Interfax-Russia.ru – Взрыв в машинном зале Нижнекамской ГЭС унес жизни двух человек, еще 10 попали в больницу.
В турбинном цехе машинного зала Нижнекамской гидроэлектростанции (расположена на въезде в Набережные Челны, Татарстан) 12 мая днем образовалось облако из смеси масла и воздуха. Пока специалисты готовили пожарные рукава, чтобы разогнать облако, взорвался один из четырех компрессоров станции.
На месте погиб начальник турбинного цеха 46-летний Юрий Харчев, еще 10 сотрудников ГЭС и подрядных организаций пострадали.
На место происшествия оперативно прибыли сотрудники пожарной части N18. Начальник караула части Александр Нилов лично стал разведывать очаги задымления воздушно-масляных сплавов, но из-за плохой видимости провалился в люк и погиб.
Пострадавших госпитализировали в больницу скорой медицинской помощи Набережных Челнов. Однако вскоре двоих из них после оказания необходимой медицинской помощи отпустили по домам. Остальные стали пациентами отделения травматологии.
В настоящее время лечение в больнице продолжают пятеро пострадавших – троих выписали в четверг утром. Четверо мужчин находятся в отделении травматологии, пятый, отравившийся продуктами горения, - в отделении терапии. Состояние всех пациентов врачи оценивают как удовлетворительное.
По факту аварии на Нижнекамской ГЭС следственные органы Татарстана возбудили уголовное дело по ч.3 ст.217 УК РФ (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
По предварительным выводам эксперта-взрывотехника Центральной Средне-Волжской лаборатории судебных экспертиз министерства юстиции РФ, осматривавшего место происшествия, в помещении турбинного цеха станции загорелась, а затем взорвалась масляно-воздушная смесь. Это масляно-воздушная смесь образовалась от того, что разорвался патрубок, ведущий к компрессору. Данная смесь опасна тем, что воспламеняется от нагрева либо случайной искры от работающего электрооборудования. Руководство ОАО "Генерирующая компания" (100%-ная "дочка" ОАО "Татэнерго") инцидент на Нижнекамской ГЭС связывает с технологическими нарушениями. Причиной взрыва, говорится в сообщении компании, стал компрессор, обслуживающий станцию.
"В результате взрыва повреждений основного оборудования, зданий и сооружений и не произошло. Станция работает в заданном Системным оператором ЕЭС России режиме. В работе находится 14 агрегатов, 2 в резерве. Каких-либо работ, связанных с капитальным ремонтом, на станции не проводилось. Нарушений режима электроснабжения потребителей не было", - подчеркивается в сообщении.
Кстати, о том, что ЧП не повлияло на работу ГЭС, сразу после аварии агентству "Интерфакс-Поволжье" сообщил генеральный директор "Генерирующей компании" Ильгизар Гайфуллин. По его словам, отключения электроэнергии и угрозы обрушения плотины не было.
Позже эту информацию подтвердил вице-премьер - министр энергетики Татарстана Ильшат Фардиев, который в среду вечером экстренно прибыл на место происшествия. По его словам, взрыв на одном из компрессоров на Нижнекамской ГЭС не повлиял на режим ее работы. "Работа станции велась и ведется в штатном режиме, это зафиксировали компьютеры", - сказал Фардиев.
"За 30 лет существования Нижнекамской ГЭС таких случаев не было. Мы еще посмотрим, все обследуем и дадим оценку данному случаю. Создана специальная комиссия, ее члены в сроки, отведенные при таких происшествиях, изучат материалы и огласят итоги и причины произошедшего", - отметил министр энергетики Татарстана.
Взрыв на Нижнекамской ГЭС - первое серьезное происшествие на российских гидроэлектростанциях после крупнейшей в истории России индустриальной технологической катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года. Эта авария вызвала большой общественный резонанс, став одним из самых обсуждаемых событий прошлого года, и заставила вспомнить о техническом состоянии отечественных энергопредприятий.
Кстати, точка в расследовании причин ЧП на крупнейшем гидроэнергетическом сооружении России еще не поставлена, хотя Ростехнадзор назвал и причины аварии и фамилии причастных к ней лиц. Окончательные результаты экспертизы произошедшего на СШГЭС будут готовы лишь к концу июня, а к августу СКП РФ назовет конкретных лиц, виновных в аварии.
Вместе с тем следователь, расследующий данное уголовное дело, считает, что аварию на СШГЭС можно было бы предотвратить. "Если исходить из того, что каждое должностное лицо выполняло бы в полном объеме свои должностные обязанности, естественно, имелась возможность в предотвращении такой аварии", - заявил старший следователь по расследованию особо важных дел ГСУ СКП РФ Шаран Эльсултанов в интервью радиостанции "Эхо Москвы".
В то же время Эльсултанов отметил, что есть технические недостатки в эксплуатации гидроагрегатов, которые человеку трудно установить "на глаз". При этом он подчеркнул, что одна из основных причин аварии - техническая.
"Это уникальная гидроэлектростанция, оборудование ее не имеет аналогов. Строилась она давно, и оборудование второго агрегата на момент аварии находилось в эксплуатации 29 лет и 10 месяцев", - рассказал Эльсултанов. В тоже время, добавил следователь, срок эксплуатации агрегата, установленный заводом, - 30 лет.
"То есть (оборудование) уже было на грани, оставалось два месяца до истечения срок эксплуатации", - отметил он, при этом уточнив, что останавливать работу гидроагрегата через два месяца никто не собирался.
Примечательно, что еще в 2007 году в аналитической записке Счетной палаты РФ, посвященной в том числе и исследованию хода выполнения инвестиционной программы ОАО "Русгидро", отмечалось, что на многих станциях компании "имеет место эксплуатация морально устаревшего и физически изношенного оборудования, выработавшего нормативный парковый ресурс 25-30 лет, износ которого составил почти 50%", а "степень износа отдельных видов гидротехнического оборудования - гидротурбин и гидрогенераторов, гидросооружений - превысила 60% или достигла критического уровня".
Это исследование характеризует общее техническое состояние гидротехнического оборудования и сооружений ОАО "Русгидро", не выделяя особняком Саяно-Шушенскую ГЭС, оборудование которой как на момент анализа Счетной палаты, так и на момент аварии формально не выработало нормативный ресурс. Впрочем, техническое состояние СШГЭС и до аварии вызывало критику СМИ, однако журналисты акцентировали внимание на состоянии плотины, которое не имеет отношения к истинным причинам произошедшей аварии.
В свою очередь президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам социально-экономического развития Сибирского федерального округа 24 августа 2009 года, касаясь темы аварии, сказал: "Эти трагические события должны еще раз нам напомнить о достаточно простых вещах, о которых мы, к сожалению, зачастую забываем, - о том, что системы контроля безопасности, инфраструктура российских предприятий в целом в настоящий момент требуют предельного внимания. В ряде случаев эта инфраструктура неэффективна и нуждается в безотлагательной модернизации, иначе мы будем расплачиваться самыми тяжелыми вещами".
Возвращаясь к инциденту на Нижнекамской ГЭС, стоит отметить, что эта гидроэлектростанция - единственная в Татарстане. Помимо прочего она является регулирующей электростанцией и обеспечивает надежность энергоснабжения Поволжья и центра России. Кроме того, плотина ГЭС является основой для железнодорожного переезда и автодорожного перехода федеральной магистрали М7 "Волга".
Обозреватель Анастасия Николаева