Поволжье / Точка зрения 30 ноября 2011 г. 16:36

Запрет полетов

Interfax-Russia.ru – Краевые власти добились ограничения полетов истребителей МиГ-31 над Пермью - министр обороны поручил главкому ВВС изменить схемы полетов военной авиации.

Проблема полетов военных самолетов над Пермью поднималась неоднократно. Дело в том, что на аэродроме "Большое Савино", который является собственностью Пермского края и эксплуатируется совместно министерством обороны и ФГУП "Пермские авиалинии", наряду с судами гражданской авиации базируются перехватчики МиГ-31 авиабазы "Сокол".

Сам аэродром был построен в 1952 году в 18 км от города в качестве военного. Однако с 1965 года он начал функционировать как аэропорт Перми, а в 1993 году получил статус международного. В настоящее время в результате застройки прилегающих территорий жилые кварталы города приблизились к аэродрому на расстояние до 10 км.

Заходить на посадку воздушные суда гражданской и военной авиации в Перми могут с двух сторон. До недавнего времени основным для них был магнитный курс, предусматривающий посадку воздушных судов над городом, что небезопасно и неблагоприятно с точки зрения авиационного шума.

Еще в 2009 году краевые власти приняли решение сократить до минимума полеты над Пермью гражданских самолетов. Это произошло после крушения "Боинга" 14 сентября 2008 года вблизи от жилых домов.

После анализа причин авиакатастрофы губернатор Пермского края Олег Чиркунов поручил региональному правительству провести исследование с целью снижения количества взлет-посадок самолетов над городом.

В июне 2009 года министерство градостроительства и развития инфраструктуры края подписало контракт с ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" на разработку рекомендаций по внесению изменений в инструкцию полетов аэродрома "Большое Савино".

Целью исследования была разработка вариантов изменения маршрутов входа и выхода воздушных судов с аэродрома "Большое Савино" для повышения безопасности полетов. К тому же по прогнозу до 2032 года количество взлетов и посадок воздушных судов над краевым центром должно было увеличиться с 13 тыс. до 38 тыс. в год.

Кроме того, региональные власти хотели просчитать возможность строительства еще одной взлетно-посадочной полосы, чтобы увязать ее создание с разрабатываемыми градостроительными документами.

Также в рамках исследования собирались оценить уровень авиационного шума, концентрации загрязняющих веществ в районе аэродрома на период до 2032 года при существующем расположении взлетно-посадочной полосы аэропорта "Большое Савино".

В начале сентября 2009 года ученые представили первые результаты проведенной работы. После предварительной оценки ситуации эксперты сделали вывод, что в существующих условиях полностью запретить полеты над городом нельзя. Вместе с тем, если следовать рекомендациям института, то можно будет минимизировать негативное воздействие аэропорта на город.

По итогам работы ученые сделали вывод о возможности снижения удельного веса посадок военных самолетов над Пермью со 100%, а гражданских с 93% до 20,38% после реализации представленных в работе рекомендаций. Для этого необходимо было дооборудовать новый магнитный курс системами инструментального контроля.

В 2009 году краевому правительству удалось договориться с ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения", что предприятие дооборудует магнитный курс в Перми в 2010 году.

Однако с министерством обороны вопрос полетов военных бортов над городом не был урегулирован.

Как сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе уполномоченного по правам человека в Пермском крае, жители Перми регулярно обращались с жалобами на полеты военных летчиков над городом. А после того, как в начале сентября в Пермском крае в 11 км от Перми разбился истребитель-перехватчик МиГ-31, число таких обращений значительно увеличилось. Самолет чудом не упал на жилые дома, однако оба члена экипажа погибли.

Еще раньше – в ноябре 2010 года - при выполнении планового тренировочного полета истребитель-перехватчик разбился в 60 км северо-восточнее от аэродрома "Большое Савино" в районе деревни Денисовка Чусовского района. Летчики успели катапультироваться.

20 мая 2011 года губернатор Пермского края обратился в Минобороны с просьбой снизить влияние сверхнормативного шума военных бортов на здоровье населения. В ответ глава министерства Анатолий Сердюков дал соответствующие указания руководству войсковой части, однако ситуация не изменилась. И тогда 21 октября Чиркунов вновь направил министру обороны РФ телеграмму с призывом запретить полеты военных бортов над городом.

29 ноября министр обороны запретил полеты боевой авиации над Пермью и поручил главнокомандующему ВВС в кратчайшие сроки изменить схемы полетов военной авиации, базирующейся на аэродроме "Большое Савино".

В свою очередь второе командование ВВС и ПВО изменило схему взлета, посадки и ухода на маршрут истребителей МиГ-31. Теперь взлетно-посадочную полосу аэродрома будут использовать только с одного, противоположного городским кварталам, направления.

Как рассказали "Коммерсанту" источники, близкие к авиабазе, теперь истребители будут заходить на посадку от поселка Юго-Камский. Ранее на авиабазе "Сокол" уже садились по такой схеме, но этому часто мешали погодные условия.

По словам собеседника "Ъ", использование новой схемы существенно снизит интенсивность полетов истребителей: "Роза ветров в аэропорту "Большое Савино" такая, что в большинстве случаев придется садиться при попутном ветре, а МиГ-31 имеет ограничение посадки при попутном ветре 5 метров в секунду, соответственно при превышении этого норматива придется полеты отменять".

Вместе с тем истребители все равно будут выполнять круг над городом на высоте не менее 900 метров. "Но глиссады снижения (траектория полета летательного аппарата, по которой он снижается – ИФ) над центром города уже не будет, однако, если погодные условия резко изменятся, а самолет будет находиться в воздухе, все равно будет использована "старая схема", жизнью летчиков рисковать никто не будет", - отметил источник.

В свою очередь летчик-снайпер Александр Козаченко, установивший на МиГ-31 несколько мировых рекордов, утверждает, что новая схема посадки существенно ограничит использование истребителей в сложных метеорологических условиях. "С одной стороны, катастрофы в этом нет, но с другой, ВВС должны выполнять свои задачи, тренироваться, раньше летали каждый день с утра до вечера, и никто из этого трагедии не делал", - говорит он.

К тому же для постоянного использования новой схемы взлета-посадки необходимо будет подготовить средства управления полетами воздушных судов. Как говорят военные, сейчас речь идет как минимум о строительстве нового стартового командного пункта. "Сейчас придется использовать мобильный СКП, установленный на шасси грузовика, но так долго продолжаться не может. Строительство такого пункта начиналось еще во времена Советского Союза, но было заброшено, так как взлетать в том направлении никто не собирался", - говорит один из них.

Собеседники "Ъ" считают активность краевых властей частью предвыборной кампании. Такой точки зрения придерживаются и слушатели "Эха Москвы в Перми". Впрочем, среди дозвонившихся на радиостанцию есть и те, кому, будут все равно, будут изменены маршруты полетов боевой авиации или нет. "Ну, я привык к этим самолетам, как к жужжанию мух, поэтому даже не замечаю, когда они летают, поэтому мне по барабану были ли они, не были, будут ли вообще", - говорит один из слушателей.

Со своей стороны глава региона в своем блоге поблагодарил президента России Дмитрия Медведева, с которым Чиркунов недавно обсуждал проблему полетов военных истребителей над городом, за оперативное решение вопроса.

С главой региона солидарны и те жители края, которым не безразлично принятое решение.

Обозреватель Анастасия Николаева