), а Эдуард Николаев четвертым (+9 мин. 16 сек.).

Подводя итоги дня, руководитель команды "КАМАЗ-Мастер" Семен Якубов сказал, что самое неприятное происшествие дня – это сход Жерара Де Роя. "Вся наша команда искренне сожалеет о случившемся. Мы предлагали Жерару после травмы на "Шелковом пути" воспользоваться методикой доктора Бубновского, благодаря вмешательству которого подобные ситуации с нашими гонщиками благополучно разрешались, но, к сожалению, он понадеялся на других специалистов. Уверен, что этих проблем со спиной не было, если бы он послушался нашего совета. В любом случае мы желаем этому талантливому спортсмену скорее вернуться в строй и готовы оказать ему необходимую поддержку", - цитирует Якубова сайт команды.

Собственно гонка началась 2 января. И российские гонщики команды "КАМАЗ-Мастер" захватили лидерство уже по результатам первого этапа ралли "Дакар-2011". Вновь в классе грузовиков лучшее время показал экипаж Владимира Чагина ("КАМАЗ", 2 ч. 9 мин. 4 сек.), его товарищ по команде Фирдаус Кабиров пришел третьим (+5 мин. 34 сек.), Эдуард Николаев - четвертым (+8 мин. 14 сек.), Ильгизар Мардеев - девятым (+19 мин. 18 сек.). Вторую строчку турнирной таблицы занял экипаж чеха Алеса Лопрайса (TАТRА), уступивший лидеру 4 мин. 16 сек.

Однако турнирная таблица поменялась уже на следующем этапе. Лидировавший на всех трех контрольных точках второго этапа Кордоба-Тукуман Чагин по итогам дня стал лишь пятым. Причину объяснил сам гонщик по прибытии на бивуак: "Очень грелись тормоза. Почему-то приборы не показали, что особенно нагрелось правое заднее колесо. В итоге буквально за 2 км до финиша колесо лопнуло и загорелось. Заднее крыло разнесло в клочья. На тушение огня израсходовали все имевшееся с собой огнетушители, но даже их не хватило, бывшие рядом местные жители подсобили с ведром воды. Потеряли время на замене колеса, но "Дакар" только начинается, все еще впереди". Этот этап стал неудачным и для экипажа Николаева – спортсменам также пришлось менять колесо.

Однако после неудачи с взрывом колеса "Царь" уже на следующем этапе оторвался от товарища по команде Кабирова на 6 мин. 45 сек., а от пришедшего третьим Лопрайса на 6 мин. 50 сек. Это была 58-я победа Чагина на этапах "Дакара". В итоговой классификации после 3 этапов Чагин лидировал, выигрывая у Кабирова 6 мин. 23 сек. А у Сергея Решетникова, управляющего "КАМАЗом" - быстрой техничкой Х-рейда, неожиданно возникли проблемы с двигателем, из-за чего он вынужден был сойти с гонки.

К середине гонки сошли с дистанции из-за поломок техники и травм спортсменов уже 30% участников, и на старт седьмого этапа вышли 125 мотоциклов, 17 квадроциклов, 92 внедорожника и 46 грузовиков. По итогам шести этапов с начала гонки в классе грузовиков по-прежнему лидировала 9-кратный победитель "Дакара" - команда "КАМАЗ-Мастер".

На старт последнего 13 этапа вышли всего 94 мотоциклиста, 14 квадроциклиста, 57 экипажей или гонщиков одиночек на внедорожниках всех мастей и 40 экипажей на грузовиках. Итого: 205 боевых единиц.

В отсутствие Жерара Де Роя основным конкурентом камазовцев стал Алес Лопрайс, который даже смог победить на двух этапах. Чех был близок к тому, чтобы не допустить тройного подиума "КАМАЗов", но его подвела техника. На одном из этапов в песках Атакамы TАТRА начала терять мощность и несколько раз едва не перевернулась. Лопрайс решил проложить собственный маршрут, чтобы спасти машину, не поехал на контрольные точки, расположенные организаторами на вершинах дюн, а за такое полагается дисквалификация.

После этого никто не мог помешать "КАМАЗам" завоевать подиум. Хотя последний этап выиграл Фирдаус Кабиров, опередивший Чагина на 1 мин. 15 сек., в общем зачете победителем стал экипаж Владимира Чагина (штурман Сергей Савостин, механик Ильдар Шайсултанов). Это уже седьмая победа российского гонщика, что является рекордом для "Дакара" (шесть побед у чеха Карела Лопрайса - ИФ). Чагин также установил и рекорд по числу побед на этапах за всю историю ралли - их у него 63. Тем самым он подтвердил свое негласное прозвище, которое ему давно дали на гонке - "Царь". Камазовский экипаж двукратного победителя "Дакара" Фирдауса Кабирова (Айдар Беляев/Андрей Мокеев) стал вторым в общем зачете, уступив товарищам по команде 30 мин. 4 сек., а молодой пилот Эдуард Николаев (Вячеслав Мизюкаев/Владимир Рыбаков) впервые привел свой "КАМАЗ" на третье место (+3:20:17), за что его уже окрестили "Царевичем".

Под стать товарищам выступил и экипаж Ильгизара Мардеева (Владимир Демьяненко/Айрат Мардеев), показавший четвертый результат в общем зачете (+5:44:56). Причем этот "КАМАЗ", выполняя роль "быстрой технички", был значительно утяжелен запчастями, но гонщики не отставали от лидеров, а на последнем этапе все же смогли на 41 секунду обыграть ближайшего преследователя - экипаж немца Франца Эхтера, выступавшем на MAN.

Итак, четыре камазовских экипажа заняли четыре первых места. Это – уже десятая – "юбилейная" - победа команды "КАМАЗ-Мастер". С победой в ралли-марафоне "Дакар-2011" команду поздравил президент России Дмитрий Медведев. "Поздравляю российскую команду "КАМАЗ-Мастер" и Владимира Чагина с блестящей победой в ралли "Дакар". Молодцы!", - написал глава государства в своем микроблоге на Twitter.

Что касается участников гонки в других классах, то среди мотоциклистов-мужчин победу одержал испанец Марк Кома на КТМ. Это уже его третий триумф на "Дакарах". Прошлогодний чемпион француз Сириль Депре (КТМ) уступил ему всего 15 минут. Сохранил дакаровскую пальму первенства и аргентинский квадроциклист Алехандро Патронелли. В классе автомобилей чемпионом "Дакара" впервые в своей карьере гонщика стал катарец Насер Салех аль-Аттия. Хотя объективно испанец Карлос Сайнс был на трассе быстрее всех, а может, и мастеровитее, однако крупные технические проблемы, сковавшие прославленного каталонца на второй половине марафонской дистанции, отбросили его назад, до третьего места.

Итак, еще один "Дакар" стал частицей истории мирового автоспорта. И хочется поздравить не только победителей, но и всех, кто, пройдя 9,5 тыс. км по дорогам и полному бездорожью Аргентины и Чили, вернулся на исходную точку ралли – в город Буэнос-Айрес.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще