Центр / Точка зрения 24 ноября 2010 г. 17:44

Утечка волос

Interfax-Russia.ru – Россия стала одним из крупнейших экспортеров на Запад светлых волос. Скупленные в наиболее депрессивных районах ЦФО они затем продаются элитным американским парикмахерским.

Ни для кого не секрет, что Россия - один из основных игроков на мировом нефтегазовом рынке. А то, что российские волосы самые дорогие в мире, известно далеко не всем. Как и тот факт, что их носит едва ли не каждая вторая голливудская блондинка или жена миллиардера.

Надо отдать должное, что крупнейшие игроки на этом рынке – Индия и Китай. Просто в силу своего многочисленного населения. Однако проигрывая им в количественном результате (объем поставок нашей страной в десятки раз меньше), Россия выигрывает в качественном – светлые волосы более востребованы западным потребителем, чем любые другие.

И дело даже не в том, что быть блондинкой это модно и красиво, признаются специалисты, просто натуральные светлые волосы, которые могут предложить россиянки, более удобны для разнообразных манипуляций с ними – в частности, перекрашивания.

Основные перевалочные пункты "волосяного экспорта" это небольшие провинциальные городки, вроде Костромы или калужского Мосальска. Последний даже удостоился упоминания в американской прессе. О бизнесе россиянок на самом дорогом в ноябре 2010 года написала даже "New York Times".

Как пишет газета, итальянская компания Great Lengths, являющаяся крупнейшим поставщиком волос в США, оценивает оборот американского рынка по наращиванию волос в $250 млн в год. "В 2009 году средняя цена за наращивание волос составляла $439, согласно данным журнала "Америкэн салон мэгэзин", хотя в элитных салонах процедура может стоить несколько тысяч долларов", – добавляет печатное издание.

Кроме того, по сообщениям американцев, бизнес по наращиванию волос расширяется и в Европе. Около 20% российских волос реализуется на внутреннем рынке, например, в парикмахерских Москвы и Петербурга.

Интересно, что в последнем случае рост идет не за счет рынка париков (его контингент довольно постоянен – это, как правило, киностудии, театральные мастерские и онкологические клиники), а за счет популярности процедуры наращивания, которая еще несколько лет назад была доступна лишь избранным и самым богатым. Вместо того чтобы тратить от трех до пяти лет на выращивание волос нужной длины, на это понадобится всего лишь около трех часов такой процедуры, поясняют в салонах красоты.

Один из крупных российских предпринимателей, специализирующихся на продаже волос, - Алексей Кузнецов. Ему, по информации газеты, принадлежит компания "Belli Capelli", которая перерабатывает человеческие волосы в шиньоны для наращивания. Эта компания является самым крупным бизнесом такого типа в России. Ее годовой доход, как оценивают американцы, составляет около $16 млн.

Компания скупает волосы у заготовителей, которых множество не только по всей России, но и на соседней Украине. Эти заготовители скупают волосы непосредственно у населения. Причем замечено, что, как правило, с длинными волосами решают расстаться в наиболее депрессивных и "стагнирующих" районах. Там, где нет иного источника средств к существованию, а длинные волосы долгое время являлись частью культуры.

"Тем, кто расстается со своими волосами, говоря по-честному, не позавидуешь, – их выигрыш в доходах кажущийся. Порой на уход за волосами уходит гораздо больше денег. А вот для скупщиков это действительно очень рентабельное предприятие", – признается Interfax-Russia.ru владелец одного из элитных салонов Милана Николаева.

Так, по словам, эксперта, продажа 100 г волос принесет девушке, готовой с ними расстаться, от 600 до 8 тыс. рублей. "Более точная цифра зависит от длины", - поясняет она.

Не сложно предположить, сколько положит в свой карман перекупщик, если цены на наращивание волос в салонах начинаются от 6 тыс. рублей (200 долларов) за несколько прядей и, как уже было упомянуто, не заканчиваются на планке 1 тыс. долларов.

