Interfax-Russia.ru – Появился первый обвиняемый в деле об авиакатастрофе Як-42 под Ярославлем. По данным СКР, экипаж не должны были допускать к полету.
Трагическую дату – первую годовщину гибели хоккейной команды "Локомотив" в авиакатастрофе под Ярославлем – вспоминали 7 сентября в России.
В этот день ровно год назад самолет "Як-42", который должен был доставить команду на игру в Минск, упал при взлете в километре от местного аэропорта "Туношна". Жертвами трагедии стали 44 человека – 37 пассажиров и 7 членов экипажа. Выжить удалось лишь бортинженеру Александру Сизову.
В начале ноября 2011 года Международный авиационный комитет (МАК) сообщил о выводах экспертов после технического расследования. Согласно выводам, самолет был исправен, все системы работали нормально, а причиной катастрофы стали действия членов экипажа: они по ошибке нажимали на педали тормоза и не прервали взлет.
Практически сразу же СКР по факту крушения Як-42 возбудил уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
За прошедший год по уголовному допросили более 200 свидетелей, провели свыше 120 судебных экспертиз, а объем уголовного дела составил около 90 томов, подчеркнули в СКР.
В канун годовщины трагедии стало известно, что обвинение по этой статье предъявили одному из бывших руководителей авиакомпании "Як-Сервис", которая арендовала упавший самолет, Вадиму Тимофееву. В компании он работал заместителем гендиректора по организации летной работы. Сама компания прекратила свою деятельность спустя две недели после катастрофы: после проведения внеплановой проверки Росавиация аннулировала ее свидетельство.
Маркин сообщил, что в ближайшее время уголовное дело в отношении Тимофеева будет выделено в отдельное производство, а действиям членов экипажа будет дана правовая оценка.
"По данным следствия, Тимофеев, согласно занимаемой должности, был обязан соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации авиасудов, отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, организацию тренировок и квалификационных проверок пилотов", - сказал Маркин.
По данным следствия, при надлежащем исполнении обязанностей трагедии могло не случиться.
"В период с 5 по 17 сентября 2011 года экипаж должен был проходить обучение правильному распределению рабочих обязанностей между членами экипажа воздушного судна. При таких обстоятельствах Вадим Тимофеев не имел права доверять экипажу воздушного судна перевозку пассажиров, и в случае добросовестного исполнения Тимофеевым своих трудовых обязанностей катастрофы, унесшей жизнь 44 человек, могло не произойти", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин.
По его словам, сотрудники "Як-Сервис" допустили пилотов к рейсу с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта.
"Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации авиатранспорта, и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов", - заявил Владимир Маркин.
Так, по данным следствия, допуск командира судна Тимофеев оформил на основании сфальсифицированных документов, а второй пилот на тот момент не окончил переобучение на тип судна Як-42. Следовательно, он не имел права выполнять полеты.
"Контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов Тимофеев не осуществлял, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу обучения, незаконно допускал до полетов, то есть Тимофееву было достоверно известно о непрохождении летным составом обучения, и, следовательно, отсутствии полного объема навыков для выполнения безопасного полета", - сообщил официальный представитель СКР.
Он уточнил, что Главное следственное управление СКР предъявило Вадиму Тимофееву обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Согласно Уголовному Кодексу РФ, максимальное наказание по этой статье – 7 лет лишения свободы.
Впрочем, не все согласны с тем, что в основе трагедии был человеческий фактор. Так в апреле СКР был вынужден опровергать расползавшиеся по Ярославлю слухи о возможном теракте на борту Як-42.
"После изучения большого объема материалов и получения результатов экспертиз версия теракта отпала практически на первых этапах расследования", - отметили тогда в СКР.
Подтверждение основывалось на результатах взрывотехнической судебной экспертизы, "которая не обнаружила никаких следов взрывчатых веществ на фрагментах воздушного судна", уточнили в ведомстве.
В СКР посчитали, что тот, кто распространяет слухи о теракте, делает это не из благих намерений.
А еще зимой родственники погибших летчиков пытались оспорить выводы комиссии МАК о человеческом факторе через суд, но тот не стал удовлетворять их иск. Суд посчитал, что в рамках гражданского судопроизводства нельзя оспаривать доказательства по уголовному делу, находящемуся в стадии следствия.
Так, что, по-видимому, картину случившегося к окончанию расследования существенно не пересмотрят.
Между тем, в России 7 сентября почтили память погибшего состава хоккейной команды "Локомотив". Основные мероприятия прошли в Ярославле.
В городе в этот день состоялся "Марш тишины". По данным сотрудников полиции, в нем приняло участие более 10 тыс. человек. Среди них пришли почтить память погибшей команды губернатор Ярославской области Сергей Ястребов, мэр Ярославля Евгений Урлашов, начальник регионального УМВД Николай Трифонов и другие. Наряду с ярославскими болельщиками в марше также приняли участие болельщики других команд КХЛ.
Марш начался от администрации Фрунзенского района Ярославля и завершился у "Арены-2000". В 16:05 (время падения Як-42 - ИФ) участники марша выпустили в небо воздушные шары. После этого люди скандировать "Локо! Локо!".
Кроме того, в Ярославле в этот день открыли два мемориала погибшим хоккеистам - в Туношне и Леонтьевском кладбище, где похоронены многие погибшие.
Первый мемориал возведен на месте прошлогодней трагедии. Он представляет собой арку, гранитный поклонный крест в закрытом покрове, выполненный из монолитного бетона и стекла, а также памятный камень с именами погибших членов команды. Скульптурная композиция напоминает собой хоккейную площадку.
На самой "Арене 2000", где играет команда "Локомотив", вечером 7 сентября пройдет памятный матч между командами "Легенды хоккея СССР" и "Ветераны хоккея Канады". Почтить память жертв авиакатастрофы приехали такие звезды мирового хоккея, как Александр Якушев, Игорь Ларионов, Алексей Яшин, Марио Лемье и многие другие.
Неделей раньше, 31 августа, в Екатеринбурге перед входом в культурно-развлекательный комплекс "Уралец" также увековечили память хоккеистов ярославского "Локомотива" чугунную скульптурой высотой 2,5 метра. Она представляет собой фигуру хоккеиста, на форме которого изображена цифра 37. Цифра символизирует число погибших в катастрофе хоккеистов, тренеров и членов персонала ярославского клуба.
"Локомотив" не забыт, в Екатеринбурге чтут память погибших хоккеистов, среди которых был и наш земляк Александр Вьюхин, воспитанник нашей школы хоккея "Юность", - заявил пресс-секретарь екатеринбургского хоккейного клуба "Автомобилист", на чьи средства и был установлен памятник, Алексей Курош. 7 сентября к памятнику также пришли люди, чтобы почтить память погибших.
Учитывая, что жертвами трагедии тогда стали и граждане других государств, можно с уверенностью утверждать, что память о погибших под Ярославлем чтут не только в России.
Обозреватель Алексей Дружников
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".