Interfax-Russia.ru – Согласно выводам МАК, самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings выкатился за пределы ВПП и врезался в Киевское шоссе из-за несработавшей системы реверсов.
Самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings совершил жесткую посадку в аэропорту "Внуково" накануне новогодних каникул. 29 декабря лайнер, в котором находились восемь членов экипажа, не смог затормозить, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в Киевское шоссе и развалился на части. И хотя Ту-204 садился в сложных метеоусловиях, даже диспетчеры, следившие за приземлением, не могли понять, почему он так и не остановился.
Прояснить причины ЧП должны были эксперты Международного авиационного комитета (МАК), хотя предположения, что могло привести к трагедии, появились уже на следующий день.
Выяснилось, что незадолго до происшествия МАК разослал во все российские авиакомпании, эксплуатирующие самолеты Ту-204 и Ту-214, директиву летной годности этих лайнеров. В документе было указано, что на этих типах машин необходимо "смазать механизмы привода концевых выключателей обжатия амортизатора основной опоры, а в дальнейшем проводить эту процедуру через 150 летных часов при отрицательных температурах и через 600 летных часов – при положительных".
Как предположил источник "Коммерсанта" в комиссии по расследованию ЧП, детали в тормозном механизме Ту-204, который садился во "Внуково", могли, например, обледенеть. Поэтому он не "заметил" приземление лайнера и помешал включить реверс на самолете.
В итоге эксперты МАК подтвердили, что инцидент произошел из-за отказа реверсов, хотя экипаж до последнего пытался остановить машину.
"Через три секунды после приземления произошло опускание и обжатие передней опоры шасси, сигнал обжатия правой опоры шасси на данном этапе не сформировался. Практически одновременно с опусканием передней опоры шасси экипаж одновременно перевел рычаги управления реверсом двигателей в положение максимального реверса одним движением и применил торможение от педалей. Перекладки створок реверсивного устройства на обоих двигателях не произошло, также не произошло автоматического выпуска воздушных тормозов и интерцепторов. Выпуск интерцепторов в ручном режиме экипаж не производил", – говорится в сообщении МАК.
И хотя механизм остановки (реверс) не сработал в первый раз, пилоты предприняли еще несколько попыток остановить машину с его помощью.
Согласно выводам МАК, "выкатывание самолета за пределы ВПП произошло через 32 секунды после приземления, практически по ее оси, на приборной скорости около 215 км/ч. В процессе выкатывания по команде КВС бортинженер выключил двигатели с помощью стоп-кранов". В итоге самолет столкнулся со склоном оврага и развалился на части, когда его скорость достигла около 190 км/ч.
Вскоре после завершения проверки Минтранс провел совещание по ее итогам. Предполагали, что на повестку дня могут вынести вопрос о приостановке свидетельства эксплуатанта Red Wings. Эту информацию "Интерфаксу" подтвердили в Ространснадзоре и в самой авиакомпании. Хотя ни о каком конкретном решении до сих пор не известно.
Причиной для временной приостановки деятельности авиакомпании могли стать несколько инцидентов, произошедших в декабре. Так, по словам представителя Ространснадзора, 21 декабря лайнер с серийным номером RA-64049 выкатился на 350 метров за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту "Толмачево" (Новосибирск). Позже у этого же лайнера 29 декабря (в тот же день произошло ЧП с Ту-204), летевшего из Римини в Москву, при посадке во "Внуково" не сработал реверс правого двигателя. Экипаж смог остановить лайнер в пределах взлетно-посадочной полосы, и тогда никто из пассажиров не пострадал. Впрочем, об инциденте в Ространснадзор сообщили только 18 января - то есть, через 20 дней после происшествия.
"Тогда авиакомпания не предприняла должных мер к профилактике происшествия, и инцидент имел рецидив", – сказал представитель Ространсназора.
Эксперты убеждены, что в произошедшем не стоит искать вину самой авиакомпании – скорее, к ЧП привело неудачное совпадение нескольких факторов, в том числе погодных условий и особенностей самих лайнеров. К тому же, Ту-204, который врезался в Киевское шоссе, прошел техническое обслуживание за две недели до ЧП.
"Оперативное техническое обслуживание воздушного парка ЗАО "Red Wings" осуществляется инженерно-техническим департаментом компании, состоящим из высококвалифицированных инженеров со средним опытом работы по специальности не менее 15 лет, имеющим сертификат соответствия на выполнение данных работ. Периодически техническое обслуживание воздушных судов ЗАО "Red Wing" на основании договоров осуществляют АЦТО "Туполев" и ОАО "КАПО", – говорится в сообщении Red Wings. В нем также отмечается, что за 2012 год в компании прошли четыре плановые проверки, две из них были организованы Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (в марте и сентябре соответственно). А 28 декабря Ространснадзор завершил свою плановую проверку авиапарка компании.
"В результате проверок существенных замечаний в работе авиакомпании не выявлено", – подчеркивается в сообщении.
Кстати, в авиакатастрофе помимо экипажа самолета пострадал и один из водителей, ехавших по Киевскому шоссе. В машину Георгия Жиденко попало колесо шасси самолета и ее отбросило на отбойник. Как выяснилось позже, мужчина получил сотрясение мозга и перелом шейных позвонков. Он также рассказал представителям СМИ, что его семья 10 января обратилась в авиакомпанию, но помощи от нее так и не получила.
"Все что там сделали - направили в страховую. За все это время ни один представитель авиаперевозчика даже не позвонил и не спросил о здоровье", – рассказал Георгий Жиденко корреспонденту "Первого канала".
Впрочем, в самой авиакомпании эту информацию опровергают. По данным Red Wings, все выплаты пострадавшим будет производить не авиакомпания, а ее страховщик – ОАО "СОГАЗ".
"Представители компании разъяснили семье господина Жиденко порядок действий и связали их представителем страховой компании "СОГАЗ" для дальнейшего решения всех вопросов. Убытки, связанные с нанесением ущерба имуществу и здоровью потерпевшего, возмещаются в соответствии с договором страхования по ответственности ОАО "СОГАЗ". Выплаты будут сделаны пострадавшему в соответствии с правилами страхования и законодательством РФ", – отмечается в пресс-релизе компании.
По словам министра здравоохранения Москвы Георгия Голухова, состояние всех выживших в авиакатастрофе улучшается - сейчас его можно оценить как удовлетворительное, и жизни пострадавших ничто не угрожает. Всего в результате жесткой посадки Ту-204 из восьми челнов экипажа, находившихся на борту, погибло пятеро, еще трое до сих пор остаются в больнице.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".