Такую же, если не большую, ценность волосы имели разве что в Европе в XVII-XVIII веках. Тогда, как известно, парики были в моде, а до искусственных волос дело еще не дошло. Интересно, что проблему дефицита волос для париков решали в то время просто – постригали осужденных на казнь. Вполне возможно, что спустя какое-то время волосы убитого покрывали лысый череп его палача. В Индии основным материалом на экспорт оказываются волосы, оставленные женщинами в храмах после религиозных церемоний, - тоже, по сути, бесплатное сырье.

Сама мода на наращивание волос возникла благодаря голливудским актрисам на рубеже 1950-60 годов. Первоначально эту процедуру делали исключительно для съемок, но, как и все хорошее, она оказалась востребованной в обычной жизни. Вскоре с актрис стали брать пример домохозяйки. С появлением техники "горячего склеивания" в конце XX века наращенные длинные волосы стали практически неотличимы от натуральных – это привело к новому витку их популярности.

Однако при благоприятном развитии экономики нашу страну может ожидать в этой области кризис – кризис предложения. И не только из-за увеличения достатка продающих. Еще несколько лет назад Кузнецов высказывал опасение, что в России в скором времени волосы скупать будет не у кого.

"Эксклюзивное сырье можно собирать лишь в тех областях, где не развиты косметические услуги, – признавался он "Коммерсанту" в 2006 году. – Как только женщины начинают красить волосы, качество и количество последних сильно ухудшается. Более того, даже в девственных регионах женщина может вырастить длинную косу один, максимум два раза в жизни. Так что после того, как перекупщики выманят все косы из бабушкиных сундуков, рынок, по сути, кончится".

Впрочем, кризис несколько скорректировал прогнозы "волосяного олигарха". Сейчас к агентам Кузнецова несут свои волосы те, чья зарплата едва превышает 10 тыс. рублей. За косу, которая для многих женских голов становится уже анахронизмом, можно получить примерно треть этой суммы – но в отсутствии иных доходов это действительно золотая цена.

Как отмечают специалисты, рынок поставщиков волос уже довольно давно плавно сдвигается на Восток. Если лет тридцать-сорок назад основной бизнес по продаже волос находился в Западной Европе, то двадцать лет назад волосы активно скупали на пространстве Европы Восточной – Польше и Чехии. С развалом Советского Союза европейским фирмам стали открыты Украина и Россия. С Белоруссией охотникам за волосами несколько не повезло, поскольку малый бизнес там почти сразу стал находиться под жестким контролем государства. Сейчас, по мнению экспертов, довольно перспективным может оказаться является рынок Средней Азии – Казахстана и Узбекистана. Однако в качественном отношении он несколько проигрывает востребованным российским шевелюрам.

Тем более что на американском рынке они продолжают занимать нишу "премиум", даже вытеснив крупнейшую итальянскую фирму в более дешевые сегменты.

"Это капитализм, – поясняет Кузнецов "New York Times", – Люди, у которых есть деньги, хотят выделяться на фоне тех, у кого их нет. Почему одна женщина продает свои волосы другой? Состоятельная женщина хочет выглядеть лучше, чем та, у которой нет денег".

Однако энтузиазм бизнесмена разделяют не все. Некоторые видят глубокую этическую подоплеку всей этой истории.

"Я не понимаю тех, кто радуется русским ученым, получающим Нобелевку за открытия, сделанные в Европе. Здесь то же самое. По-моему, следует огорчиться тому, что нашим девушкам приходится распродавать последнее, что у них осталось – красоту, – сетует Interfax-Russia.ru частный парикмахер-визажист Надежда Чубарова. – Пора бы прекращать таким фальшивым образом спасать мир. Тем более что заново выращенные волосы по своей фактуре никогда не будут такими как прежде. Они станут жестче и толще".

Невеселые мысли возникают не только у нее. Ведь если вслед за мозгами на Запад утекут и российские волосы, причем опять же самые лучшие, то что же, а вернее кто останется в родных пенатах? Портрет современника в этом случае выглядит не очень впечатляющим.

Обозреватель Алексей Максимович